Тема: "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"
Цели и задачи урока:
Образовательная
Создать условия для закрепления и актуализации знаний о строении клетки, помочь учащимся сравнить два подуровня клеточной организации: прокариотоический и эукариотический.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Различия в строении клеток эукариот и прокариот"»
Урок по биологии в 10 классе
Тема: "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"
Цели и задачи урока:
Образовательная
Создать условия для закрепления и актуализации знаний о строении клетки, помочь учащимся сравнить два подуровня клеточной организации: прокариотоический и эукариотический.
Развивающая Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы,развитию логики и критического мышления,продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применения информационных технологий
Воспитательная содействовать формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся; развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в парах.
Методическая:
Формирование знаний, умений и навыков: Уметь: -делать выводы из проделанной работы; -правильно пользоваться биологической терминологией; -анализировать иллюстративный материал; -обобщать; -грамотно аргументировать свои выводы; -работать в парах, индивидуально. Знать: - знать общее строение клетки, отдельных органоидов; - различать прокариотические и эукариотические клетки; -выявлять сходства и отличия растительных, животных и клеток бактерий;
Оборудование
Таблицы с изображением животных, растительных, прокариотических клеток; микроскопы, микропрепараты; компьютер, проектор
ХОД УРОКА:
1.Орг.момент. Психологический настрой на урок. 1-2 мин
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Притча:“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.
Эпиграф к уроку
Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами. Г. Лессинг.( нем . критик, филосов)
-Как вы понимаете эти слова?
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?
Учитель:Что значит изучать объект живой природы?
Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?
Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?
Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?
Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.
II. Проблемно – поисковый этап.
Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?
(Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток ) И главное отличие- наличие или отсутствие ядра.
Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования сформулируйте
Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях). Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?
Задачи:
1. Выявить характерные признаки прокариот и эукариот
2. Сравнить клетки прокариот и эукариот.
1. Блиц-опрос:
Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки:
По строению органоиды клетки делятся на _____
Лизосомы содержат-------
Митохондрии являются_____
Рибосомы состоят из_______
5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются________
6. Пластиды характерны только _________
7. Лисомы образуются в_____
8.Стопки мембран в пластидах , содержащие хлорофилл, называются______
9. Синтез белка осуществляется при помощи ________
Задание 2.Ответить на творческие вопросы. Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам:
Транспортная сеть (ЭПС)
Электростанция
Завод по производству белка
Завод по утилизации отходов
Хранитель информации
Склад
Крепостная стена.
Задание3.
–установление соответствия органоидов и их функций (индивидуальная, письменная работа)
1.Место синтеза белка 2.Жесткий защитный покров некоторых клеток 3.Место протекания процессов фотосинтеза 4.Обеспечивает гомеостаз клетки 5.Содержит генетический материал клетки 6.Внутриклеточное пищеварение 7.Синтез липидов и углеводов. 8.Транспорт и модификация белков 9.Участвуют в клеточном дыхании у эукариот, синтез АТФ 10.Контролирует образование микротрубочек (цитоскелета, веретена деления) 11.Обеспечивают сортировку, упаковку веществ клетки.
1 – 4; 6 – 6; 11 – 2;
2 – 3; 7 – 1;
3 – 7; 8 – 10;
4 – 11; 9 – 5;
5 – 9; 10 – 8;
4. Решите биологическую задачу.
Задача 1.
Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на поле клевер, а затем пшеницу – и получал богатые урожаи. Чем можно объяснить богатые урожаи Шубарта?
Задача 2. У многих хозяек иногда взрываются банки с домашними консервами. Отчего это происходит?
Физминутка
Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:
Не имеют оформленного ядра. У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.
2. Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.
Нет мембранных органоидов. (У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану)
Имеют небольшие размеры и разнообразную форму. (У прокариот рибосомы имеют меньший размер)
Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.
Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.
Давайте вернемся к предположению в начале урока: Почему такое многообразие живой природы. Причины?
Выберите правильный ответ:
1) К эукариотам не относятся:
А. Шампиньон обыкновенный.
Б. Пастушья сумка.
В. Холерный вибрион.
Г. Амеба – протей.
2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:
А. Покрыты защитной оболочкой.
Б. Служат для расселения.
В. Служат для размножения.
Г. Способны переждать неблагоприятные условия.
3) В клетках бактерий ДНК:
А. Линейная.
Б. Кольцевая.
В. Находится в ядре.
Г. Отсутствует.
4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:
А. Митохондрии.
Б. Комплекс Гольджи.
В. Рибосомы.
Г. ЭПС.
После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль.
Правильные ответы заранее записаны на доске:
1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.
Стадия рефлексии
Подведение итогов урока и рефлексия
1.Ребята по кругувысказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Учитель : Сегодня на уроке мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное.
И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться.
Кто знает, может быть через 20 - 30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.
Ученым, чтоб решить секрет Всех клеточных проблем Еще на много сотен лет Работы хватит всем.
Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.
Д/з:
Изучить тему по учебнику (параграф 18)
2. Подготовить мини-сочинение: « В какой профессии необходимо знать строение клетки и почему» или решить биологическую задачу Задача 3. Пользуясь знаниями о том, что бактерии в качестве продуктов жизнедеятельности способны выделять неорганические вещества предложите возможный способ применения бактерий в стоматологии.