РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 6 КЛАССА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 6 КЛАССА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного образования по биологии для 6 класса "Живой организм" автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 -11 классы М.Дрофа 2009 год) полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающие требования к уровни подготовки обучающихся.
Рабочая программа адресована учащимся 6 - х классов общеобразовательной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рук. м/о - И.А.Кукуюк Председатель НМС О.П. Багдасаева
«____» ___________ 2015__ г. Протокол № ____ от _________ 2015___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 6 КЛАССА
Учитель: Константинова Антонина Дмитриевна
Категория: Соответствие занимаемой должности
2015/16 учебный год
Г.Удачный
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа адресована учащимся 6-х классов общеобразовательной школы.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
• освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Сроки реализации данной программы – 1 год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой – введение 3 уроков краеведения и вследствие этого объединение тем.
Основной инструментарий для оценивания результатов: внутришкольный контроль, КИМы, контрольные и лабораторные работы.
2. В курс биологии 6-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов. Сравнение – очень распространенная логическая процедура. Однако в средней и даже высшей школе ей практически никогда не уделялось достаточного внимания. В простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно встречаемся с процедурами нетривиального сравнения. Поэтому необходимо включить в программу по биологии изучение сравнительного метода. Главной особенностью программы 6-го класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения их приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
3.Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану ОУ, программа предусматривает изучение биологии в объеме 1 часа в неделю, итого рассчитана на 34 часа.
- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
- что лежит в основе строения всех живых организмов;
- строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение;
- как тот или иной фактор может влиять на живые организмы;
- характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;
- структуру природного сообщества.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
- исследовать строение основных органов растения;
- устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
- устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
- исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;
- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности между собой;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
- работать с дополнительными источниками информации;
- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
- давать определения;
- работать с биологическими объектами;
- организовывать свою учебную деятельность;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- составлять план работы;
- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- составлять план ответа;
- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
- формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часов)
Раздел 1: СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11 часов)
Тема 1.1: Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторная работа № 1 «Рассматривание клеток под микроскопом»
Тема 1 2: Деление клетки (1 час)
Деление – важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления – митоз и мейоз. Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор хромосом.
Тема 1.3: Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные работы № 2,3 «Ткани растений», «Ткани животных организмов»
Тема 1.6: Органы и системы органов (6 часов)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторная работа №4: «Строение почек»,
Лабораторная работа №5: «Распознавание органов и систем органов у животных»
Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (17 часов)
Тема 2.1: Питание и пищеварение (2 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Лабораторная работа № 6: «Выявление роли света и воды в жизни растений»
Тема 2.2: Дыхание (1 час)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3: Транспорт веществ в организме (1 час)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторная работа №7: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
Тема 2.4: Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5: Опорные системы (3часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Лабораторная работа № 8: «Изучение внутреннего строения млекопитающего ».
Тема 2.6: Движение (1 час)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Тема 2.8: Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Тема 2.9: Рост и развитие (2 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Раздел 3: Организм как единое целое (3 часа)
Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
6. Календарно-тематическое планирование.
№ урока
п/п
Наименование раздела/темы
(Количество часов)
Тема урока
№ урока (в рамках темы)
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Дата
Примечание
план
факт
1
1.1
Строение живых организмов -11 часов
Строение растительной
клетки – 1 час
Строение растительной клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов
Безъядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточная форма жизни
1
Комб
Инструктаж по ТБ
Строение растительной клетки. Хлоропласты, хлорофилл. Особенности строения клетки
Уметь описывать строение растительной клетки. Узнавать по рисунку клеточные структуры.
Опрос
2 сент
2 сент
1.2
Строение животной клетки-1 час
Строение животной клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Л.р. № 1 «Рассматривание клеток под микроскопом».
2
комб
Строение животной клетки.
Органеллы.
Знать строение животной клетки, органеллы и их функции.
Фронтальная письменная работа
7 сент
7 сент
1.3
Деление клетки – 1 час
Основные типы деления клеток. Митоз
Мейоз, его биологическое значение
3
Урок ИНМ
Хромосомы. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Значение движения цитоплазмы. Изменения ядра и цитоплазмы при делении. Особенности строения молодой и старой клетки.
Уметь описывать по рисунку деление клетки. Знать структуры клетки, участвующие в делении. Уметь определять последовательность стадий деления цитоплазмы. Уметь отличать старую клетку от молодой. Знать определения.
Опрос
14 сент
14
сент
1.4
Ткани растений и животных – 2 часа
Ткани растений.
Л.р. №2 «Ткани растений»
4
Комб
Ткань. Виды тканей растений: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.
Приводить примеры разных видов тканей. Уметь называть функции различных тканей.
Опрос
21
сент
21
сент
Ткани животных. Л.р. №3 «Ткани животных организмов»
5
Комб
Виды тканей животных организмов и их функции.
Уметь описывать строение тканей. Уметь устанавливать соответствие между названием тканей и ее функцией.
Фронтальная письменная работа
28
сент
28
сент
1.5
Органы и системы органов 6 ч
Органы цветкового растения. Понятие «орган»
6
Комб
Строение, форма и расположение органов в растении.
Знать названия и функции органов растения.
Опрос
5 окт
5 окт
Внешнее строение и значение корня. Корневые системы
Знать строение и функции стебля. Уметь описывать клеточное строение древесины. Знать видоизменение стебля
Тест
19 окт
19 окт
Цветок, его строение и значение. Соцветия.
9
Комб
Строение цветка, Виды соцветий. Значение цветка
Знать строение цветка и виды соцветий. Знать значение цветка
Опрос
26окт
26окт
Органы и системы органов животного. Л.Р. №5 «Распознавание органов и систем органов у животных»
10
Комб
Органы, системы органов, их функции в организме животного.
Знать определение «система органов» и названия этих систем в организме животных.
Тест
9 нояб
Обобщение материала
11
Урок проверки знаний
Контр. работа
16 нояб
2
2.1
Жизнедеятельность организмов 17 час
Питание и пищеварение
Особенности питания растительного организма
Фотосинтез и его значение в жизни растений. Л.Р. № 6 « Выявление роли света и воды в жизни растений»
12
Комб
Фотосинтез. Условия образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза.
Уметь описывать механизмы фотосинтеза. Уметь объяснять роль фотосинтеза в природе. Объяснять взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Тест
23
нояб
Особенности питания животных
Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты
13
Урок ИНМ
Типы животных по особенностям питания. Органы и системы пищеварения животных.
Знать отличие питания и пищеварения. Называть органы пищеварения организмов.
Тест
30 нояб
2.2
Дыхание
Дыхание у растений.
Дыхание у животных
14
комб
Значение дыхания. Приспособление растений к дыханию. Дыхание у животных.
Знать различие дыхания животных и растений. Называть органы дыхания многоклеточных.
Опрос
7 дек
2.3
Транспорт веществ в организме
Передвижение веществ в растении
15
Комб
Транспорт веществ в растениях по различным тканям.
Знать названия тканей растений, по которым передвигаются вещества.
Тест
14 дек
Административная контрольная работа за 1 полугодие
22 дек
Итого в 1 полугодии: по плану – 16 уроков
Фактически –
к/р по плану – 1; фактически –
л/р по плану – 7; фактически –
2.5
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ у растений и животных
17
комб
Превращение одних веществ в другие в ходе обмена веществ.
Уметь объяснять схему обмена веществ у растений и у животных.
Фронтальная письменная работа
19.01
2.6
Скелет – опора организма
Опорные системы животных, их значение в жизни организма. Л.Р.№7 «Изучение внутреннего строения млекопитающего»
18 -19
Комб
Многообразие скелетов у животных.
Знать строение скелетов животных.
Беседа
26.01
Движение. Строение костей
20
Комб
Вещества, составляющие кости.
Знать строение костей.
Тест
2.02
2.7
Движение
Разнообразные способы передвижения животных
21
Комб
Способы передвижения у животных.
Объяснять причины появления разных органов для передвижения.
Опрос
9.02
2.8
Координация и регуляция
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, раздражимость
22
Комб
Нервная система.
Рефлексы
Знать органы регуляции и координации, виды рефлексов.
Тест
16.02
Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных
23
Комб
Эндокринная система.
Гормоны.
Знать функции эндокринной системы и роль гормонов.
Тест
1.03
2.9
Размножение
Размножение, его виды. Л.Р. № 8 «Черенкование комнатных растений»
24
Комб
Размножение. Виды размножений. Способы размножения споровых растений.
Знать виды размножения растений. Знать размножения споровых растений
Фронтальная письменная работа
15.03
Половое размножение животных
25
Комб
Процесс зарождения нового организма. Оплодотворение.
Знать название половых клеток и образование гаметы и зиготы.
Тест
22.03
Половое размножение растений
26
Комб
Размножение семенами. Условия и приспособления опыления и оплодотворения.
Знать способ размножения семенами. Знать условия и приспособления растений к опылению и оплодотворению
Беседа
5.04
2.10
Рост и развитие
Рост и развитие растений
27
Комб
Семя. Условия для прорастания семян.
Знать, с чего начинается прорастание семян и развитие зародыша и проростка.
Опрос
12.04
Рост и развитие животных
28
Комб
Индивидуальное развитие организмов.
Знать стадии развития зародыша.
Тест
19.04
2.11
Организм как единое целое
Уровни организации организмов.
29
комбинированный
Взаимосвязь всех частей организма.
Доказывать на конкретных примерах, что нарушение одного из органов влияет на деятельность всего организма.
Фронтальная письменная работа
26.04
2.12
Зональные природные комплексы Якутии
30-31
Урок изучения нового материала
Взаимосвязь частей комплекса
Доказывать на конкретных примерах, что нарушение одного из частей комплекса влияет на деятельность всего комплекса.
3.05
2.13
Что мы узнали о жизнедеятельности организмов
Свойства живых организмов
32
Урок закрепления знаний.
Функции многоклеточных организмов как единого целого.
Доказывать, что все части организма работают согласованно и составляют единое целое.
Тест
10.05
2.14
Охрана природы
Охрана природы Якутии
33
Урок изучения нового материала
Знать, что охрана природы – обязанность каждого человека.
Беседа
17.05
2.15
Повторение
Контрольная работа
34
24.05
Итого в году: по плану –34 урока
Фактически –
По плану к/р - 2; фактически –
По плану л/р - 9; фактически –
7. Описание МТБ. Учебно- методический комплект:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учеб.дляобщеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2012,
а также методических пособий для учителя:
1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005-06 гг.;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. 2007. – 138 с.;
3) Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - Дрофа,: 2006.–218 с.;
2) Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005. – 256 с.
3) Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В.Баготский, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
2. Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Республиканский мультимедиа центр, 2004.
3. Красная книга РС(Якутия)
Материально-техническое обеспечение
Набор моделей.
1.Строение позвоночных животных.
2.Строение беспозвоночных животных.
Макеты и модели цветков
Влажные препараты
Таблицы по биологии (6 класс)
Коллекция семян и плодов
Иллюстрированные материалы (таблицы живых организмов различных систематических категорий, их строения и особенностей жизнедеятельности, строения животной и растительной клеток, тканей, органов, строение вирусов и бактерий, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов);
Лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, штативы т.д.);
Наглядные материалы (влажные препараты организмов, микропрепараты, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян);