kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Цели и задачи урока:

Образовательная

Создать условия для закрепления и актуализации знаний о строении клетки, 
помочь учащимся сравнить два подуровня клеточной организации: прокариотоический и эукариотический.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Различия в строении клеток эукариот и прокариот"»

Урок по биологии в 10 классе

Тема: "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Цели и задачи урока:

Образовательная

Создать условия для закрепления и актуализации знаний о строении клетки, 
помочь учащимся сравнить два подуровня клеточной организации: прокариотоический и эукариотический.

Развивающая Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы,развитию логики и критического мышления,продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применения информационных технологий

Воспитательная содействовать формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся; развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в парах.

Методическая:

Формирование знаний, умений и навыков:
Уметь: 
-делать выводы из проделанной работы;
-правильно пользоваться биологической терминологией;
-анализировать иллюстративный материал;
-обобщать;
-грамотно аргументировать свои выводы;
-работать в парах, индивидуально.
Знать:
- знать общее строение клетки, отдельных органоидов;
- различать прокариотические и эукариотические клетки;
-выявлять сходства и отличия растительных, животных и клеток бактерий;

Оборудование

  • Таблицы с изображением животных, растительных, прокариотических клеток; микроскопы, микропрепараты; компьютер, проектор












ХОД УРОКА:

1.Орг.момент. Психологический настрой на урок. 1-2 мин

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Притча:“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. 
В наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.

Эпиграф к уроку

Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами. Г. Лессинг.( нем . критик, филосов) 

- Как вы понимаете эти слова?

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?

Учитель:Что значит изучать объект живой природы?

Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?

Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?

 Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?

Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.

II. Проблемно – поисковый этап.

Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

(Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток ) И главное отличие- наличие или отсутствие ядра.

Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования сформулируйте

Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях). Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?

Задачи:

1.       Выявить характерные признаки прокариот  и эукариот

2.       Сравнить клетки прокариот и эукариот.



1. Блиц-опрос: 

Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки:

 

  1. По строению органоиды клетки делятся на _____

  2. Лизосомы содержат-------

  3. Митохондрии являются_____

  4. Рибосомы состоят из_______

5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются________

6. Пластиды характерны только _________

7. Лисомы образуются в_____

8.Стопки мембран в пластидах , содержащие хлорофилл, называются______

9. Синтез белка осуществляется при помощи ________

Задание 2.Ответить на  творческие вопросы.  Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам:

  Транспортная сеть         (ЭПС)

  Электростанция               

Завод по производству белка  

  Завод по утилизации отходов        

  Хранитель информации                

  Склад                                                 

Крепостная стена.                             



Задание3. 

 установление соответствия органоидов и их функций (индивидуальная, письменная работа)

Органоиды

1.Клеточная мембрана
2.Клеточная стенка
3.Хлоропласт
4.ЭПС (гл.)
5.Комплекс Гольджи
6.Митохондрии
7.Лизосомы
8.Рибосомы
9.Клеточный центр
10.Ядро
11.ЭПС (ш.)

Функции

1.Место синтеза белка
2.Жесткий защитный покров некоторых клеток
3.Место протекания процессов фотосинтеза
4.Обеспечивает гомеостаз клетки
5.Содержит генетический материал клетки
6.Внутриклеточное пищеварение
7.Синтез липидов и углеводов.
8.Транспорт и модификация белков
9.Участвуют в клеточном дыхании у эукариот, синтез АТФ
10.Контролирует образование микротрубочек (цитоскелета, веретена деления)
11.Обеспечивают сортировку, упаковку веществ клетки.





















1 – 4; 6 – 6; 11 – 2;

2 – 3; 7 – 1;

3 – 7; 8 – 10;

4 – 11; 9 – 5;

5 – 9; 10 – 8;



4. Решите биологическую задачу.

Задача 1.

 Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на поле клевер, а затем пшеницу – и получал богатые урожаи. Чем можно объяснить богатые урожаи Шубарта? 


Задача 2. У многих хозяек иногда взрываются банки с домашними консервами. Отчего это происходит? 


Физминутка

Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:

  1. Не имеют оформленного ядра. У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.

2.       Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.

  1. Нет мембранных органоидов. (У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану)

  2. Имеют небольшие размеры и разнообразную форму. (У прокариот рибосомы имеют меньший размер)

  3. Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.

  4. Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.

Давайте вернемся к предположению в начале урока: Почему такое многообразие живой природы. Причины?





Выберите правильный ответ:

1) К эукариотам не относятся:

А. Шампиньон обыкновенный.

Б. Пастушья сумка.

В. Холерный вибрион.

Г. Амеба – протей.

2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:

А. Покрыты защитной оболочкой.

Б. Служат для расселения.

В. Служат для размножения.

Г. Способны переждать неблагоприятные условия.

3) В клетках бактерий ДНК:

А. Линейная.

Б. Кольцевая.

В. Находится в ядре.

Г. Отсутствует.

4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:

А. Митохондрии.

Б. Комплекс Гольджи.

В. Рибосомы.

Г. ЭПС.

После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль.

Правильные ответы заранее записаны на доске:

1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.




Стадия рефлексии  

Подведение итогов урока и рефлексия

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…




Учитель : Сегодня на уроке мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное.

И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться.

Кто знает, может быть через 20 - 30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.

Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем
Еще на много сотен лет 
Работы хватит всем.

Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.

Д/з: 

  1. Изучить тему по учебнику (параграф 18)

2. Подготовить мини-сочинение: « В какой профессии необходимо знать строение клетки и почему» или решить биологическую задачу Задача 3. Пользуясь знаниями о том, что бактерии в качестве продуктов жизнедеятельности способны выделять неорганические вещества предложите возможный способ применения бактерий в стоматологии. 













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Автор: Скворцова Татьяна Владимировна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Сравнение клеток эукариот и прокариот. "
    ["seo_title"] => string(40) "sravnieniie-klietok-eukariot-i-prokariot"
    ["file_id"] => string(6) "117543"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412831937"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-priezientatsiia-po-tiemie-klietochnaia-tieoriia-osobiennosti-stroieniia-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "113452"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254898"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Разработка урока в 9 классе «Различия в строении клеток эукариот и прокариот»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_v_9_klassie_razlichiia_v_stroienii_klietok_eukariot_i_prokariot"
    ["file_id"] => string(6) "395824"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488117040"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Краткосрочный план урока по биологии 9 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "kratkosrochnyi_plan_uroka_po_biologii_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "536602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1579517047"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства