Создание учебно – познава - тельных мотивов | Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). Вывести на проблемы и затруднения | Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку. На доске модели кроликов («Динамическое пособие «Законы Менделя») Учитель организует беседу по данным скрещиваниям: белый х серый серый серый х белый серый серый белый белый - Сколько в потомстве кроликов появилось особей мужского и женского пола? - Сколько девушек и юношей в классе? В каком соотношении? На слайде фото кошки черепаховой окраски. Приложение 1 - Существуют ли коты черепаховой окраски? -Как вы думаете, есть ли взаимосвязь пола и окраски шерсти у кошек? - Какую проблему будем обсуждать на уроке? Варианты учащихся фиксируются на доске. (обобщаем) Проблема: Как наследуется пол и сцепленные с ним признаки. | Ценность знания | Личностные: самоопределение, смыслообразование; Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока Познавательные: умение решать учебные проблемы, умение анализировать, сравнивать Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Записывают генотипы данных скрещиваний Отвечают на вопрос и связывают с анализирующим скрещиванием Высказывают мнения или затрудняются ответить Предлагают свои варианты |
Действие целеполагания | Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. | - Какое значение имеют эти знания для каждого из вас? Какова цель нашего урока? (после обсуждения формулирует вместе с учащимися тему и цель урока) - Узнать, как определяется пол будущего поколения и как передаются признаки, сцепленные с полом. | Целеустрем- ленность и настойчи-вость | Личностные: Смыслообразование (осознание значения семьи в жизни человека; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению) Регулятивные: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности | Определяют значимость данного вопроса для себя.
Ставят для себя цель урока, которую они должны достичь в ходе урока. записывают тему урока в тетрадь. |
Планиро-вание и организа-ция деятель-ности | Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения | - Что нам нужно узнать, чтобы добиться поставленной цели? (после обсуждения составляем алгоритм решения проблемы (вывешиваем на доску) | Творчество и созидание | Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач. | Составляют алгоритм действий или план достижения цели |
Осуществление деятель- ности по достиже- нию постав- ленной цели | Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены новые знания | На доске таблица «Определение пола у дрозофил» Организуется работа в парах по заданиям в инструктивной карте (Приложение 2) По окончании выполнения заданий учащиеся отчитываются о проделанной работе. Организуется самостоятельная работа с учебником и инструктивной картой (Приложение 2) Организует проблемный диалог - При каком скрещивании наблюдается расщепление 1:1? - С какой целью проводят анализирующее скрещивание? Какова вероятность появления мальчиков и девочек - Дайте характеристику генотипу женского организма -Дайте характеристику генотипу мужского организма Применительно к полу, правильно говорить гомогаметный и гетерогаметный пол Сформулируйте определения этих двух понятий самостоятельно. - Сделайте вывод, от чего зависит пол? - В народе есть поверие, что родившийся мальчик будет счастливый, если он похож на маму. Почему мальчики унаследуют от мамы большее количество признаков, чем от отца? (Приложение 2) Физкультминутка «Упражнение: «8» (для снятия мышечной и зрительной усталости) На примере животных рассмотрим наследование признаков, сцепленных с половой хромосомой (Приложение 1) Организует первичную проверку понимания материала работа по вариантам « Решение задач" Сверить с решением задач на слайдах (Приложение1) Организует первичную проверку знаний Предлагает задание «Вставить пропущенные слова», оказывает консультативную помощь, осуществляет выборочный контроль. (Приложение 3) - Сделайте вывод по уроку. (Приложение 1) Предлагает три вида домашнего задания (Приложение 4) репродуктивный уровень – воспроизведение и описание информации продуктивный уровень – применение полученных знаний в стандартной ситуации творческий уровень – реализация умений и навыков в нестандартной ситуации | ценность знания о наследовании признаков, находящихся в половых хромосомах; стремление к истине; вниматель-ность по отношению к другим; ценность семьи, забота о продолжении рода | Личностные: самоопределение, смыслообразование Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные: поиск и выделение информации, анализ, синтез, самостоятельное создание способов решения проблемы, выдвижение гипотез, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: планирование (функций участников, способов взаимодействия), инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Самостоятельная работа в парах. Работа с учебником и выполнение заданий с записью в тетради.
Самостоятельная работа с учебником и выполнение заданий с записью в тетради Обмениваются мнениями по заданиям делают выводы
Работают с текстом инструктивной карты Записывают определение в тетрадь.
Записывают схему решения задачи
Самостоятельно записывают решение задачи, осуществляют самопроверку Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку. Делают выводы Выбирают вид домашнего задания |
Рефлек-сивно- оценочные действия | Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного продукта | Организует беседу, связывая результаты урока с его целью. Какова цель урока? Мы ее добились? Что мы для этого сделали? Соответствуют ли полученные знания на уроке поставленной цели в начале урока Предлагает заполнить лист самооценки (Приложение 5) По окончании урока учитель просит оценить свое самочувствие после урока. | Трудолюбие ценность знания по данной теме, стремление к истине | Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности Регулятивная: умение , работая по плану, сверять свои действия с целью самооценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, о затруднениях и проблемах, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.
Заполняют лист самооценки Выбирают смайлик, демонстрирующий пол участника и настроение |