kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии для 6 класса по теме "Строение цветка" разработан в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии для 6 класса»
















Конспект открытого урока по биологии

«Строение Цветка»

6 класс














Подготовила и провела:

Курмашева С.Р.

учитель биологии














2016



Тема урока «Строение цветка»

Цель: сформировать знания о строении и значении цветка в природе, роли цветов в жизни человека, в произведениях искусства, литературы.


Задачи:

Образовательные:

  • изучить особенности строения цветка,

  • сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

  • прививать бережное отношение к природе

  • Воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе, интерес к произведениям искусства, литературе,

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

оценивать и сравнивать

развивать умения работать с текстом учебника


Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, практический.


Ход урока

  1. Организационная часть

- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие.

- Организация внимания:

слайд 1

Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз...
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слез,
Левкой, такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда,
И с нивы занесенный
Прелестный василек,
И мак, кичливо-сонный,
И белый - белый дрок.
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ребята, о чем это стихотворение? Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке, какая тема урока?

А что мы должны узнать о цветах?

Актуализация материала:

У нас сегодня необычный урок – это урок биологии и литературы. И мы действительно будем изучать цветок.

слайд 2


Сегодня мы узнаем о том, какое строение имеет цветок, какую роль он играет в жизни растений, а также познакомимся с мифами и легендами народов мира о цветах.


слайд 3

- Цветы – удивительнейшее лекарство для души. Нельзя не согласиться с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.


Скажите, из каких органов состоит растение?

А что такое Цветок? Найдите ответ в учебнике слайд 4

слайд 5

(Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения).


3. Изучение нового материала:


Давайте рассмотрим строение цветка.

1. Познакомьтесь со строением цветка яблони, изучив рисунок на стр. 59 в учебнике.

2. Перечислите органы цветка, используя рисунок.

3. А теперь покажите и назовите их на модели.

слайд 6


слайд 7

Лепестки имеют разную окраску, форму и размеры. Они образуют – венчик, самую яркую и заметную часть цветка. Почему венчик цветка такой яркий и заметный? (Для привлечения насекомых, которые прилетают сюда за нектаром и пыльцой, опыляя цветки) Если лепестки срастаются между собой, такой венчик называется сростнолепестным. Если лепестки не срастаются, то венчик называется раздельнолепестным или свободнолепестным.


У кого модель цветка свободнолепестной, а у кого сростнолепестной?


Достаточно часто случается так, что венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков. Чашечка тоже может быть сростнолистная и раздельнолистная. (запишите что образуют чашечки и венчик). Вместе венчик и чашечка образуют околоцветник.

Чашечка + венчик = околоцветник.


Выделяют цветки, имеющие простой и двойной околоцветник. Какое отличие в строении имеют цветки с простым и двойным околоцветником? Посмотрите на модели этих цветов и попробуйте сказать. (если есть чашелистики, значит околоцветник двойной). слайд 8



Ребята посмотрите на листочки этих двух цветков и скажите, чем они различаются?

Различают правильные и неправильные цветки, как вы думаете какой из них правильный, какой неправильный? слайд 9


Какие органы располагаются в центре цветка? (тычинка и пестик). Покажите их на моделях.

Это главные части цветка «Из каких частей состоят тычинка и пестик?»

Подпишите их на рисунке.



(Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи.) В гнёздах завязи находятся семязачатки. Какую роль выполняют семязачатки? (Из них образуются семена). слайд 10


Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Внутри пыльника развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цветках различно. слайд 11



Главными эти части названы потому, что участвуют в образовании семян, т. е. семенном размножении. Если мы будем рвать цветы без надобности, то они не дадут потомства, а значит, могут исчезнуть.


Растения, имеющие и пестики и тычинки называются обоеполыми. слайд 12


У некоторых растений есть только пестики, у некоторых только тычинки, такие называются раздельнополыми (огурец, кукуруза). слайд 13


На ваших листочках записаны формулы цветков, используя обозначения расшифруйте эти формулы. слайд 14



Физминутка

А сейчас мы проведём упражнение на снятие мышечного напряжения.

1.Сядьте на корточки.

2.Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы.

3.Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко.

4.Из семечка проклюнулся росток и из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

5.Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

6.Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо.


Мы продолжаем говорить о цветах, но уже как о героях литературных произведений. Очень много сказок, стихов и других произведений сложено о цветах. Сегодня мы познакомимся с мифами о цветах.


Мировая литература существует уже много тысяч лет, и начинается она с мифологии. Само слово «миф» — древнегреческое. Оно означает «сказание», «предание» . слайд 15


МИФЫ (греч. mythos – слово, предание, сказание) – сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.


слайд 16

Роза

Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Лепестками этих цветов усыпали путь возвращающихся с войны победителей. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство.


Анютины глазки


Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделенной любви.


Календула


Благодаря своеобразной форме плодов в народе календулу называют ноготками. В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а когда почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Люди выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками. Календулу называют иногда «невеста лета» из-за тенденции цветка поворачиваться за солнцем.


