kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с особенностями строения и условиями жизни представителей типа Членистоногие на примере речного рака.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак»

Тема: Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия

членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак.

Место обитания и образ жизни. Особенности внешнего строения.

Цель: представление особенностей строения и условий жизни представителей типа Членистоногии на примере речного рака.

Задачи:

Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности по теме, в результате чего ученики будут знать об особенностях внешнего строения речного рака в связи с водной средой обитания; уметь различать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни».

Развивающая: способствовать развитию мышления, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту, пользоваться опорными знаниями, самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, с иллюстрациями.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемый результат: учащиеся будут глубже знать о многообразии ракообразных, особенностях их строения, обусловленные водным образом жизни.

Оборудование: презентация, учебный материал.

Предметная лексика и терминология: жвалы, усики, фасетки,ногочелюсти, ходильные ноги, статоцисты.


Ход урока

І. Введение

1. Создание коллаборативной среды. Приветствие учащихся. Настрой на восприятие нового материала. Деление на группы.


2. Актуализация знаний. Промежуточный срез знаний по темам: «Черви и Моллюски»


ІІ. Основная часть

Скажите: о каких животных идет речь (чтение стихотворения):

У всех этих животных, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение.

На несколько отделов разделено их тело.

Отделы из сегментов, такое, братцы дело.

Скелет у них наружный - хитиновый покров

Он защитить способен от всяческих врагов

Все это - характерные особенности многих животных

Относящихся к типу ________________

- Да, это тип Членистоногие. Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку.

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.

- Да, это рак.

Учащиеся определяют тему урока.

Вводная информация: Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Около 80 % всех животных, обитающих на земном шаре, составляют членистоногие. В настоящее время науке известно более 1 млн. их видов.

Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле? 

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выполнить задание 1.

Задание 1: составить общую характеристику членистоногих в тетради пользуясь учебником § 42.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЛЕНИСТОНОГИХ


Членистоногие -______________________________ симметричные животные. Они имеют плотный покров из _____________________ . __________________ тела указывает на родство и происхождение от древних кольчатых червей. Конечности ___________________________ .

Тело членистоногих разделено на отделы: _____________________________,

____________ и ____________________. К данному типу относятся______________ класса.


- По кактм признакам можно определить, какие животные относятся к определенному классу? Что необходимо составить?


Задание 2: составить систематику Членистоногих.

СИСТЕМАТИКА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Тип членистоногие включает три класса. 

краб скорпион бабочки


Вывод: признаки типа Членистоногие

- Что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей?

- Какой хитиновый покров, чем пропитан?

- Какие конечности?

- Какие отделы тела можно различить?

- Роль усиков?


Вывод.

Вводная информация: Среди представителей данного типа Ракообразные – это водные членистоногие, органами дыхания которых являются жабрами.

На нашей планете обитает более 35 тысяч ракообразных. Но даже в наше время еще не все виды известны ученым. Ракообразные встречаются практически везде, начиная от луж, рек и озер и заканчивая морями и океанами. Некоторые живут даже в домах. Они приспособились к самым различным условиям. Даже в одном из самых соленых заливов планеты – Кара-Богаз-Гол на Каспийском море живет рак артемия. Некоторые рачки сохраняют жизнь в пересохших водоемах в течение трех лет. Есть среди ракообразных и наземные животные (мокрицы, некоторые крабы), обитающие на суше а различных условиях. Ряд ракообразных (картоеды) ведут паразитический образ жизни, поселяясь на коже рыб.

Ракообразные бывают самых разных размеров – от долей миллиметров до 80 сантиметров. Некоторые ракообразные умеют менять окраску под цвет грунта. Одни раки бегают, плавают или ползают, а другие предпочитают сидячий образ жизни (это морские желуди (балянусы) и морские уточки (лепасы), прикрепляющиеся при помощи подошвы к различным подводным предметам). Поэтому их тело от врагов защищают известковые раковины. Те ракообразные, которые не имеют раковин, покрыты надежным панцирем, состоящим из хитиновых пластин. Такие панцири есть у речных раков, у больших морских раков  - омаров, у креветок и крабов, которые тоже относятся к ракообразным. Изнутри к хитиновому покрову присоединены пучки мышц, поэтому он выполняет не только защитную, но и опорную функцию, являясь наружным скелетом (к нему изнутри прикрепляются мышцы). Хитиновый покров настолько тверд, что  практически не растяжим. Когда старый панцирь становится тесным, он лопается и сбрасывается, то есть происходит линька. Пока новый покров не затвердел, ракообразные быстро растут.


Задание 3: используя дополнительный материал (приложение) и текст учебника, определите особенности внешнего строения и ответьте на вопросы:

1. Что собой представляет карапакс?

2. Перечислите функции конечностей головогруди.

3. Перечислите функции конечностей брюшка.

4. Особенности строения глаз ракообразных .

5. Что такое статоцисты. 

6. Особенности размножения ракообразных.

7. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

8. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у ракообразных?

9. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

10. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных?

11. При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему?

12. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

13. Где зимуют раки? Почему когда варят раков, они краснеют?

14. Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад? 


Вывод.

- Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе. 

Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.


Задание 4:

- Найти соответствие:

1. Тип членистоногие имеют … полость тела.
2. Панцирь ракообразных состоит из … .
3. Тело ракообразных разделено на … .

4. Сложные глаза состоят из мелких глазков … .
5. Способ смены покрова - … .
6. Речной рак имеет … пар ходильных ног.


Загадки:

1. В древнегреческой мифологии - это мощный и злой великан с одним глазом во лбу. В биологии - ракообразное животное

2. Каким словом одинаково названы наземное ракообразное, живущее в сырых местах и сорное огородное растение с мелкими листьями и мелкими цветочками?


IІІ. Заключительная часть:

- Рефлексия урока. О чём вы сегодня узнали на уроке?Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

- Домашнее задание.

Ответить на вопрос: Почему среди членистоногих не было, и нет таких крупных животных, как слон или, хотя бы, как собака?

Заполните таблицу:

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО РАКА


Признаки

Особенности строения

Покров тела


Отделы тела




Органы головогруди





Особенности брюшка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жанас Жа?аг?л Ыбырай?ызы

Дата: 11.08.2016

Номер свидетельства: 339077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия   членистоногих с кольчатыми червями.   Класс Ракообразные. "
    ["seo_title"] => string(135) "obshchaia-kharaktieristika-tipa-chlienistonoghiie-skhodstvo-i-razlichiia-chlienistonoghikh-s-kol-chatymi-chierviami-klass-rakoobraznyie"
    ["file_id"] => string(6) "173164"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423932321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства