3. Постановка учебной задачи.
4.Усвоение новых знаний и закрепление первичное.
5 Первичная проверка понимания.
6.Физкульт- минутка
7.Закрепление изученного материала
8.Рефлексия.
9. Задание на дом, выставление оценок. | Тема нашего урока – фотосинтез! Сегодня весь урок вы будете работать с инструктивными картами, которые лежат у каждого на столе. Запишите число и тему урока в ваших инструктивных картах. Ребята, мы сегодня с вами на уроке изучим один из важнейших и уникальных явлений природы! Цель урока – выяснить, в чем заключается этот процесс, познакомимся с историей его открытия и значением фотосинтеза в масштабах нашей планеты. Я уверена, что те знания, которые вы получите, помогут ответить на вопрос: «Почему на Земле существует жизнь»? Посмотрите вокруг , что вы видите? (цветы, траву ,деревья). Наверняка, вы задумывались о том, зачем нужны леса, растения? Почему мы все чаще слышим, что необходимо их сохранять? Вспомните сколько знаменитых художников писали природу - Жуковский, Шишкин! Нет в природе ничего прекраснее живых зеленых растений! Давайте сейчас ответим на несколько вопросов в ваших инструктивных картах. Я уверена, на многие вы уже сейчас сможете ответить! Найдите Задание № 1 и заполните 2 колонку –« в начале урока», на выполнение – 3 минут Каково значение растений? Что такое фотосинтез? У каких организмов возможен фотосинтез? В каких частях клетки осуществляется фотосинтез? Что вы ответили на вопрос «Каково значение растений?» (Питание!) Какие органические вещества в растениях содержатся? Например, углеводы – крахмал, сахар. А как питаются сами растения? ВИДЕОФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА Ребята, я вам предлагаю сегодня совершить небольшое путешествие в растительный организм. Хотите? Представьте, что вы ученые – эксперты в области биологии. А кто такие эксперты? Специалисты, которые могут дать объяснение любому явлению на основе своих знаний. Так давайте сначала проверим ваши знания о растениях! Готовы? В ваших инструктивных картах найдите задание № 2. Это небольшой текст, в котором нужно вставить подходящие по смыслу термины. На выполнение – 3 минуты! Текст Лист растения состоит из 3 частей: …………………………………, мякоть и жилки. В клетках мякоти листа содержатся зеленые пластиды, которые называются………………………, они содержат пигмент - ……………………………… В кожице листа находятся ………………………………., через которые осуществляется газообмен и ……………………………… воды. В жилках листа имеются ситовидные трубки и …………………………… проводящей ткани. Давайте проверим, что у вас получилось! Читаем по очереди каждое предложение. (Ученики читают по 1 предложению). За каждое правильное слово 1 балл. Подсчитайте свои баллы! (максимально - 6 баллов) Проверка показала, что вы – настоящие эксперты! И сейчас я прошу вас проанализировать эксперименты, которые в разное время были проведены вашими коллегами – биологами. Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой. Вывод: учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды. Опыт № 1 – опыт Яна ванГельмонта. Обращаюсь к экспертной оценке 1 группы: что поглощало растение? Откуда берут растения питательные вещества? Что еще растворено в воде? Следующий опыт – опыт Джозефа Пристли.Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам получили такое название. Какое вещество образуется при фотосинтезе? (кислород) Пожалуйста, сделайте вывод: почему мышка, помещенная под колпак вместе с зеленым растением, не погибала? Что выделяло растение? А что при этом поглощало? Опыт № 3 – опыт Сакса. Мы его провели сами .3 группа экспертов ответит: что образуется в клетках растений на свету? Давайте сделаем выводы: что необходимо для процесса фотосинтеза? 1. зеленые растения, хлорофилл, 2. Угл. Газ и вода - неорганические в –ва. Как попадает вода? Как попадает угл. газ? 3.солнечный свет. Что образуется в результате фотосинтеза? 1.органические вещества – сахар, крахмал, глюкоза; 2. Кислород.
Ну, что, устали? Немного разомнемся! Я вам предлагаю подняться и встать возле стола прямо, ноги вместе, руки вдоль тела. Упражнение системы йога. Оно называется гора.подтяните живот, плечи расправьте. Делаем вдох и выдох. Затем на вдохе соединяем ладони перед собой, пальцы смотрят вверх и сомкнуты. Продолжая вдыхать, вытянуть ладони максимально вверх и встать на носки, потянуться вверх. На выдохе опустить руки вниз и на следующем вдохе все повторить. Молодцы, присаживайтесь. Видеоролик. Что же такое фотосинтез? Фотосинтез можно разделить на 2 части: световая и темновая. Почему? В световую фазу (на свету) происходит поглощение световой энергии и выделяется кислород. В темновой фазе (свет уже не нужен) – та энергия, которая накопиласьиспользуется для образования органически в – в. Эти орг. в –ва перемещаются в другие органы растения. Работа в группах На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания Фантазеры”. 1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)
3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей? (Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян. В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )
4. “Историки” В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица.Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.) Давайте проверим ваши знания! В карте задание № 4. Укажите стрелками те вещества, которые необходимы для фотосинтеза и вещества, которые образуются в результате фотосинтеза! Давайте проверим ваши результаты, какие вещества необходимы для фотосинтеза? Какие вещества образуются в результате фотосинтеза? (ученики проверяют правильность ответов). Как вы думаете, можно фотосинтез назвать питанием растений? 1. Это – воздушное питание, которое связано с минеральным питанием растений! Только растения и некоторые бактерии могут из неорганических веществ создавать органические, которые служат пищей всем остальным организмам. Ежегодно все растения создают 160 млрд. тонн органических веществ. Растения – накопители солнечной энергии. Например, люди создают солнечные батареи и могут накопить совсем неб. Количество, а растения за год накапливают в 170 раз больше, чем все электростанции в мире! Растения – источник кислорода на Земле! Ежегодно выделяют 200 млрд. тонн кислорода. 80 % выделяют водоросли в океане. Их по – праву называют «легкими планеты» Оказывается, что те топливные ресурсы, которые при сжигании дают нам тепло , энергию тоже образовались млн. лет назад из растений, которые накопили энергию Солнца. В заключение хочу привести афоризм : «Миром правят красное солнышко и зеленое зернышко» Ребята, а теперь вернемся к нашим вопросам в задании № 1 и ответим на них! Пожалуйста отвечайте по одному и вписывайте ответы в колонку «в конце урока». Прочитайте ваши ответы! За каждое совпадение ответов - вы получаете по 1 баллу. Итак. Урок подходит к концу. Давайте ответим на ряд вопросов . используя смайлики «Я» --Как чувствовал себя в процессе работы? -- С каким настроением работал? -- Доволен ли собой? «Мы» -- Насколько комфортно мне работалось в группе? -- Были ли у нас затруднения при совместной работе? «Дело» -- Достигли ли мы поставленных задач? -- Для чего нам материал, изученный сегодня ? -- Закончите тему урока: Фотосинтез--- . Подсчитайте все свои баллы и поставьте себе оценку : если 11 баллов и выше «5», если 7-10 то «4», если меньше—то повторите п.24,25,26.Из учебника § 26, составить синквейн.Спасибо за урок!Мне было приятно с вами работать и надеюсь вам тоже. | Показывает иструктивную карту .,настраивает на работуэ
Показывает картины..
Указывает на доску Организует обсуждение.
Показывает видеофрагмент
Создает проблемную ситуацию.
Показывает слайды
Организует обсуждение.
Организует первичную проверку знаний.
Проводит опыт
Показывает упражнения и организует на смену деятельности.
Показывает видеоролик , организует обсуждение и обмен мнениями.
Организует работу в группах
Организует работу в инструктивных картах.
Организует фронтальную беседу.
Организует учащихся на рефлексию.
Записывает задание на дом на доске, поясняет задание так, как оно дифференцированное каждый выбирает сам. | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, слушают ответы одноклассников, работают в картах
Работа с инструктивными картами, отвечают на вопросы..
Работа с инструктивными картами.
Заполняют инструктивные карты.
Учащиеся отвечают на предложенные вопросы
Выполняют работу в картах, затем обмениваются работами с соседом по парте и оценивают ее.
.
Выполняют упражнения.
Работают в группах.
Обсуждают совместно проблемную ситуацию.
Заполняют карты инструктивные.
Обсуждают роль растений в природе и жизни человека.
Отвечают на поставленные вопросы. используя смайлики.
Записывают задание в дневники.
. | Формирование умения критически относиться к информации , уметь анализировать.
Формирование умения пониматьсмысл биологических терминов
Формирование умения пониматьсмысл биологических терминов
Формирование умения понимать смысл биологических терминов: автотрофы, устьица, гетеротрофы.
Формирование умения понимать смысл биологических терминов
|