Нарцисс


Древнегреческая легенда повествует о том, что некогда жил красивый молодой юноша Нарцисс, многие, увидев его, влюблялись в него, но он отвергал любовь всех. Однажды его увидела и полюбила нимфа, но и ее любовь отверг Нарцисс. Нимфа от безнадежной страсти стала сохнуть, и от нее остался только голос - эхо. Но перед смертью Нимфа произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит». Однажды юноша гулял в лесу в жаркий день и захотел попить из ручья. Он наклонился над водой и увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, чтобы увидеть свое отражение и любоваться им. Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял почти на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели, последний раз вырос душистый белый цветок холодной красоты.


Гладиолус- «меч»( в переводе слатинского) и с древних времен считается цветком гладиаторов. Есть одна легенда, которая гласит о том, откуда появился этот красивый цветок.

Шла война между фракийцами и римлянами, которые одержали победу. Римский полководец, после победы, приказал воинам захватить в плен сдавшихся фракийцев и превратить их в гладиаторов. Среди пленных, два юноши Терес и Сент очень тосковали по родине и этим сдружились.

Узнав об этом, жестокий полководец, желая развлечь публику, заставил Сента и Тереса сражаться друг против друга перед толпой зевак. Победителю была обещана свобода и возвращение на Родину — это было заветное желание обоих друзей, ради которого, оно готовы были отдать свою жизнь.

Затрубили трубы, призывая гладиаторов к битве.

Друзья-гладиаторы, выйдя на ринг, отбросили мечи в сторону и кинулись друг к другу в объятия. Их обоих казнили. Но как только их тела упали на землю, на месте, ими кинутых мечей, расцвели высокие и красивые цветы. Увидев такое зрелище, в честь самых благородных друзей-гладиаторов, цветы назвали гладиолусами.


-Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что красота цветов не оставляет равнодушными ни писателей, ни художников, ни поэтов.


Нет благородней и нежнее красоты,

Чем та, что дарят нам цветы.

Ведь соразмерно все в строении цветка –

От кончиков корней до лепестка.

Нас радует нежнейший аромат,

И буйство красок нам ласкает взгляд.

В их красоте всегда найдут сюжет

Художник, музыкант, поэт.

Листочки – руки тянут к нам свои,

Нам говоря: любуйся, но не рви.

Не бойся, я тебя услышу,

И никогда, поверь мне, не обижу.

Ведь твердо я уверен в этом:

“Цветы – восьмое чудо света!”


Первичное закрепление материала:

Учитель читает текст, а ребята внимательно слушают, если есть ошибка, то ребята хлопают в ладоши. Учитель спрашивает ученика, он исправляет ошибку.


Осевая часть цветка, на которой расположены все его части, носит название венчик (цветоложе). Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки. Чашечка цветка образована лепестками (чашелистиками), а венчик чашелистиками (лепестками). Околоцветник выполняет функцию – защищает главные части цветка. Главные части цветка – это завязь и венчик (пестик и тычинки). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, пестик – из рыльца, столбика и цветоножки (завязи).


Подведение итогов, рефлексия

Учитель биологии: Ребята, мы очень много нового и интересного узнали о цветке на сегодняшнем уроке. Какое значение имеет цветок в природе и жизни человека? слайд 17


  1. Цветок – орган семенного размножения растений.

  2. Привлекает насекомых – опылителей.

  3. Цветы являются «героями» произведений искусства.

  4. Привносят в жизнь красоту, яркость, разнообразие.

  5. Являются символами жизни.


- Какое настроение вызвал у вас урок?

Продолжите, пожалуйста, предложение:

Сегодня мне урок понравился потому, что … (высказывания детей).

Оцените свое самочувствие на уроке: Зеленый лепесток-урок понравился, мне все было понятно, красный лепесток – урок не очень понравился, многое было не понятно, желтый лепесток – трудно определиться, понравился урок или нет.

Дом. задание. слайд 18


-Написать сочинение – миниатюру на тему: «О чём говорят цветы» с использованием биологических терминов.

-Подготовить сообщение « Легенды о цветах»

- Найти загадки о цветах

слайд 19







































8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по биологии для 6 класса

Автор: Курмашева Сильва Раисовна

Дата: 17.11.2016

Номер свидетельства: 359651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка урока биологии на тему: "Строение и функции кожи" "
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-uroka-biologhii-na-tiemu-stroieniie-i-funktsii-kozhi"
    ["file_id"] => string(6) "112963"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409043299"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методическая разработка урока биологии для 8 класса "Анализаторы человека""
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-biologhii-dlia-8-klassa-analizatory-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "258377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448475362"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка урока  биологии 8 класс с мультимедийной презентацией "Орган слуха и равновесия. Их анализаторы." "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-uroka-biologhii-8-klass-s-mul-timiediinoi-priezientatsiiei-orghan-slukha-i-ravnoviesiia-ikh-analizatory"
    ["file_id"] => string(6) "112316"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408516552"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "урок биологии 7 класс по теме " Тип Круглые черви" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-biologhii-7-klass-po-tiemie-tip-krughlyie-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "161683"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422267348"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Разработка урока биологии для 5 класса по теме «Папоротники» в соответствии с требованиями ФГОС."
    ["seo_title"] => string(100) "razrabotka-uroka-biologhii-dlia-5-klassa-po-tiemie-paporotniki-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "263192"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449500193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства