Тема : Грибы
Цели урока:
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности,направленной на изучение шляпочных грибов.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;
Предполагаемые результаты:
Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов
Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.
Тип урока: изучение нового материала,.
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Развиваемые УУД
1.Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.
Учащиеся настраиваются на работу на уроке.
Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.
2. Актуализация
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные н?дочёты.
Проверка домашнего задания.
Графический диктант.
На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы.
Утверждения:
1. грибы поглощают пищу путём всасывания +
2. Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами+
3. хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+
4.грибы относят к царству растения-
5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека-
Отвечают на вопросы
Работа в тетради.
Работают в паре.
Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата
( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).
Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные: оценка действий партнёра.
3. Мотивация
ответить на загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
Заслушать ответы учащихся
огласить тему урока.
Предполагаемый ответ:
4. Изучение нового материала.
Формулируем тему и цель урока.
Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
Инструктивная карта:
- 1. Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку.
- 2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.
3. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?
2.Грибы трубчатые и пластинчатые
3.Образование спор.
Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов.
Слайд: ведьмины круги
Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».
Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.
- Симбиоз грибов и растений
Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.
Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)
Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза)
Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать)
Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.
Слайд: симбиоз
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
5. Грибы съедобные и ядовитые.
- Что вы знаете о съедобных грибах?
- Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?
- Какие грибы нельзя употреблять в пищу?
- Какой гриб считают самым ядовитым?
Грибы
/ \
Съедобные ядовитые
? ?
Самостоятельная работа: рис 44,45
При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение)
Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить
…воспроизведите, что запомнили.
Записывают тему в тетрадь.
Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.
Анализ текста в учебнике стр.70-71
Самостоятельная работа.
Слайд
анализ
Рис.43
Проговаривают определение вслух
слайд
Самостоятельная работа: по ходу заполнять схему.
Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей;
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации
Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.
Познавательные, общеучебные:применение методов информационного поиска необходимой информации.,
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
5. Первичное закрепление
Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы
Вопросы в конце параграфа14
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещ? подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
6. Рефлексия учебной деятельности
Слайд:
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Я научился…
Я понял,что…
Меня удивило…
Выбирают начало фразы и формулируют ответ
Познавательные, общеучебные:контроль и оценка процесса и результата деяьельности.
7. Домашнее задание
1. В учебнике п 14, вопрос №6.
2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор. пеницилл.
Познавательные, общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.