Разработка урока по теме "Многообразие грибов" 5 класс
Разработка урока по теме "Многообразие грибов" 5 класс
Данный урок разработан на основе фронтально- парной работы. На каждом этапе урока ребята работают в парах и со схемами, что повышает уровень запоминания данного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.
Предметные УУД:
Представление о грибах и их многообразии; значении в природе и для человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другу; давать определение понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.
Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
Понимание признаков сходства грибов с живыми организмами.
Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Вводная часть: (Мотивация) Методом мозгового штурма определение темы и постановка задач урока. А) Попробуем сформулировать тему урока. «Черный ящик». Отгадайте загадку и определите, что находится в черном ящике. Работа индивидуальная Что случилось с нашим хлебом? Хлеб таким, ведь, раньше не был. Стал белым, пушистым, хлебушек друзья. Но, к сожаленью, есть его нельзя! Ответ: грибы, плесень мукор. Б) Подтвердим догадку, решив ребус.
В) Подумайте, какие цели мы поставим перед собой при рассмотрении этой темы… (после высказывания учащихся, учитель редактирует формулировку целей)
2.Определение темы урока.
Что за чудище такое?
Есть как мизер, есть большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
3. Постановка учебной задачи (2 мин).
Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Грибы, их многообразие и значение.
Откройте тетради, запишите число. Тему урока.
Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Цель: Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы.
(Целеполагание)
Для предстоящей работы необходимо распределиться на пары (ученики садятся парами)
Все записи, которые я делаю на доске, вы переносите в свои тетради.
(Актуализация материала)
1-й фронтально-парный цикл
Вброс содержания
Мы обычно не задумываемся насколько сложны некоторые простые вещи, которые нас окружают. Вот и грибы-уникальные создания природы.
Карл Линней в «Системе природы» в 1735г. описал 95 видов, однако, не сумев их классифицировать, определил выделенную группу как хаос, в котором якобы невозможно найти никакой системы. «Порядок грибов хаос есть…»- писал о них Карл Линней
Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников.
Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание назвать так грибы? Почему ученые долгое время спорили, к животным или растениям отнести эти организмы, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство? Докажите, что грибы — это самостоятельное царство живой природы.
Схема 1: К.Л. оп. -95 в.-Гр-Х.!
Схема 2: Ф.у.б.В-ох. Гр-Дьяв.!
Запуск парной работы
Учитель дает задания для работы в парах:
– По очереди восстановите текст с опорой на схему, дополняя друг друга. Приведите по два доказательства, почему грибы выделяют в отдельное царство.
Работа в парах и ее отладка
Во время парной работы учитель осуществляет отладку:
ходит по классу, обращает внимание на записи обучающихся, слушает, как работают в парах, при затруднении работы в парах оказывает адресную помощь
Акцентирование
Учитель осуществляет акцентирование по способу работы в парах (спрашивает обучающихся из разных пар):
– В вашей паре оба партнера восстановили текст? Были ли дополнения? Получилось привести по два доказательства?
Учитель фронтально осуществляет акцентирование по содержанию учебного материала:
Кто в 1735 году не сумел отнести грибы ни к одной из групп классификации?
Кто в 1918 г. Охарактеризовал грибы как дьявольское произведение?
2-й фронтально-парный цикл
Вброс содержания
Объяснение учителя:
Строение шляпочного гриба:
Грибница шляпочных грибов живёт в почве, в лесной подстилке. Её можно обнаружить, если осторожно снять верхний слой почвы возле срезанного гриба. Там можно увидеть белые тонкие ветвящиеся нити.
Ножка и шляпка плодового тела образованы нитями грибницы, которые плотно прилегают друг к другу.
В шляпке выделяют два слоя. Верхний слой покрыт окрашенной кожицей. В нижнем слое образуются и созревают споры.
(по ходу изложения учитель делает опору на доске)
Запуск парной работы
Учитель дает задания для работы в парах:
– Составить по два вопроса, чтобы ответом было содержание схемы. Сначала составьте вопросы, запишите их в тетрадь, затем задайте напарнику
Работа в парах и её отладка
Учитель осуществляет отладку работы в парах:
наблюдает, слушает, обращает внимание на включенность обоих партнеров.
Акцентирование
Учитель осуществляет акцентирование по способу работы в парах (спрашивает обучающихся из разных пар):
– Получилось задать по два вопроса? Вопросы были разные? В вашей паре, кто первый задавал вопрос (какой?). Что ответил напарник?
Учитель фронтально осуществляет акцентирование по содержанию учебного материала:
Из каких частей состоит гриб?
Что образует плодовое тело?
Что такое гифы гриба?
3-й фронтально-парный цикл
Вброс содержания
Объяснение учителя
- Все многоклеточные грибы разделяют на три группы: трубчатые, пластинчатые. Трубчатыми (или губчатыми) грибы называют потому, что нижняя часть их шляпки напоминает губку, состоящую из тоненьких трубочек, в которых образуются споры. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся тонкие пластиночки, расходящиеся от середины к краям, как лучи.
Записи учителя на доске:
Шл. Гр.
Труб. Пласт.
Масленок Сыроежка
Запуск парной работы
Учитель предлагает учениками сменить напарника. Распределяет детей по вариантам и дает задания для работы в парах:
– Дополните схему. Первый вариант восстанавливает таблицу. Напарник слушает, если нужно дополняет. Второй вариант, слушает, если нужно дополняет. Напарник соглашается или предлагает свой вариант.
Работа в парах и её отладка
Учитель осуществляет отладку работы в парах:
обращает внимание на включенность в работу, оказывает адресную помощь (по необходимости)
Акцентирование
Учитель осуществляет акцентирование по способу работы в парах (спрашивает обучающихся из разных пар):
На какие группы делятся шляпочные грибы?
По какому принципу их так разделили?
4-й фронтально-парный цикл
Вброс содержания
Пользуясь материалом учебника, ребята составляют схему, приводят примеры
Грибы
Съедобные Несъедобные
Ребята самостоятельно заполняют таблицу (учебник стр. 61,62).
Группа грибов
Примеры.
Среда обитания
значение
Шляпочные грибы
Подосиновик, белый гриб, лисичка,
В лесах
-Употребляют в пищу
Плесневые грибы
Мукор
Пеницилл
(зеленая плесень)
В виде плесени на хлебе, пищевых продуктах
?
-Портит продукты питания; вызывает болезни животных, опасен для человека
-Выделяют антибиотик-вещество убивающее бактерии
Одноклеточные грибы
Дрожжи
Стригущий лишай
?
На поверхности растений, в нектаре цветков, на плодах в почве.
На коже человека и животных
На поверхности растений
-Используют в хлебопечении, виноделии, пивоварении
?
-Вызывает заболевания растений (картофеля, томатов)
Запуск парной работы
Учитель дает задание для работы в парах:
-Заполните недостающую информацию в таблицу.
–Первый вариант заполняет среду обитания и аргументирует информацию напарнику почему он так считает, второй – заполняет примеры и значение грибов и аргументирует почему он так считает. Когда один рассказывает, другой внимательно слушает, соглашается или задаёт вопросы к услышанному.
Учитель осуществляет отладку работы в парах:
следит за тем, чтобы обучающиеся заполняли соответствующие части таблицы индивидуально, а в парах аргументировали свой выбор.
Работа в парах и её отладка
Учитель осуществляет отладку работы в парах:
следит за тем, чтобы обучающиеся заполняли соответствующие части таблицы индивидуально, а в парах аргументировали свой выбор.
Акцентирование
Учитель осуществляет акцентирование по способу работы в парах (спрашивает обучающихся из разных пар):
-Удалось ли заполнить недостающие элементы таблицы?
- Что написал ваш напарник?
Учитель фронтально осуществляет акцентирование по содержанию учебного материала и просит сравнить правильность заполнения таблицы.
Группа грибов
Примеры.
Среда обитания
значение
Шляпочные грибы
Подосиновик, белый гриб, лисичка,
В лесах
-Употребляют в пищу
Плесневые грибы
Мукор
Пеницилл
(зеленая плесень)
В виде плесени на хлебе, пищевых продуктах
На пищевых продуктах и на почве
-Портит продукты питания; вызывает болезни животных, опасен для человека
-Выделяют антибиотик-вещество убивающее бактерии
Одноклеточные грибы
Дрожжи
Стригущий лишай
Фитофтора
На поверхности растений, в нектаре цветков, на плодах в почве.
На коже человека и животных
На поверхности растений
-Используют в хлебопечении, виноделии, пивоварении
-Вызывает заболевания кожи
-Вызывает заболевания растений (картофеля, томатов)
Обучающиеся аргументируют записи и правильность заполнения.
Учитель задаёт вопросы:
- Что вызвало у вас затруднения?
Завершающий этап
Заполните пропуски в предложениях. (3 -4 мин.)
Грибы – ________ организмы.
Тело гриба называется - ____________.
Плодовое тело состоит из _____________ и ____________.
Грибы делятся на________ и ______.
Обменяйтесь ответами с напарником, проверьте правильность выполнения.
Варианты правильных ответов:
Живые
Мицелием
Ножки и шляпки
Пластинчатые и трубчатые.
Рефлексия деятельности
Учитель организует рефлексию, используя прием незаконченных предложений.
Я узнал _________________________________________________
Я научился ______________________________________________
Мне понравилось__________________________________________ Я затруднялся ____________________________________________ Мое настроение __________________________________________.
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Д/з §14,
Творческий уровень: выполнить модель грибов из бросового материала или пластилина.