Цели: раскрыть значение живых организмов в природе и в жизни человека; дать первоначальные сведения об охране растений и животных; пробудить интерес к изучению биологии.
Оборудование: учебник, портреты ученых, иллюстрации редких видов растений и животных.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний
Какая природа бывает? (живая и неживая)
Что изучает наука биология?
Назовите свойства живой природы? (питание, дыхание, рост, развитие, размножение…)
Какие царства живой природы вам известны? (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.)
Рассказать о распространении и многообразии живых организмов.
Роль живых организмов:
Что изучают биологические науки: микробиология, вирусология,ботаника, зоология, биосфера.
Биологический диктант:
Наука о живой природе … (биология)
Наука о растениях… (ботаника)
Наука о животных … (зоология)
Основные свойства живой природы…
Оболочка Земли населенная живыми организмами…(биосфера)
Наука о вирусах …(вирусология)
Наука о бактериях …(микробиология)
Представление эпиграфа урока
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.
Виталий Бианки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивающая:способствовать развитию общеучебных умений и навыков, а также интеллектуальных способностей учащихся;
- способствовать развитию интереса к биологическим знаниям;
- способствовать формированию умения применять знания в решении учебных и
жизненных задач.
Воспитывающая:способствовать формированию естественнонаучного мировоззрения и понимания необходимости бережного отношения к природе, на примере значения животных.
.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний
1) Выполните тест: «Многообразие животного мира»
1. Наука о животных:
а) ботаника;
б) микология;
в) анатомия;
г) зоология.
2. Соотнесите перечисленных ниже животных со средами обитания:
1 – водная;
2 – почвенная;
3 – наземно-воздушная;
4 – наземная.
а) тюлень;1
б) чибис;3
в) окунь;1
г) кит;1
д) дождевой червь;2
е) рак;1
ж) заяц;4
з) крот;2
и) страус;4
к) волк;4
л) жаворонок.3
3. Взаимовыгодное сожительство двух организмов – это:
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) аменсализм;
г ) симбиоз.
4. Основной структурной единицей животного является:
а) ткань;
б) орган
в) Клетка
г) Система органов.
2) проверка схем и таблиц в тетрадях
III. Формирование новых знаний
1. Классификация животных
Известно очень много видов животных, более ____(2-х) миллионов. Их надо размещать по группам, иначе в таком разнообразии трудно разобраться. Изучением многообразия животных занимается систематика. Главная ее задача – это распределение животных по группам, то есть их классификация. Основная единица классификации – это вид животных. Под видом животных понимается совокупность организмов или особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и населяющих определенную территорию.
Дог
Сербернар вид - Собака
Такса
…
Близкородственные виды животных объединяют в особую группу – род
Близкие виды объединяются в один род.
Вид Собака
Вид Волк род Волк
Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству.
Род Волк
Род Енотовидная собака семейство Собачьи
Род Лисица
Род Песец
Близкие, сходные семейства объединяют в отряд, отряды – в класс, классы – в тип, типы – в подцарство, подцарства – в царство.
По сходству строения животных можно разделить на 2 типа: беспозвоночные и позвоночные(хордовые).