kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока по теме "Определение пола и наследование признаков, суепленных с полом" разработана в соответсвии с требованиями к современному уроку в рамках ФГОС. урок предназначен для учащихся 9 классов по УМК профессора И.Н. Пономаревой.

Методическая разработка включает в себя технологическую карту урока; презентацию, которая может бытьпродемонстрирована на уроках биологии по теме "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом"; приложения,которые содержатразнообразные задания на проверку знаний, вызов информации по новой теме, иучение нового материала, первичное закрепление знаний. в конце урока дано разноуровневое домашнее задание. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

Инструктивная карта по теме

«Определение пола и наследование признаков , сцепленных с полом»

Задание для работы в паре:

 Прочитайте текст параграфа 23 стр. 86 – 87 и рисунок 35, выполните и обсудите задания

1.Дайте определение термину кариотип и запишите в тетрадь.

2. Составьте кластер «Классификация хромосом»

3. Ответьте на вопросы:

Какой пол называют гомогаметным?

Какой пол называют гетерогаметным?

4. Составьте и запишите в тетрадь схему хромосомного определения пола у дрозофил.


Задание для самостоятельной работы с учебником:

Рисунок 1 Рисунок 2















Используя текст параграфа 23 стр. 87 – 89 и рисунки, выполните задания

  1. Определить, где женский кариотип, а где мужской.

  2. Ответить на вопросы :

- От кого зависит пол будущего ребенка?

- В чем сходство и различия в кариотипах человека

- От чего зависит развитие пола?

  1. Составить в тетради схему хромосомного определения пола человека.

  2. Сделать вывод.


Задание для работы в паре.

Прочтите текст.

В половых хромосомах, как и в аутосомах, есть гены, отвечающие за определенные признаки.

Наследование признаков, гены которых находятся в Х – или Y- хромосоме, называют наследованием, сцепленным с полом, а локализацию генов в половой хромосоме – сцеплением генов с полом.

Заметьте, что в половых хромосомах могут находиться гены, не имеющие отношения к развитию половых признаков. Так в Х – хромосоме дрозофилы находится ген, определяющий окраску глаз. Х- хромосома человека содержит ген, обуславливающий свертываемость крови (Н). его рецессивная аллель (h) вызывает тяжелое заболевание, характеризующееся пониженной свертываемостью крови, - гемофилию. В этой же хромосоме есть гены, определяющие нечувствительность к красному и зеленому цвету (дальтонизм), форму и объем зубов, синтез ряда ферментов и т.д.

У большинства организмов генетически активна только Х – хромосома, в то время как Y – хромосома практически инертна, т.к. не содержит генов, определяющих признаков организма. У человека лишь некоторые гены, не являющиеся жизненно важными, локализованы в Y – хромосоме.

Ответьте на вопрос:

- Почему мальчики унаследуют от мамы большее количество признаков, чем от отца?

Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»




Приложение 4

Домашнее задание

1. П. 23, знать термины, схемы решения задач на наследование черепаховой окраски у кошек

2. Придумать и решить задачу на наследование окраски шерсти у

3. Решить задачу: Ген волосатости ушей находится у человека в У-хромосоме. Определить генотипы родителей и детей в семье, если дедушки и со стороны матери, и со стороны отца имели волосатые уши .






Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока по ФГОС



  • Класс 9б

  • Учитель Павлова Татьяна Сергеевна

  • Тема урока Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

  • Цели урока для учителя

Предметные цели урока: формировать знания о хромосомном определении пола и наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.

Личностные цели урока: создать условия для осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, к противоположному полу при образовании семейных отношений.

Метапредметные цели урока:  сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель урока, план решения проблемы

Цель урока для учащихся

Узнать, как определяется пол будущего поколения и как передаются признаки, сцепленные с полом.

  • Задачи урока для учителя

Направленных на достижение личностных результатов обучения: создать условия для осознания значения семьи в жизни человека и общества

Направленные на достижения метапредметных результатов обучения: способствовать развитию умений работать с дополнительной литературой (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать).

Направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению знаний о явлениях, сцепленного с полом наследования и наследования признаков, сцепленных с полом.

  • Задачи урока для учащихся

Научиться определять пол ребенка

Знать, как передаются признаки, сцепленные с полом

  • Тип урока «Открытие новых знаний»


Основные этапы и время организа-ции учебной деятель-ности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебная ситуация, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся

Создание учебно – познава - тельных мотивов


Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). Вывести на проблемы и затруднения

Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность  к уроку.


На доске модели кроликов («Динамическое пособие «Законы Менделя»)

Учитель организует беседу по данным скрещиваниям:

  1. белый х серый

серый

  1. серый х белый

серый серый белый белый

- Сколько в потомстве кроликов появилось особей мужского и женского пола?

- Сколько девушек и юношей в классе?

В каком соотношении?


На слайде фото кошки черепаховой окраски. Приложение 1

- Существуют ли коты черепаховой окраски?

-Как вы думаете, есть ли взаимосвязь пола и окраски шерсти у кошек?

- Какую проблему будем обсуждать на уроке?

Варианты учащихся фиксируются на доске. (обобщаем)

Проблема: Как наследуется пол и сцепленные с ним признаки.

Ценность знания

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование;

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока

Познавательные: умение решать учебные проблемы, умение анализировать, сравнивать

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку



Записывают генотипы данных скрещиваний





Отвечают на вопрос и связывают с анализирующим скрещиванием



Высказывают мнения или затрудняются ответить

Предлагают свои варианты







Действие целеполагания


Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

- Какое значение имеют  эти знания для каждого из вас?


Какова цель нашего урока? (после обсуждения формулирует вместе с учащимися тему  и цель урока)

- Узнать, как определяется пол будущего поколения и как передаются признаки, сцепленные с полом.



Целеустрем- ленность и настойчи-вость

Личностные:

Смыслообразование (осознание значения семьи в жизни человека; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению)

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цель учебной деятельности

Определяют значимость данного вопроса для себя.



Ставят для себя цель урока, которую они должны достичь в ходе урока.

записывают тему урока в тетрадь.


Планиро-вание и организа-ция деятель-ности


Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения

- Что нам нужно узнать, чтобы добиться поставленной цели?

(после обсуждения составляем алгоритм решения проблемы (вывешиваем на доску)


Творчество и созидание

Регулятивные:

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.

Составляют алгоритм действий или план достижения цели


Осуществление деятель-

ности по достиже-

нию постав-

ленной цели


Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены новые знания

На доске таблица «Определение пола у дрозофил»

Организуется работа в парах по заданиям в инструктивной карте (Приложение 2)



По окончании выполнения заданий учащиеся отчитываются о проделанной работе.

Организуется самостоятельная работа с учебником и инструктивной картой (Приложение 2)




Организует проблемный диалог

- При каком скрещивании наблюдается расщепление 1:1?

- С какой целью проводят анализирующее скрещивание?

Какова вероятность появления мальчиков и девочек

- Дайте характеристику генотипу женского организма

-Дайте характеристику генотипу мужского организма

Применительно к полу, правильно говорить гомогаметный и гетерогаметный пол

Сформулируйте определения этих двух понятий самостоятельно.

- Сделайте вывод, от чего зависит пол?

- В народе есть поверие, что родившийся мальчик будет счастливый, если он похож на маму.
Почему мальчики унаследуют от мамы большее количество признаков, чем от отца?
(Приложение 2)

Физкультминутка «Упражнение: «8» (для снятия мышечной и зрительной усталости)

На примере животных рассмотрим наследование признаков, сцепленных с половой хромосомой (Приложение 1)

Организует первичную проверку понимания материала

работа по вариантам « Решение задач"

Сверить с решением задач на слайдах (Приложение1)




Организует первичную проверку знаний Предлагает  задание «Вставить пропущенные слова», оказывает консультативную помощь, осуществляет выборочный контроль. (Приложение 3)


- Сделайте вывод по уроку.

(Приложение 1)

Предлагает три вида домашнего задания (Приложение 4)

  1. репродуктивный уровень – воспроизведение и описание информации

  2. продуктивный уровень – применение полученных знаний в стандартной ситуации

  3. творческий уровень – реализация умений и навыков в нестандартной ситуации


ценность знания о наследовании признаков, находящихся в половых хромосомах; стремление к истине; вниматель-ность по отношению к другим;

ценность семьи, забота о продолжении рода

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: контроль, коррекция

Познавательные: поиск и выделение информации, анализ, синтез, самостоятельное создание способов решения проблемы, выдвижение гипотез, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные: планирование (функций участников, способов взаимодействия), инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Самостоятельная работа в парах. Работа с учебником и выполнение заданий с записью в тетради.




Самостоятельная работа с учебником и выполнение заданий с записью в тетради


Обмениваются мнениями по заданиям делают выводы















Работают с текстом инструктивной карты

Записывают определение в тетрадь.





Записывают схему решения задачи



Самостоятельно записывают решение задачи, осуществляют самопроверку


Выполняют задание.
Осуществляют взаимопроверку.


Делают выводы

Выбирают вид домашнего задания


Рефлек-сивно- оценочные действия


Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного продукта

Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.

Какова цель урока?

Мы ее добились?

Что мы для этого сделали?

Соответствуют ли полученные знания на уроке поставленной цели в начале урока





Предлагает заполнить лист самооценки (Приложение 5)

По окончании урока учитель просит оценить свое самочувствие после урока.







Трудолюбие ценность знания по данной теме, стремление к истине


Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

Регулятивная: умение , работая по плану, сверять свои действия с целью

самооценка


Познавательные: рефлексия способов и условий действия


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, о затруднениях и проблемах, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.

Заполняют лист самооценки

Выбирают смайлик, демонстрирующий пол участника и настроение


















Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 000 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009.  (Стандарты второго поколения).

  3. Пономарева И.Н. Основы общей биологии: учеб. для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений /под общей ред. проф. И.Н Пономаревой. – М.: Вентана –Графф, 2009. – 240с.:ил.

  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464с.



Просмотр содержимого документа
«приложение 3»

Приложение 3

Карточка к уроку

Вставьте попущенные слова в описание кариотипа человека.


  1. Кариотип человека содержит … хромосом, одинаковых у мужского и женского организмов, и … хромосом, по которым различаются оба пола.

  2. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют …

  3. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличается друг от друга ,называют …

  4. Половые хромосомы у женщины одинаковы, их называют …

  5. Пол, который образует гаметы одинаковые по половой хромосоме, называют …. и обозначается …

  6. У мужчин имеется … и …

  7. Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называется …. и обозначается …


Пропущенные слова:

  1. Х- хромосома

  2. У-хромосома

  3. Аутосомами

  4. Одну пару

  5. ХХ

  6. ХУ

  7. Гетерогаметным

  8. Гомогаметным

  9. 22 пары

  10. Половыми

  11. Х-хромосомами

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

Существуют ли коты черепаховой окраски шерсти? Кто я? Кот, а может кошка?

Существуют ли коты черепаховой окраски шерсти?

Кто я?

Кот, а может кошка?

Вопрос урока Как наследуется пол и сцепленные с ним признаки .

Вопрос урока

Как наследуется пол и сцепленные с ним признаки

.

Цель урока: Узнать, как определяется пол будущего поколения и как передаются признаки, сцепленные с полом .

Цель урока:

Узнать, как определяется пол

будущего поколения

и как передаются признаки,

сцепленные с полом

.

Тема урока : Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

Тема урока :

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

Хромосомы половые аутосомы Хромосомы, одинаковые у обоих полов Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются

Хромосомы

половые

аутосомы

Хромосомы, одинаковые у обоих полов

Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются

Механизм определения пола  у дрозофил  У самца образуются гаметы двух типов,  у самки все гаметы одинаковые

Механизм определения пола у дрозофил

У самца образуются гаметы двух типов,

у самки все гаметы одинаковые

Хромосомы человека Аутосомы Половые 22 пары 1 пара Мужской Женский 44 + XY 44 + XX

Хромосомы человека

Аутосомы

Половые

22 пары

1 пара

Мужской

Женский

44 + XY

44 + XX

Мальчик получится, если от мамы придёт Девочка имеет одну Х хромосому от папы, а одну – от мамы Х хромосома,  а от папы –Y хромосома  ХХ ХY  Пол зависит от Y – хромосомы

Мальчик получится, если от мамы придёт

Девочка имеет одну Х хромосому от папы,

а одну – от мамы

Х хромосома,

а от папы –Y хромосома

ХХ

ХY

Пол зависит от Y – хромосомы

В народе есть поверие, что родившийся мальчик будет счастливый, если он похож на маму.  Почему мальчики унаследуют от мамы большее количество признаков, чем от отца?

В народе есть поверие, что родившийся мальчик будет счастливый, если он похож на

маму. Почему мальчики унаследуют от мамы большее количество признаков, чем от отца?

Сцепленное с полом наследование – это наследование признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах

Сцепленное с полом наследование – это наследование признаков,

гены которых локализованы в половых хромосомах

Может ли быть кот черепаховой окраски? Ген черной окраски шерсти ( В) и ген рыжей окраски шерсти ( в) расположены  в Х-хромосоме. Для развития черепаховой окраски необходимо присутствие обеих генов.

Может ли быть кот черепаховой окраски?

