Разработки уроков с применением стратегий критического мышления
Разработки уроков с применением стратегий критического мышления
Уроки составлены с применением стратегий критического мышления. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков с применением стратегий критического мышления»
9 класс
Урок биологии № 17/2
Глава V. Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого.
ФИО учителя: Диконтий М.Д., сертифицированный учитель, специалист высшей категории высшего уровня,
Тема урока: Формы размножения организмов. Типы бесполого размножения.
Цель урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий.
Формирование компетенций:
Познавательных:
посредством раскрытия понятий: бесполое размножение, почкование, фрагментация, спорообразование, вегетативное размножение, главный корень, боковые корни, видоизменения корней, пазуха листа, простой лист, сложные листья;
формирования умений анализировать, сравнивать, классифицировать, сопоставлять и обобщать факты и явления;
формирования умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, сравнивать между собой формы бесполого размножения, обосновать биологическое значение бесполого размножения, его недостатки и преимущества.
Личностных: умения отстаивать свою точку зрения, формирование умений применять полученные знания на практике.
Коммуникативных: формирование умений работать над приобретением навыков сотрудничества, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, учиться критично, относиться своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность.
Регулятивных: формировать умение представлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, определять понятия, формируемые в процессе изучения темы, формулировать выводы.
Предметных: отрабатывать на уроке знания по темам подготовки к ВОУД, усвоение учащимися особенностей форм бесполого размножения.
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
термины, описывать сущность бесполого размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных); недостатки и преимущества бесполого размножения, значение бесполого размножения организмов для жизни на Земле.
Учащиеся должны уметь:
анализировать схемы, рисунки, тексты, проводить простейшие исследования, составлять отчет.
Оборудование: таблицы «Вегетативное размножение отводками, черенками и корневыми отпрысками»; «Вегетативное размножение клубнями и луковицами»; «Размножение простейших».
Формы урока: групповая, индивидуальная, коллективная.
Приветствие в паре. Обучающиеся, перекидывая мяч (комок бумаги), друг другу, говорят слова приветствия, подчеркивая его индивидуальность, например: «Привет! Ты как всегда энергичен и весел!», «Привет! У тебя красивый новый портфель!» и т. д.
Задача данного этапа урока - систематизация знаний по теме подготовке к ВОУД. А чтобы узнать, а чем именно, я предлагаю Вам разгадать, что находится в «Черном ящике».
-Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. Создала благоприятные условия, в которых они начали активно питаться и размножаться. Каким образом они размножаются, даже находясь в этом черном ящике?
Это корень, листья, стебель, митоз!
Работа с листами самооценки. Заполните лист.
Индивидуальная работа по рядам.
1 ряд. Тест «Корень»
Задание 1. Установите последовательность расположения зон корня, начиная с корневого чехлика
1) зона проведения
2) зона всасывания
3) зона деления
4) зона растяжения
5) корневой чехлик
Задание 2 . Выберите из перечня особенности строения и функции, характерные для корня.
1) не образует листьев и растет вглубь почвы
2) осуществляет газообмен через устьичные клетки
3) выполняет функцию фотосинтеза
4) закрепляет растение в почве
5) поглощает воду и минеральные вещества
6) регулирует испарение воды листьями
Задание 3. Соотнесите
Признаки корневых систем
Тип корневой системы
1) хорошо развитые придаточные корни, среди которых главный корень не выделяется
2) хорошо развитый главный корень, от которого отходят боковые корни
3) корни отрастают от нижней части стебля или от листьев
4) характерна для однодольных растений
5) характерна для двудольных растений
А) Стержневая корневая система
Б) Мочковатая корневая система
2 ряд. Решение задач.
Задача 1. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?
Задача 2. В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?
Задача 3. Чем можно объяснить, что корни некоторых растений, например орхидей, могут зеленеть на свету?
3 ряд. Работа с таблицей «Митоз», вопросы выбирают на столе, ответить на вопрос и показать фазу на таблице.
Вопрос № 1 Период жизни клетки от деления до деления называется (Интерфаза)
Вопрос № 2 Период покоя клетки называется (Клеточный цикл)
Вопрос № 3 Собственно митозу предшествует (Деление ядра)
Вопрос № 4 Митоз заканчивается (Делением цитоплазмы)
Вопрос № 5 В клетках тела человека содержится 46 хромосом. Сколько хромосом будет в клетке тела человека после митоза? (46)
Вопрос № 6 В профазе митоза происходит (хроматин спирализуется до состояния хромосом, ядрышки исчезают, ядерная оболочка распадается, центриоли расходятся к полюсам клетки, в цитоплазме начинается формирование веретена деления)
Вопрос № 7 В анафазе митоза происходит (дочерние хромосомы отделяются друг от друга (хроматиды становятся хромосомами) и расходятся к полюсам)
Вопрос № 8 Хромосомы расположены в одной плоскости в центре клетки (на экваторе). К каждой из них в области центромеры присоединены с двух сторон нити веретена. Это характерно для фазы митоза (Метафазы) Вопрос № 9 В телофазе хромосомы (хромосомы деспирализуются (раскручтваются, деконденсируются) до состояния хроматина, появляются ядро и ядрышки, нити веретена деления разрушаются, происходит цитокинез – разделение цитоплазмы материнской клетки на две дочерних).
2 Фаза осмысления.
Американский биолог Джозеф Меллер образно говорил: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень-очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».
Вопрос к классу: Как вы думаете, о каком процессе жизнедеятельности организмов идёт речь? (работа в паре)
Итак, тема сегодняшнего урока: Формы размножения организмов. Типы бесполого размножения.
Учащимся продолжают работу с оценочными листами знаний, которые заполняют на фазе вызова, фазе осмысления и фазе рефлексии.
Учитель: Как вы думаете, чем характеризуется бесполое размножение?
Характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из соматических клеток, тем самым обеспечивается однородность потомства.
Учитель: Какое размножение называют бесполым?
принимает участие одна особь
без участия половых клеток
в основе митоз
дочерние организмы – копия материнского
Преимущество - быстрое увеличение численности
Недостаток?- не обеспечивает выживания в непостоянной среде.
Учитель: Какие формы бесполого размножения вы знаете? (работа в паре с текстом учебника пар.17, составить кластер, ключевое слово «Формы бесполого размножения»). Публичное обсуждение.
Учитель: Остановимся на вегетативном размножении. Учащиеся работают в паре, заполняют таблицу, используя учебник на стр.
Вегетативное размножение растений
Способы вегетативного размножения
Примеры растений
1. Клубни
Картофель
2. Стеблевые черенки
Жасмин, ива
3. Надземные ползучие побеги (усы)
Земляника
4.Листовые черенки
Бегония
5.Корневой черенок
Вишня, слива
6. Корневище
Осот
Учитель. Сегодня мы говорили о формах бесполого размножения различных организмов.
Вопрос: В чем преимущества бесполого размножения?
Преимущества (запись в тетрадь):
происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнера;
численность организмов увеличивается относительно быстро;
в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью — организмов, хорошо приспособленных к жизни в этих конкретных условиях.
А каковы недостатки бесполого размножения?
Недостаток (запись в тетрадь):
не обеспечивает выживания в изменчивой, непостоянной среде (новые признаки, которые могут оказаться полезными при изменении условий среды, при бесполом размножении появляются только в результате относительно редких ситуаций).
3 Фаза рефлексия.
Задание. Определить верно, ли данное высказывание.
Выполнение работы в парах. Выбери верный ответ:
1.Спорообразование характерно для гидры. -
2.Зелёная эвглена размножается путём деления клетки. +
3.При бесполом размножении участвует одна особь. +
4.Мхи и папоротники размножаются почкованием. -
5.При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов. –
6.Для простейших характерно деление пополам. +
7.Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. +
Стиль языка, подходящие для диалога/письма в классе: научный.
Вопросы для обсуждения:
В какой части цитоплазмы протекают все процессы обмена веществ?
Какая часть цитоплазмы обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов?
Можете ли вы сказать, почему если движение цитоплазмы прекращается, то клетка гибнет?
Можете ли вы сказать, почему ЭПС называют экспортной системой клетки?
Подсказки:
Предыдущее обучение
Знание понятия клетка, прокариоты, эукариоты, органоиды.
План
Планируемые сроки
Планируемые действия.
Ресурсы
Начало урока - вызов
посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Зарядитесь энергией хорошего настроения на весь урок.
Подпишите лист самооценки, в ходе урока оценивайте свою деятельность по критериям. 2 мин.
Прием « Ассоциации»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
О чем пойти речь на уроке? 2 мин.
Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “ Органоиды цитоплазмы, их структура и функции ”? (Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, на листе бумаги, и вешают на доске, озвучивают).3 мин.
Работая с текстом п.14 , стр.76 делать пометки условными знаками обозначая «З» - знаю,
«У » - узнал, «Х» - хочу знать, затем перенести информацию в таблицу. 7 мин.
Знаю
Узнал
Хочу знать
У каких птиц больше перьев? (места обитания, молодая, старая птица)
Публичная защита – 3 мин.
Какие функции выполняет цитоплазма?
Работа в парах – работа с текстом учебника стр. 76, составьте кластер по вопросу «Функции цитоплазмы»: 3 мин.
Является внутренней средой клетки;
Осуществляет связь между ядром и органоидами;
Выполняет роль матрицы для синтеза углеводов;
Служит местом расположения ядра и органоидов;
Осуществляет передачу наследственной информации;
Служит местом расположения хромосом в клетках эукариот.
Защита кластера – 1 мин.
Итак: В какой части цитоплазмы протекают все процессы обмена веществ?
Какая часть цитоплазмы обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов?
Для изучения свойств цитоплазмы будем работать в парах, выполняя лабораторную работу, но сначала прочитаем текст учебника на стр. 79-80. 3 мин.
Назовите основное свойство цитоплазмы?
Лабораторная работа № 3
Тема: Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
Цель: пронаблюдать движение цитоплазмы в клетках водного растения элодеи.
Оборудование: листья элодеи, чашки Петри, микроскоп.
Ход работы:
1.Назовите свойство цитоплазмы.
2. Рассмотреть под микроскоп приготовленный м/п листа элодеи в капле воды.
3.Зарисовать по одной клетке и указать стрелками направление движения цитоплазмы. Обозначить части клетки на рисунке: хлоропласты, стенку клетки, вакуоль, цитоплазму.
4.Какие виды движения цитоплазмы различают?
5.Вывод. Можете ли вы сказать, почему если движение цитоплазмы прекращается, то клетка гибнет? 10 мин.
На обратной стороне каждого лепестка ромашки написан термин. Учащиеся отрывают лепестки и объясняют значение термина (цитоплазма, циклоз, гиалоплазма, прокариоты, эукариоты). 5 мин.
Дерево с плодами (красные - весь материал усвоен, желтые - есть вопросы, зеленые - материал не усвоен)
На доске дерево - яблоня и учащиеся соответствующего цвета размещают яблоки.
3 мин.
Сдаем листы самооценки.
Лепестки ромашки с терминами.
Постер с рисунком яблони, стикеры «яблоко»- 3-х цветов.
.
Дополнительная информация
Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способности учащихся?
Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретение знаний учащихся?
Межпредметные связи, соблюдение СанПиН, ИКТ компетентность, Связи с ценностями.
Применение следующих методов: репродуктивные, частично-поисковые, словесные, наглядно-образные.
Через формы работы: индивидуальная, по парам.
Заполнение таблицы “ЗУХ”.
Составление кластера.
Выполнение лабораторной работы.
Ответы на вопросы.
Выполнение задания «Ромашка».
Заполнение листов самооценки.
Ботаника, физика, русский язык, химия.
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными? Что сегодня учащиеся изучили? На что было направлено обучение? Хорошо ли соблюдалась дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Итоги урока, ответы на самые актуальные вопросы из блока слева.
Рефлексия в форме «Дерево с плодами».
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошло очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?