Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак
Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак
Урок познакомит с особенностями строения и условиями жизни представителей типа Членистоногие на примере речного рака.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак»
Тема: Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия
членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак.
Место обитания и образ жизни. Особенности внешнего строения.
Цель:представление особенностей строения и условий жизни представителей типа Членистоногии на примере речного рака.
Задачи:
Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности по теме, в результате чего ученики будут знатьоб особенностях внешнего строения речного рака в связи с водной средой обитания; уметь различать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни».
Развивающая: способствовать развитию мышления, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту, пользоваться опорными знаниями, самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, с иллюстрациями.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат: учащиеся будут глубже знать о многообразии ракообразных, особенностях их строения, обусловленные водным образом жизни.
Оборудование: презентация, учебный материал.
Предметная лексика и терминология: жвалы, усики, фасетки,ногочелюсти, ходильные ноги, статоцисты.
Ход урока
І.Введение
1. Создание коллаборативной среды. Приветствие учащихся. Настрой на восприятие нового материала. Деление на группы.
2. Актуализация знаний. Промежуточный срез знаний по темам: «Черви и Моллюски»
ІІ. Основная часть
Скажите: о каких животных идет речь (чтение стихотворения):
У всех этих животных, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение.
На несколько отделов разделено их тело.
Отделы из сегментов, такое, братцы дело.
Скелет у них наружный - хитиновый покров
Он защитить способен от всяческих врагов
Все это - характерные особенности многих животных
Относящихся к типу ________________
- Да, это тип Членистоногие. Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку.
Не брожу в полях и рощах, Не топчу земных дорог, Хоть имею, между прочим, Тридцать восемь цепких ног.
- Да, это рак.
Учащиеся определяют тему урока.
Вводная информация:Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Около 80 % всех животных, обитающих на земном шаре, составляют членистоногие. В настоящее время науке известно более 1 млн. их видов.
- Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выполнить задание 1.
Задание 1: составить общую характеристику членистоногих в тетради пользуясь учебником § 42.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЛЕНИСТОНОГИХ
Членистоногие -______________________________ симметричные животные. Они имеют плотный покров из _____________________ . __________________ тела указывает на родство и происхождение от древних кольчатых червей. Конечности ___________________________ .
Тело членистоногих разделено на отделы: _____________________________,
____________ и ____________________. К данному типу относятся______________ класса.
- По кактм признакам можно определить, какие животные относятся к определенному классу? Что необходимо составить?
Задание 2: составить систематику Членистоногих.
СИСТЕМАТИКА ЧЛЕНИСТОНОГИХ
Тип членистоногие включает три класса.
краб скорпион бабочки
Вывод:признаки типа Членистоногие
- Что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей?
- Какой хитиновый покров, чем пропитан?
- Какие конечности?
- Какие отделы тела можно различить?
- Роль усиков?
Вывод.
Вводная информация: Среди представителей данного типаРакообразные – это водные членистоногие, органами дыхания которых являются жабрами.
На нашей планете обитает более 35 тысяч ракообразных. Но даже в наше время еще не все виды известны ученым. Ракообразные встречаются практически везде, начиная от луж, рек и озер и заканчивая морями и океанами. Некоторые живут даже в домах. Они приспособились к самым различным условиям. Даже в одном из самых соленых заливов планеты – Кара-Богаз-Гол на Каспийском море живет рак артемия. Некоторые рачки сохраняют жизнь в пересохших водоемах в течение трех лет. Есть среди ракообразных и наземные животные (мокрицы, некоторые крабы), обитающие на суше а различных условиях. Ряд ракообразных (картоеды) ведут паразитический образ жизни, поселяясь на коже рыб.
Ракообразные бывают самых разных размеров – от долей миллиметров до 80 сантиметров. Некоторые ракообразные умеют менять окраску под цвет грунта. Одни раки бегают, плавают или ползают, а другие предпочитают сидячий образ жизни (это морские желуди (балянусы) и морские уточки (лепасы), прикрепляющиеся при помощи подошвы к различным подводным предметам). Поэтому их тело от врагов защищают известковые раковины. Те ракообразные, которые не имеют раковин, покрыты надежным панцирем, состоящим из хитиновых пластин. Такие панцири есть у речных раков, у больших морских раков - омаров, у креветок и крабов, которые тоже относятся к ракообразным. Изнутри к хитиновому покрову присоединены пучки мышц, поэтому он выполняет не только защитную, но и опорную функцию, являясь наружным скелетом (к нему изнутри прикрепляются мышцы). Хитиновый покров настолько тверд, что практически не растяжим. Когда старый панцирь становится тесным, он лопается и сбрасывается, то есть происходит линька. Пока новый покров не затвердел, ракообразные быстро растут.
Задание 3:используя дополнительный материал (приложение) и текст учебника, определите особенности внешнего строения и ответьте на вопросы:
1. Что собой представляет карапакс?
2. Перечислите функции конечностей головогруди.
3. Перечислите функции конечностей брюшка.
4. Особенности строения глаз ракообразных .
5. Что такое статоцисты.
6. Особенности размножения ракообразных.
7. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?
8. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у ракообразных?
9. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?
10. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый.Как происходит процесс роста ракообразных?
11. При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему?
12. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?
13.Где зимуют раки? Почему когда варят раков, они краснеют?
14. Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад?
Вывод.
- Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе.
Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.
Задание 4:
- Найти соответствие:
1. Тип членистоногие имеют … полость тела. 2. Панцирь ракообразных состоит из … . 3. Тело ракообразных разделено на … .
4. Сложные глаза состоят из мелких глазков … . 5. Способ смены покрова - … . 6. Речной рак имеет … пар ходильных ног.
Загадки:
1. В древнегреческой мифологии - это мощный и злой великан с одним глазом во лбу. В биологии - ракообразное животное
2. Каким словом одинаково названы наземное ракообразное, живущее в сырых местах и сорное огородное растение с мелкими листьями и мелкими цветочками?
IІІ. Заключительная часть:
- Рефлексия урока. О чём вы сегодня узнали на уроке?Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
- Домашнее задание.
Ответить на вопрос: Почему среди членистоногих не было, и нет таких крупных животных, как слон или, хотя бы, как собака?