Ген черной окраски шерсти ( В)

и ген рыжей окраски шерсти ( в)

расположены

в Х-хромосоме.

Для развития черепаховой окраски необходимо присутствие обеих генов.

Х b Х b- рыжая  кошка Х b У- рыжий кот     Х В Х В – черная кошка  Х В У- черный кот

Х b Х b- рыжая кошка

Х b У- рыжий кот

Х В Х В черная кошка

Х В У- черный кот

Скрестили рыжую кошку с чёрным котом. Определите пол котят.  Решение задачи Х b Х b Х В У   x    Х В У   Х b Х b Г F 1 Х в У Х В Х в ♂ ♀

Скрестили рыжую кошку с чёрным котом. Определите пол котят.

Решение задачи

Х b Х b

Х В У

x

Х В У

Х b Х b

Г

F 1

Х в У

Х В Х в

Решите задачу

Решите задачу

  • 2 вариант
  • 1 вариант
Решите задачу: какими будут котята от скрещивания черепаховой кошки с черным котом? Х В Х в   Х В У   х Р: Х В Y   Х В У  Г Х В Х в    F 1 Х В Х В   Х В У   Х В Х в   Х в У   ♀ ♂ ♀ ♂

Решите задачу: какими будут котята от скрещивания черепаховой кошки с черным котом?

Х В Х в

Х В У

х

Р:

Х В Y

Х В У

Г

Х В Х в

F 1

Х В Х В

Х В У

Х В Х в

Х в У

Каким и будут котята от скрещивания черепаховой кошки с рыжим котом? х Х в У Р: Х В Х в     Х в У   Х В Х в   Г   F 1 Х в Х в Х В У Х в У Х В Х в ♂ ♀ ♂ ♀

Каким и будут котята от скрещивания черепаховой кошки с рыжим котом?

х

Х в У

Р:

Х В Х в

Х в У

Х В Х в

Г

F 1

Х в Х в

Х В У

Х в У

Х В Х в

Вывод:   Черепаховые коты – отсутствуют,  т.к. у котов только одна Х-хромосома

Вывод:

Черепаховые коты – отсутствуют,

т.к. у котов только одна Х-хромосома

Вывод урока:

Вывод урока:

  • Вероятность появления в семье мальчиков и девочек 1:1.
  • Пол будущего ребенка зависит от мужчины.
  • Женский пол – гомогаметный.
  • Мужской пол – гетерогаметный
  • Наследование признаков, локализованных в половых хромосомах, происходит сцеплено с половыми хромосомами.
Цель урока: Узнать, как определяется пол будущего поколения и как передаются признаки, сцепленные с полом .

Цель урока:

Узнать, как определяется пол

будущего поколения

и как передаются признаки,

сцепленные с полом

.

Домашнее задание : 1. П. 23, знать термины, схемы решения задач на наследование черепаховой окраски у кошек 2. Придумать и решить задачу на наследование окраски шерсти у кошек 3. Решить задачу: Ген волосатости ушей находится у человека в У-хромосоме. Определить генотипы родителей и детей в семье, если дедушки и со стороны матери, и со стороны отца имели волосатые уши

Домашнее задание :

1. П. 23, знать термины, схемы решения задач на наследование черепаховой окраски у кошек

2. Придумать и решить задачу на наследование окраски шерсти у кошек

3. Решить задачу: Ген волосатости ушей находится у человека в У-хромосоме. Определить генотипы родителей и детей в семье, если дедушки и со стороны матери, и со стороны отца имели волосатые уши

Заполните лист самооценки : Получил удовольствие Узнал что-то новое Я Научился Ничего не понял Удивился Расстроился

Заполните лист самооценки :

Получил удовольствие

Узнал что-то новое

Я

Научился

Ничего не понял

Удивился

Расстроился

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. ХХ ХХ ХY ХY

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.

ХХ

ХХ

ХY

ХY

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

Автор: Павлова Татьяна Сергеевна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока биологии на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-gienietika-pola-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "135070"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416848878"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом "
    ["seo_title"] => string(93) "stsiepliennoie-nasliedovaniie-gienietika-pola-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "241431"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445250677"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом."
    ["seo_title"] => string(62) "opredelenie_pola_i_nasledovanie_priznakov_stseplennykh_s_polom"
    ["file_id"] => string(6) "518332"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1566753087"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация по общей биологии "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом""
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-po-obshchiei-biologhii-opriedielieniie-pola-i-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "180562"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425209692"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "урок по теме «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом». "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-tiemie-gienietika-pola-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "127555"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415340568"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства