kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного курса "Биология-9" по авторской программе ИюН. Пономарёвой

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример¬ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо¬вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.//, отражающей содержа¬ние Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса преду¬сматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об¬щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Биология-9" по авторской программе ИюН. Пономарёвой »


Рассмотрена и одобрена на заседании

МО учителей

естественно-математического цикла

Руководитель МО


«___» _______________ 2013года


Утверждена руководителем МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

Директор школы

« »------------------------- 2013 года







Рабочая программа

учебного курса «Биология.

Раздел «Основы общей биологии»



Рабочая программа составлена на основе авторской программы, разработанной под руководством профессора И.Н. Пономарёвой





Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. «Основы общей биологии.

9 класс»: М.: Вентана-Граф, 2013.







Составитель: учитель биологии Карячкина Т.А






Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.//, отражающей содержа­ние Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.

2. Добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

3.Продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе , закрепить умение достигать поставленной цели.


Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 клас­сов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, одна­ко содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обу­чающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумера­ция лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так­же применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. -М.: Вентана-Граф, 2010.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть со­ставляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Вентана-Граф, 2009.


Содержание дисциплины



Введение в основы общей биологии. Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Становление биологии как науки. Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изме­нения окружающей среды, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчи­вость, приспособление к опреде­ленной среде обитания. Обмен веществ, процессы син­теза и распада. Особенности развития: упорядо­ченность, постепенность, после­довательность, реализация на­следственной информации. Уровни организации живой при­роды. Многообразие живых организ­мов. Краткая характеристика естест­венной системы классификации живых организмов. Царства жи­вой природы.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать:

  • общие свойства живого

  • многообразие форм жизни

уровни организации живой природы

учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний для современного человека

давать характеристику уровням организации живой природы

термины и понятия, которые необходимо знать:

  • самовоспроизведение

  • автотрофы

  • гетеротрофы

  • рост

  • развитие

  • биосистема

  • уровни организации жизни



Основы учения о клетке. Клетка - основная структурная и функциональная единица орга­низмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена . Особенности химического соста­ва живых организмов. Микро­элементы и макроэлементы, их вклад в образование неоргани­ческих и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды.

Вода, минеральные соли, угле­воды и липиды живых организ­мов . Особенности химического соста­ва живых организмов. Органиче­ские вещества, их роль в орга­низме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нук­леиновые кислоты, их структура и функции.

Молекула белка, нуклеиновых кислот-ДНК, РНК

Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клет­ки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение орга­низмов как доказательство их родства, единства живой приро­ды. Вирусы - неклеточные фор­мы. Особенности строения расти­тельной, животной, бактериаль­ной клеток. Эукариотические клетки расте­ний, животных. Клетки бактерий. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых орга­низмов, основа жизнедеятельно­сти клетки. Ассимиляция и дис­симиляция - противоположные процессы.

Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена ве­ществ. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых орга­низмов, основа жизнедеятельно­сти клетки. Свойства генетического кода: избыточность, спе­цифичность, универсальность.

Механизм транскрипции, меха­низм трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной ин­формации в клетке (биосинтез белков).

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космиче­ская роль зеленых растений.

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расще­пление. Внутриклеточное пище­варение и накопление энергии, расщепление глюкозы

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать:


  • основные положения клеточной теории

  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ

  • строение и функции основных органоидов клетки

  • особенности клеток про- и эукариот

  • сущность пластического и энергетического обмена веществ

  • сущность биосинтеза белка

фотосинтез, его значение

учащиеся должны уметь:


  • пользоваться цитологической терминологией

  • характеризовать основные положения клеточной теории

  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки

  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты

  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их

термины и понятия, которые необходимо знать:

  • углеводы

  • липиды

  • белки

  • фермент

  • мономер

  • полимер

  • ДНК

  • нуклеотид

  • комплементарность

  • РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК)

  • АТФ

  • мембрана

  • цитоплазма

  • ядро

  • рибосома

  • митохондрии

  • ЭПС

  • аппарат Гольджи

  • лизосомы

  • пластиды

  • ассимиляция

  • диссимиляция

  • фотосинтез

  • транскрипция

  • трансляция

  • биосинтез

  • ген

  • генетический код

  • триплет


Размножение и индивидуальное развитие организмов. Половое и бесполое размноже­ние. Бесполое размножение -древнейший способ размноже­ния. Виды бесполого размноже­ния: деление клетки, митоз, поч­кование, деление тела, спорооб­разование.

Виды вегетативного размноже­ния. Деление клетки эукариот. Биоло­гический смысл и значение мито­за (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологиче­ских условиях). Деление клетки прокариот. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Оплодотворение, его биологиче­ское значение. Половые клетки: строение, функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оп­лодотворение.

Рост и развитие организмов. Он­тогенез и его этапы. Эмбрио­нальное и постэмбриональное развитие организмов. Дробление. Гаструляция. Орга­ногенез. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать:

  • формы размножения организмов: бесполое и половое

  • способы деления клеток

  • фазы митоза

  • видовое постоянство числа хромосом

  • диплоидный и гаплоидный набор хромосом

  • биологическое значение митоза и мейоза

  • оплодотворение

  • развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла

  • постэмбриональное развитие: прямое и непрямое


учащиеся должны уметь:

  • пользоваться терминологией

определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза

термины и понятия, которые необходимо знать:

  • вегетативное размножение

  • спора

  • почкование

  • половое размножение

  • яйцеклетка

  • сперматозоид

  • гамета

  • зигота

  • диплоидный набор хромосом

  • гаплоидный набор хромосом

  • клеточный цикл

  • митоз

  • мейоз

  • интерфаза

  • профаза

  • метафаза

  • анафаза

  • телофаза

  • онтогенез

  • эмбриональное развитие

постэмбриональное развитие


Основы наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчи­вость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерно­стях наследственности и измен­чивости.

Наследственность - свойство организмов. Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещи­вание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы законо­мерностей. Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминиро­вании: 1:2:1.

Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1. Наследственность - свойство организмов. Условия проявления закона независимого наследова­ния.

Соотношение генотипов и фено­типов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Механизм наследования призна­ков при дигибридном скрещива­нии. Закон независимого наследова­ния.

Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосо­мах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т. Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана. Генотип - система взаимодейст­вующих генов (целостная систе­ма). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: до­полнение, подавление, суммар­ное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. Взаимодействие генов и их мно­жественное действие.

Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. На­следование признаков у челове­ка. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по при­знаку определения пола. Наследование признаков, сцеп­ленных с полом. Закон сцепленного наследова­ния. Изменчивость - свойство орга­низмов. Основные формы из­менчивости. Виды мутаций по степени изме­нения генотипа: генные, хромо­сомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мута­ция человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знании о наследственности и измен­чивости при выведении новых сортов растений.

Механизм появления полипло­идных растений. Изменчивость - свойство орга­низмов. Зависимость проявление действия генов от условий внеш­ней среды. Ненаследственная изменчивость.

Характеристика модификационной изменчивости. Наследование способности про­являть признак в определенных условиях.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать:

  • генетическую символику и терминологию

  • законы Менделя

  • схемы скрещивания

  • хромосомное определение пола

  • особенности изучения наследственности человека

  • модификационную и мутационную изменчивость, их причины

значение генетики для медицины и здравоохранения

учащиеся должны уметь:

  • характеризовать методы и законы наследственности

  • решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание

строить вариационный ряд и вариационную кривую

термины и понятия, которые необходимо знать:

  • генетика

  • наследственность

  • изменчивость

  • ген

  • генотип

  • фенотип

  • аллельные гены

  • альтернативные признаки

  • гомологичные хромосомы

  • гомозиготная особь

  • гетерозиготная особь

  • доминантный признак

  • рецессивный признак

  • моногибридное скрещивание

  • дигибридное скрещивание

  • гибрид

  • модификация

  • вариационный ряд

  • вариационная кривая

  • мутация


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Селекция Факты Наследственность и изменчи­вость - основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Объекты Семейство Злаковые. Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах. Применение знаний о наследст­венности и изменчивости, искус­ственном отборе при выведении новых сортов. Основные методы селекции растений: гибридиза­ция и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородствен­ная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Прие­мы выращивания и разведения культурных растений и домаш­них животных, ухода за ними. Применение знаний о наследст­венности и изменчивости, искус­ственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных: гибридиза­ция и отбор. Виды искусственно­го отбора: массовый и индивиду­альный. Гибридизация: близкородствен­ная, межвидовая. Искусственный мутагенез. Прие­мы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение се­лекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Микробиологический синтез.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать:

  • основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)

  • основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание

что такое биотехнология

учащиеся должны уметь:

  • пользоваться научной терминологией

  • характеризовать основные методы селекции, приводить примеры


термины и понятия, которые необходимо знать:

  • сорт

  • порода

  • гибридизация

  • индивидуальный отбор

  • массовый отбор

биотехнология


Происхождение жизни и развитие органического мира. Гипотеза Коацерваты Пробионты Факты Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства со­временной гипотезы происхож­дения жизни.

Этапы развития жизни: химиче­ская эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе.

Происхождение эукариотической клетки. Гипотезы происхождения эукариотической клетки. Изменение животного и расти­тельного мира в катархее, про­терозое, палеозое, мезозое, кай­нозое. Развитие жизни в катархее, про­терозое, палеозое, мезозое и в кайнозое. Усложнение растений и живот­ных в процессе эволюции.

Основные приспособительные черты наземных растений. Эво­люция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных - результат эволюции. Основные черты при­способленности животных к на­земному образу жизни. Усложнение растений и живот­ных в процессе эволюции.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать:

  • развитие взглядов на возникновение жизни

  • основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину

  • основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события

  • факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных

  • движущие силы антропогенеза: биологические и социальные

  • этапы антропогенеза

  • расы, их краткая характеристика


учащиеся должны уметь:

  • давать определение понятия жизни

  • характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни

  • характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза

  • давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям

определять по рисункам расы человека

термины и понятия, которые необходимо знать:

  • жизнь

  • биогенез

  • абиогенез

  • антропогенез

  • социальные и биологические факторы

  • австралопитек

  • питекантроп

  • синантроп

  • неандерталец

  • кроманьонец

  • расы

Учение об эволюции. Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естест­венных наук. Учение Ч. Дарвина об искусст­венном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.

Положения учения Ч. Дарвина. Учение об эволюции органиче­ского мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - дви­жущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидо­вая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Естест­венный отбор - движущая сила эволюции. Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественно­го отбора. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

Критерии вида: морфологиче­ский, физиологический, генети­ческий, экологический, геогра­фический, исторический. Совокупность критериев - усло­вие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эво­люционная единица. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: гео­графические барьеры, простран­ственная разобщенность, пове­дение, молекулярные изменения белков, разные сроки размноже­ния. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Главные направления эволюци­онного процесса: биологический прогресс и биологический рег­ресс. Главные направления эволю­ции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. Последствия хозяйственной дея­тельности человека для окру­жающей среды: влияние челове­ка на растительный и животный мир, влияние собственных по­ступков на живые организмы. Сохранение биологического раз­нообразия.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать:

  • эволюционную теорию Ч. Дарвина

  • движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

  • доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические

  • вид, его критерии

  • популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции

  • формирование приспособлений в процессе эволюции

  • видообразование: географическое и экологическое

  • главные направления эволюции: прогресс и регресс

  • пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация


учащиеся должны уметь:

  • пользоваться научной терминологией

  • характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида

  • иллюстрировать примерами главные направления эволюции

  • выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных



термины и понятия, которые необходимо знать:

  • эволюция

  • движущие силы эволюции

  • сравнительная анатомия

  • рудименты

  • атавизмы

  • палеонтология

  • ископаемые переходные формы

  • биологический прогресс

  • биологический регресс

  • ароморфоз

  • идиоадаптация

  • дегенерация

  • вид

  • популяция

  • микроэволюция

  • макроэволюция

  • видообразование


Происхождение человека.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от жи­вотных, его сходство с животны­ми. Движущие силы и этапы эволю­ции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и соци­альная сущность человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Основы экологии. Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей сре­ды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиоти­ческие факторы среды. Биоти­ческие факторы. Взаимодейст­вие факторов среды. Экологические факторы: абиоти­ческие, биотические, антропо­генные; их влияние на организ­мы. Основные закономерности действия факторов среды на ор­ганизмы. Приспособления организмов к различным экологическим фак­торам. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничест­во, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы орга­низмов в биоценозе: продуцен­ты, производители, редуценты. Популяция - элемент экосисте­мы. Основные характеристики популяции: плотность, возрас­тная и половая структура. Популяция - элемент экосисте­мы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выжи­ваемость, численность, функ­ционирование в природе. Экосистемная организация жи­вой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры эко­системы. Классификация назем­ных экосистем. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факто­ры, определяющие видовое раз­нообразие.

Круговорот веществ и превра­щения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления потока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потреби­телей и разрушителей органиче­ских веществ в экосистемах и круговороте вещества в природе. Средообразующая деятельность организмов. Факторы существования равно­весной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцес­сии.

Продолжительность и значение экологической сукцессии. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. Состояние экосистемы своей местности. Биосфера - глобальная экоси­стема. Границы биосферы. Ком­поненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распростра­нение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни.

Последствия хозяйственной дея­тельности человека в экосисте­мах: загрязнение воздуха в го­родах, промышленных зонах; загрязнение пресных вод, вод Мирового океана; антропогенное изменение почвы; радиоактивное загрязнение биосферы. Влияние человека на раститель­ный и животный мир; влияние собственных поступков на живые организмы. Сохранение биологического раз­нообразия. Классификация природных ре­сурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, нево­зобновимые). Проблемы рационального при­родопользования. Экологические проблемы (парни­ковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», за­грязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать:


  • предмет и задачи экологии

  • основные экологические факторы

  • структуру и функции биогеоценозов

  • основные пищевые цепи

  • что такое биосфера

  • границы биосферы

  • биомассу поверхности суши и Мирового океана

  • функции живого вещества

роль человека в биосфере

учащиеся должны уметь:

  • пользоваться научной терминологией

  • характеризовать экологические факторы

  • приводить примеры биогеоценозов

  • составлять цепи питания

  • определять границы биосферы

  • характеризовать функции живого вещества, приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу

термины и понятия, которые необходимо знать:


экология

• экологические факторы

• абиотические

• биотические

• антропогенный

• биогеоценоз

• биотоп

• экологическая ниша

• продуценты

• консументы

• редуценты

• цепи питания

• биосфера

• атмосфера

• гидросфера

• литосфера

• ноосфера

• заповедники

• заказники




Календарно – тематический план




п/п

Наименование разделов и тем уроков

Всего

часов

Из них

Самостоятельная

работа

Дата проведения

лабораторные и практические работы, экскурсии.

контрольные работы

план

факт

Тема 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)


1.

Биология – наука о живом мире

1






2.

Общие свойства живых организмов.

1






3.

Многообразие форм живых организмов.

1






Тема 2. Основы учения о клетке (10 часов)

4

Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток.

1






5

Химический состав клетки.

1






6

Органические вещества клетки.

1






7

Строение клетки.

1






8

Изучение клеток растений и животных. Изучение клеток бактерий.

1

Лабораторная работа №1 «Изучение клеток растений и животных»





9

Обмен веществ и энергии в клетке.

1






10

Биосинтез белков в живой клетке.

1






11

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1






12

Обеспечение клетки энергией.

1






13

Зачёт «Основы учения о клетке»

1


1




Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)

14

Типы размножения организмов

1






15

Деление клетки. Митоз.

1

Лабораторная работа №2.

«Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений»





16

Образование половых клеток. Мейоз.

1






17.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

1






18

Зачёт «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1


1




Тема 4. Основы наследственности и изменчивости (9 часов)

19

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

1






20

Генетические опыты Г.Менделя

1






21

Дигибридное скрещивание.

1






22

Сцепленное наследование.

1






23

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1






24

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

Практическая работа №1. «Решение генетических задач»





25

Наследственная изменчивость.

1






26

Другие типы изменчивости.

1

Практическая работа №2.

«Выявление изменчивости организма»





27

Зачёт« Основы наследственности и изменчивости».

1


1




Тема 5. Основы селекции растений. Животных и микроорганизмов. (4 часа)

28

Генетические основы селекции организмов.

1






29

Особенности селекции растений.

1






30

Особенности селекции животных.

1






31

Основные направления селекции микроорганизмов.

1






Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)

32

Представления о

возникновении жизни на

Земле.

Современная теория

возникновения жизни на

Земле .

1






33

Значение фотосинтеза

И биологического

Круговорота веществ в

Развитии жизни .

1






34

Этапы развития

Жизни на земле.

1






35

Приспособительные

Черты организмов к

Наземному образу жизни.

1






Тема 7. Учение об эволюции (10 часов)

36

Идея развития органического мира в биологии

1






37

Основные положения

эволюционной теории

Ч.Дарвина.

1






38

Результаты эволюции:

многообразие видов и

приспособленность

организмов к среде. Выявление приспособленности к среде обитания.

1

Практическая работа №3.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».





39

Современные представления

об эволюции органического

мира.

1






40

Вид, его структура

и особенности.

1






41

Процесс образования

видов – видообразование.

1






42

Понятие о микроэволюции

и макроэволюции.


1






43

Основные направления

эволюции.

1






44

Влияние человеческой

деятельности на

процессы эволюции

видов.

1

Практическая работа №4.

«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»





45

Зачёт « Учение об эволюции »

1


1




Тема 8. Происхождение человека (Антропогенез )( 5 часов )

46

Место и особенности

человека в системе

органического мира.

1






47

Доказательства

эволюционного

происхождения человека.

1






48

Этапы эволюции вида.

Человек разумный.

1






49

Человеческие расы, их

родство и происхождение.

1






50

Зачёт « Происхождение

человека « Антропогенез ».

1


1




Тема 9. Основы экологии ( 13 часов )

51

Среды жизни на земле и

экологические факторы

воздействия на организмы.

1






52

Закономерности

действия факторов среды

на организмы.

1






53

Приспособленность

организмов к влиянию

факторов среды.

1






54

Биотические связи в

природе.

1






55

Популяции как форма

существования видов

в природе.

1






56

Функционирование

популяции и динамика

её численности в природе.

1






57

Биоценоз как сообщество

живых организмов в

природе.

1






58

Понятие о биогеоценозе

и экосистеме . Составление

схем передачи веществ и

энергии.

1

Практическая работа №5.

«Составление схем передачи веществ и энергии»





59

Развитие и смена

биогеоценозов.

1






60

Изучение и описание

экосистем своей местности.

Выявление типов взаимодействия разных

видов в конкретной

экосистеме .


1

Практическая работа №6. «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»





61

Основные законы

устойчивости живой

природы .

1






62

Рациональное использование

природы и её охрана .

1






63

Экологические проблемы .

1






Обобщение (5 часов )

64

Становление современной

теории эволюции.

1






65

Клетка – структурная

и функциональная единица

живого .

1






66

Закономерности

наследственности ,

изменчивости .

1






67

Взаимодействие организма

и среды обитания .

1






68

Итоговая контрольная

работа.

1


1















Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе

Учащиеся должны знать:

– роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;

– основные уровни организации живого;

– основные свойства жизни;

– основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

– об основных структурных элементах клетки и их функциях;

– о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;

– о материальных основах наследственности;

– принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;

– об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;

– о способах деления клеток;

– об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;

– основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

– биологический смысл и основные формы размножения организмов;

– об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;

– о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;

– основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;

– понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;

– понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

– о причинах низкой устойчивости агроценозов;

– о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;

– о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;

– законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;

– основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;

– об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;

– об эволюции органического мира, ее свидетельствах;

– основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;

– основные положения учения о виде и видообразовании;

– основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;

– основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;

– основные события, выделившие человека из животного мира;

– о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.


Учащиеся должны уметь:

– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;

– находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;

– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;

– пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

– обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;

– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;

– пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

– приводить примеры приспособлений у растений и животных;

– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

– находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа учебного курса "Биология-9" по авторской программе ИюН. Пономарёвой

Автор: Карячкина Татьяна Александровна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства