Рабочая программа учебного курса "Биология-9" по авторской программе ИюН. Пономарёвой
Рабочая программа учебного курса "Биология-9" по авторской программе ИюН. Пономарёвой
~~Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример¬ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо¬вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.//, отражающей содержа¬ние Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса преду¬сматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об¬щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Биология-9" по авторской программе ИюН. Пономарёвой »
Рассмотрена и одобрена на заседании
МО учителей
естественно-математического цикла
Руководитель МО
«___» _______________ 2013года
Утверждена руководителем МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Директор школы
« »------------------------- 2013 года
Рабочая программа
учебного курса «Биология.
Раздел «Основы общей биологии»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы, разработанной под руководством профессора И.Н. Пономарёвой
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. «Основы общей биологии.
9 класс»: М.: Вентана-Граф, 2013.
Составитель: учитель биологии Карячкина Т.А
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )
Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
1. Обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.
2. Добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
3.Продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе , закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Содержание дисциплины
Введение в основы общей биологии. Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Становление биологии как науки. Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать:
общие свойства живого
многообразие форм жизни
уровни организации живой природы
учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний для современного человека
давать характеристику уровням организации живой природы
термины и понятия, которые необходимо знать:
самовоспроизведение
автотрофы
гетеротрофы
рост
развитие
биосистема
уровни организации жизни
Основы учения о клетке. Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена . Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды.
Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов . Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.
Молекула белка, нуклеиновых кислот-ДНК, РНК
Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы - неклеточные формы. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Эукариотические клетки растений, животных. Клетки бактерий. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы.
Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.
Механизм транскрипции, механизм трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).
Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.
Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.
Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать:
основные положения клеточной теории
химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ
строение и функции основных органоидов клетки
особенности клеток про- и эукариот
сущность пластического и энергетического обмена веществ
сущность биосинтеза белка
фотосинтез, его значение
учащиеся должны уметь:
пользоваться цитологической терминологией
характеризовать основные положения клеточной теории
объяснять роль химических веществ в жизни клетки
пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты
рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом
читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их
термины и понятия, которые необходимо знать:
углеводы
липиды
белки
фермент
мономер
полимер
ДНК
нуклеотид
комплементарность
РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК)
АТФ
мембрана
цитоплазма
ядро
рибосома
митохондрии
ЭПС
аппарат Гольджи
лизосомы
пластиды
ассимиляция
диссимиляция
фотосинтез
транскрипция
трансляция
биосинтез
ген
генетический код
триплет
Размножение и индивидуальное развитие организмов. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение -древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование.
Виды вегетативного размножения. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.
Оплодотворение, его биологическое значение. Половые клетки: строение, функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.
Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать:
формы размножения организмов: бесполое и половое
способы деления клеток
фазы митоза
видовое постоянство числа хромосом
диплоидный и гаплоидный набор хромосом
биологическое значение митоза и мейоза
оплодотворение
развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла
постэмбриональное развитие: прямое и непрямое
учащиеся должны уметь:
пользоваться терминологией
определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза
термины и понятия, которые необходимо знать:
вегетативное размножение
спора
почкование
половое размножение
яйцеклетка
сперматозоид
гамета
зигота
диплоидный набор хромосом
гаплоидный набор хромосом
клеточный цикл
митоз
мейоз
интерфаза
профаза
метафаза
анафаза
телофаза
онтогенез
эмбриональное развитие
постэмбриональное развитие
Основы наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Наследственность - свойство организмов. Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей. Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1.
Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1. Наследственность - свойство организмов. Условия проявления закона независимого наследования.
Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закон независимого наследования.
Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах.Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т. Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана. Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. Взаимодействие генов и их множественное действие.
Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закон сцепленного наследования. Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знании о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений.
Механизм появления полиплоидных растений. Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявление действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость.
Характеристика модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать:
генетическую символику и терминологию
законы Менделя
схемы скрещивания
хромосомное определение пола
особенности изучения наследственности человека
модификационную и мутационную изменчивость, их причины
значение генетики для медицины и здравоохранения
учащиеся должны уметь:
характеризовать методы и законы наследственности
решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание
строить вариационный ряд и вариационную кривую
термины и понятия, которые необходимо знать:
генетика
наследственность
изменчивость
ген
генотип
фенотип
аллельные гены
альтернативные признаки
гомологичные хромосомы
гомозиготная особь
гетерозиготная особь
доминантный признак
рецессивный признак
моногибридное скрещивание
дигибридное скрещивание
гибрид
модификация
вариационный ряд
вариационная кривая
мутация
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.Селекция Факты Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Объекты Семейство Злаковые. Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Микробиологический синтез.
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать:
основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)
основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание
что такое биотехнология
учащиеся должны уметь:
пользоваться научной терминологией
характеризовать основные методы селекции, приводить примеры
термины и понятия, которые необходимо знать:
сорт
порода
гибридизация
индивидуальный отбор
массовый отбор
биотехнология
Происхождение жизни и развитие органического мира. Гипотеза Коацерваты Пробионты Факты Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.
Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе.
Происхождение эукариотической клетки. Гипотезы происхождения эукариотической клетки. Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Развитие жизни в катархее, протерозое, палеозое, мезозое и в кайнозое. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных - результат эволюции. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать:
развитие взглядов на возникновение жизни
основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину
основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события
факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных
движущие силы антропогенеза: биологические и социальные
этапы антропогенеза
расы, их краткая характеристика
учащиеся должны уметь:
давать определение понятия жизни
характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни
характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза
давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям
определять по рисункам расы человека
термины и понятия, которые необходимо знать:
жизнь
биогенез
абиогенез
антропогенез
социальные и биологические факторы
австралопитек
питекантроп
синантроп
неандерталец
кроманьонец
расы
Учение об эволюции. Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Положения учения Ч. Дарвина. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Естественный отбор - движущая сила эволюции. Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.
Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: влияние человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы. Сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать:
эволюционную теорию Ч. Дарвина
движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические
вид, его критерии
популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции
формирование приспособлений в процессе эволюции
видообразование: географическое и экологическое
главные направления эволюции: прогресс и регресс
пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
учащиеся должны уметь:
пользоваться научной терминологией
характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида
иллюстрировать примерами главные направления эволюции
выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных
термины и понятия, которые необходимо знать:
эволюция
движущие силы эволюции
сравнительная анатомия
рудименты
атавизмы
палеонтология
ископаемые переходные формы
биологический прогресс
биологический регресс
ароморфоз
идиоадаптация
дегенерация
вид
популяция
микроэволюция
макроэволюция
видообразование
Происхождение человека.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.
Основы экологии. Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты. Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура. Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления потока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте вещества в природе. Средообразующая деятельность организмов. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессии.
Продолжительность и значение экологической сукцессии. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. Состояние экосистемы своей местности. Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни.
Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах: загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; загрязнение пресных вод, вод Мирового океана; антропогенное изменение почвы; радиоактивное загрязнение биосферы. Влияние человека на растительный и животный мир; влияние собственных поступков на живые организмы. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые). Проблемы рационального природопользования. Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать:
предмет и задачи экологии
основные экологические факторы
структуру и функции биогеоценозов
основные пищевые цепи
что такое биосфера
границы биосферы
биомассу поверхности суши и Мирового океана
функции живого вещества
роль человека в биосфере
учащиеся должны уметь:
пользоваться научной терминологией
характеризовать экологические факторы
приводить примеры биогеоценозов
составлять цепи питания
определять границы биосферы
характеризовать функции живого вещества, приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу
термины и понятия, которые необходимо знать:
•экология
• экологические факторы
• абиотические
• биотические
• антропогенный
• биогеоценоз
• биотоп
• экологическая ниша
• продуценты
• консументы
• редуценты
• цепи питания
• биосфера
• атмосфера
• гидросфера
• литосфера
• ноосфера
• заповедники
• заказники
Календарно – тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем уроков
Всего
часов
Из них
Самостоятельная
работа
Дата проведения
лабораторные и практические работы, экскурсии.
контрольные работы
план
факт
Тема 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)
1.
Биология – наука о живом мире
1
2.
Общие свойства живых организмов.
1
3.
Многообразие форм живых организмов.
1
Тема 2. Основы учения о клетке (10 часов)
4
Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток.
1
5
Химический состав клетки.
1
6
Органические вещества клетки.
1
7
Строение клетки.
1
8
Изучение клеток растений и животных. Изучение клеток бактерий.
1
Лабораторная работа №1 «Изучение клеток растений и животных»
9
Обмен веществ и энергии в клетке.
1
10
Биосинтез белков в живой клетке.
1
11
Биосинтез углеводов – фотосинтез.
1
12
Обеспечение клетки энергией.
1
13
Зачёт «Основы учения о клетке»
1
1
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)
14
Типы размножения организмов
1
15
Деление клетки. Митоз.
1
Лабораторная работа №2.
«Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений»
16
Образование половых клеток. Мейоз.
1
17.
Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
1
18
Зачёт «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1
1
Тема 4. Основы наследственности и изменчивости (9 часов)
19
Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
1
20
Генетические опыты Г.Менделя
1
21
Дигибридное скрещивание.
1
22
Сцепленное наследование.
1
23
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
1
24
Наследование признаков, сцепленных с полом.
1
Практическая работа №1. «Решение генетических задач»
25
Наследственная изменчивость.
1
26
Другие типы изменчивости.
1
Практическая работа №2.
«Выявление изменчивости организма»
27
Зачёт« Основы наследственности и изменчивости».
1
1
Тема 5. Основы селекции растений. Животных и микроорганизмов. (4 часа)
28
Генетические основы селекции организмов.
1
29
Особенности селекции растений.
1
30
Особенности селекции животных.
1
31
Основные направления селекции микроорганизмов.
1
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)
32
Представления о
возникновении жизни на
Земле.
Современная теория
возникновения жизни на
Земле .
1
33
Значение фотосинтеза
И биологического
Круговорота веществ в
Развитии жизни .
1
34
Этапы развития
Жизни на земле.
1
35
Приспособительные
Черты организмов к
Наземному образу жизни.
1
Тема 7. Учение об эволюции (10 часов)
36
Идея развития органического мира в биологии
1
37
Основные положения
эволюционной теории
Ч.Дарвина.
1
38
Результаты эволюции:
многообразие видов и
приспособленность
организмов к среде. Выявление приспособленности к среде обитания.
1
Практическая работа №3.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
39
Современные представления
об эволюции органического
мира.
1
40
Вид, его структура
и особенности.
1
41
Процесс образования
видов – видообразование.
1
42
Понятие о микроэволюции
и макроэволюции.
1
43
Основные направления
эволюции.
1
44
Влияние человеческой
деятельности на
процессы эволюции
видов.
1
Практическая работа №4.
«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
45
Зачёт « Учение об эволюции »
1
1
Тема 8. Происхождение человека (Антропогенез )( 5 часов )
46
Место и особенности
человека в системе
органического мира.
1
47
Доказательства
эволюционного
происхождения человека.
1
48
Этапы эволюции вида.
Человек разумный.
1
49
Человеческие расы, их
родство и происхождение.
1
50
Зачёт « Происхождение
человека « Антропогенез ».
1
1
Тема 9. Основы экологии ( 13 часов )
51
Среды жизни на земле и
экологические факторы
воздействия на организмы.
1
52
Закономерности
действия факторов среды
на организмы.
1
53
Приспособленность
организмов к влиянию
факторов среды.
1
54
Биотические связи в
природе.
1
55
Популяции как форма
существования видов
в природе.
1
56
Функционирование
популяции и динамика
её численности в природе.
1
57
Биоценоз как сообщество
живых организмов в
природе.
1
58
Понятие о биогеоценозе
и экосистеме . Составление
схем передачи веществ и
энергии.
1
Практическая работа №5.
«Составление схем передачи веществ и энергии»
59
Развитие и смена
биогеоценозов.
1
60
Изучение и описание
экосистем своей местности.
Выявление типов взаимодействия разных
видов в конкретной
экосистеме .
1
Практическая работа №6. «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
61
Основные законы
устойчивости живой
природы .
1
62
Рациональное использование
природы и её охрана .
1
63
Экологические проблемы .
1
Обобщение (5 часов )
64
Становление современной
теории эволюции.
1
65
Клетка – структурная
и функциональная единица
живого .
1
66
Закономерности
наследственности ,
изменчивости .
1
67
Взаимодействие организма
и среды обитания .
1
68
Итоговая контрольная
работа.
1
1
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
Учащиеся должны знать:
– роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;
– основные уровни организации живого;
– основные свойства жизни;
– основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– об основных структурных элементах клетки и их функциях;
– о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;
– о материальных основах наследственности;
– принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;
– об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;
– о способах деления клеток;
– об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;
– основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;
– о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;
– основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;
– понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;
– понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– о причинах низкой устойчивости агроценозов;
– о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;
– о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
– законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;
– основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;
– об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;
– об эволюции органического мира, ее свидетельствах;
– основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;
– основные положения учения о виде и видообразовании;
– основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;
– основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;
– основные события, выделившие человека из животного мира;
– о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.
Учащиеся должны уметь:
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;
– находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
– пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
– пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– приводить примеры приспособлений у растений и животных;
– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
– находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.