Рабочая программа учебного курса биология для 10-11-х классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2011 и Примерной программы по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе — 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе — 35 часов (1 час в неделю),но в связи с уменьшением учебных недель до 34,программа сокращена на 1 час.В течение года возможны изменения количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, каникулярными днями и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Программа рассчитана на 2 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10-11 классов »
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса биология для 10-11-х классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2011 и Примерной программы по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе — 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе — 35 часов (1 час в неделю),но в связи с уменьшением учебных недель до 34 ,программа сокращена на 1 час.В течение года возможны изменения количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, каникулярными днями и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Программа рассчитана на 2 года.
В рабочей программе нашли отражение целии задачиизучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в проще изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источников информации;
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки пoследствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственномy здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимся интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология. 10-11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 367, (1) с.: ил.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.
В I0 классе:
• увеличено количество часов на раздел « Клетка» (1ч) для расширения знаний по теме.
В 11 классе:
• увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачетов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»;
• увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу. Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний схеме уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Количество часов для проведения лабораторных работ по биологии в 10 классе – 8, в 11 классе -11.
Формы организации учебного процесса:
Процесс обучения по биологии в 10-11 классах реализуется через следующие формы его организации:
Урочные:
- нетрадиционные уроки;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- коллективная работа;
- практикум;
- контроль;
2. Внеурочные:
- домашняя работа;
- индивидуальные занятия;
- дополнительные занятия.
3.Обучение с применением ресурсов информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья»
Моделью обучения с применением ресурсов информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья» на уроках биологии является модель «Школа –Интернет». В рамках этой модели основной учебный процесс происходит в очной школе. Доступ в Интернет используется в качестве дополнительного источника информации. Ученики вместе со своим учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, со специалистами в изучаемых областях. Дистанционное обучение является в этом случае дополнительным средством решения традиционных общеобразовательных задач. Сеть расширяет возможности доступа к массивам информации, увеличивает количество и качество коммуникаций. Критерии оценки результатов дистанционного обучения такого типа сохраняются теми же, что и при очном обучении.
Требование к уровню подготовки учащихся:
объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук;
доказывать, что организм - единое целое;
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы.
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно- научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебныхумений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
Учебно – тематический план
Биология 10 кл
Тема
Кол - во
часов
по
программе
Кол- во
Часов
по рабочей программе
Количество лабораторных
работ
Количество экскурсий
Биология как наука. Методы научного познания
4
4
-
-
Клетка
10
11
3
Организм
19
19
5
1
Итого 33 34 8 1
Учебно – тематический план
Биология 11 кл
Тема
Кол - во
часов
по
программе
Кол- во
Часов
по рабочей программе
Количество лабораторных
работ
Количество экскурсий
Раздел 4. Вид
20
22
5
-
Раздел 5. Экосистемы
11
12
6
2
Итого
31
34
11
2
Календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе
№ п/п
Наименование разделов и тем
Часы
учебного времени
Практическая часть программы
Подготов ка к ЕГЭ
Оборудование
Плано выесрокипроведения
Фактически проведено
Биология как наука. Методы научного познания 4ч
1
Инструктаж по ТБ. Краткая история развития биологии.
1
1.1
Портреты ученых
01.09 -06.09
2
Методы исследования.
1
1.3
Иллюстрации учебника
08.09-13.09
3
Сущность жизни и свойства живого.
1
1.3
Карточки -задания
15.09-20.09
4
Уровни организации живой материи
1
1.3
Таблица «Уровни организации живой природы»
22.09-27.09
Клетка 12 ч
5
Методы цитологии.
1
2.1
Иллюстрации учебника
29.09 -04.10
6
Клеточная теория.
1
2.3 А1, 2 с.5
Портреты ученых
06.10 -11.10
7
Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке.
1
Таблица Д.И.Менделеева
13.10-18.10
8
Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки
1
2.3 А 11, 13 с.6-7
Таблица «Углеводы» «Липиды»
20.10-25.10
9
Строение и функции белков.
1
2.3 А7 с.6
Иллюстрации учебника
27.10-01.11
10
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ.
1
2.3 А 14, 20 с.8-9
Таблица «Строение ДНК» «Строение РНК»
10.11-15.11
11
Строение клетки.
1
Л/Р №1 «Наблюдение кле ток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.»
2.1
Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка»
17.11-22.11
12
Основные части и органоиды клетки, их функции
1
Л/Р №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.»
2.1 А6 с.6
Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка»
24.11-29.11
13
Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.
1
Л.р. №3 «Сравнение строения клеток растений, животных.»
2.2 2.4 А3-5 с.5-6
Иллюстрации учебника, сообщения обучающихся.
1.12-06.12
14
Реализация наследственной информации в клетке. Ген. Генетический код.
1
2.6
Иллюстрации учебника
08.12-13.12
15
Вирусы. Особенности строения и размножения
1
3.1
Таблица «Вирусы»
15.12-20.12
Организм 19 ч
16
Организм — единое целое. Многообразие организмов.
1
Гербарии, коллекции, комнатные растения
22.12-27.12
17
Обмен веществ и превращения энергии .
1
2.5
Иллюстрации учебника
12.01-17.01
18
Питание к летки. Фотосинтез. Хемосинтез.
Размножение — свойство организмов. Деление клетки
1
2.5
3.2 А1-3 с.29-30
Таблица «Фотосинтез»
Таблицы «Митоз», «Мейоз»
19.01-24.01
19
Бесполое и половое размножение
1
3.2 А4-6 с.30
Таблица «Вегетативное размножение»
Таблица «Мейоз»
26.01-31.01
20
Оплодотворение, его значение
1
3.2. А7-9 с.30
Таблица «Оплодотворение у цветковых растений»
02.02-07.02
21
Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.
1
Л/Р №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млеко питающих как доказательство их родства»
Инструктаж по ТБ. Экскурсия «Многообразие сортов растений. Пород живот ных, методы их выведения (селекционные станции, племенные фермы или с/х выставка)»
1
Блокноты, карандаши, фотоаппарат,
33
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития
1
Л.р.№8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
Сообщения обучающихся, иллюстрации учебника
11.05-16.05
18.05-23.05
34
Обобщение по темам «Биология как наука. Методы научного познания», «Организм», «Клетка»
1
реш.
демовер
сии
тесты
Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе
№ п/п
Наименование разделов и тем
Часы
учебно
го
времени
Практическая часть программы
Подготовка к ЕГЭ
Оборудование
Плановые сроки проведе
ния
Фактически проведено
Вид 22 ч
История эволюционных идей 4ч.
1
Инструктаж по ТБ. История эволюционных идей.
1
6.2
Иллюстрации учебника
01.09-06.09
2
Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка
1
6.2 А1, 4 с.98
Портреты К Линнея,Ж.Б.Ламарка
08.09-13.09
3
Эволюционная теория Ч. Дарвина.
1
6.2 А2, 3, 5 с.98-99
Физическая карта полушарий
15.09-20.09
4
Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
1
6.2
Сообщения обучающихся
22.09-27.09
Современное эволюционное учение 10ч
5
Вид, его критерии.
1
Л/Р№1 «Описание особей вида по морфологи ческомукритерию»
6.1
Гербарий (комнатные растения) для проведения лабораторной работы.
29.09 -04.10
6
Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
1
Л/Р№2 «Выявлениеизменчивости у особей одного вида.»
6.1
Таблица «Популяции»
06.10-11.10
7
Движущие силы эволюции, ихвлияние на генофонд
популяции.
1
6.1
Иллюстрации учебника
13.10-18.10
8
Борьба за существование и её формы. Причины вымирания видов.
1
Л/Р№3 «Выявление
приспособлений у организмов к среде обитания.»
6.2 А21 с.101
Таблица «Формы борьбы за существование»
20.10-25.10
9
Естественный отбор и его формы.
1
6.1
Таблица «Приспособленность и ее относительность»
27.10-01.11
10
Изолирующие механизмы. Видообразование.
1
6.1
Иллюстрации учебника
Таблица «Видообразование»
10.11-15.11
11
Макроэволюция, её доказательства.
1
6.4 А7-9 с.99
Иллюстрации учебника
17.11-22.11
12
Сохранение многообразия
видов как основа устойчивого
развития биосферы.
1
6.4
Гербарии.коллекции
24.11-29.11
13
Главные направления
эволюции органического
мира
1
6.4
Таблицы «Ароморфоз»
«Идиоадаптация»
«Дегенерация»
01.12 -06.12
14
Обобщение и систематизация знаний по темам «История эволюционных идей», «Современное эволюционное учение»
1
Тесты, карточки - задания
08.12-13.12
Происхождение жизни на Земле 3ч
15
Гипотезы происхождения жизни.
1
Л.р.№4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле»
7.5 А1-3 с.77
Иллюстраци учебника
15.12-20.12
16
Отличительные признаки живого.
1
7.5 А4-6 с.78
Сообщения обучающихся
22.12-27.12
17
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции..
1
7.6 А7-9 с.78
Сообщения обучающихся
12.01-17.01
Происхождение человека 5ч
18
Гипотезы происхождения человека
1
Л.р.№5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.»
6.5
Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных
19.01-24.01
19
Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
1
6.5
Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных
26.01-31.01
20
Эволюция человека
1
6.5
Иллюстрации учебника
02.02-07.02
21
Происхождение человеческих рас.
1
6.5
Таблица «Человеческие расы»
09.02-14.02
22
Обобщение по темам «Происхождение жизни на Земле» и «Происхождение человека»
1
Тесты. Карточки - задания
16.02-21.02
Экосистемы 12 ч
Экологические факторы. 3ч.
23
Экологические факторы, их значение в жизни организмов
1
7.1
Таблица «Биоценоз дубравы»
23.02-28.02
24
Местообитания и экологические ниши.
1
Л/Р№6 «Исследование измене ний в экосисте мах на биологи ческих моделях (аквариум).»
7.2
Наглядные материалы . демонстрирующие. Организмы родных и сходных местообитаний. Разных сходных экологических ниш
02.03-07.03
25
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество,
конкуренция, симбиоз
1
7.2
Иллюстрации учебника
09.03-14.03
Структура экосистем. 4ч.
26
Инструктаж по ТБ. Экскурсия «Многообразие видов, сезонные изменения в природе (окрестности школы)»
1
7.2
Блокноты.карандаши. фотоаппарат.
16.03-21.03
27
Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
1
Л.Р.№7 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).»
7.3
Таблицы «Биоценоз дубравы». «Биоценоз пруда»
1.04-04.04
28
Причины устойчивости и смены экосистем.
1
Л/Р№8 «Выявление антропоген ных изменений в экосистемах своей»
7.3
Таблица «Экологическая сукцессия»
06.04-11.04
29
Искусственные сообщества-агроэкосистемы.
1
Л/Р.№9 «Срав нительнаяхарактеристика при родных экосис тем и агроэко систем своей местности.»
7.3
Иллюстрации учебника
13.04-18.04
Биосфера — глобальная экосис
тема. 2ч.
30
Биосфера — глобальная экосистема Учение В. И. Вернадского о биосфере.
1
7.5
Таблица «Биосфера»
20.04-25.04
31
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
1
7.6
Сообщения обучающихся
27.04-30.04
Биосфера и человек 2ч.
32
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
1
Л.р. №10 «Решение экологических задач.»
7.6
Сообщения обучающихся
Тексты задач
04.05-08.05
33
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
1
Л/Р. №11 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологичес ких проблем и путей их решения.»
7.6
Сообщения обучающихся.демонстрация презентаций
11.05-16.05
34
Инструктаж по ТБ. Экскурсия «Естест венные и искусствен ные экосистемы (окрестности школы)».
1
Блокноты. Карандаши.фотоаппарат
18.05-23.05
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
10класс (35 часов)
РАЗДЕЛ 1
Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)
Тема 1.1.
Краткая история развития биологии.
Методы исследования в биологии (2 часа)
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 1.2.
Сущность жизни и свойства живого.
Уровни организации живой материи (2 часа)
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.
• Демонстрация
Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологическиесистемы», «Уровниорганизации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».
РАЗДЕЛ 2
Клетка (10часов)
Тема 2.1.
Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Тема 2.2.
Химический состав клетки (4 часа)
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.
Тема 2.3.
Строение клетки (3 часа)
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокари-отические клетки. Строение и функции хромосом.
Тема 2.4.
Реализация наследственной информации
в клетке (1 час)
ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Тема 2.5. Вирусы (1 час)
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Тема 3.3. Размножение (4 часа)
Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных..
Тема 3.4.
Индивидуальное развитие организма
(онтогенез) (2 часа)
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Тема 3.5.
Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях
наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 3.6.
Генетика — теоретическая основа селекции.
Селекция. Биотехнология (3 часа)
Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Обобщение по темам «Биология как наука. Методы научного познания», «Организм», «Клетка»
Экскурсия «Многообразие сортов растений. Пород животных, методы их выведения (селекционные станции, племенные фермы или с/х выставка)»
• Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленноенаследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии ».
• Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
11 класс (34 ч)
РАЗДЕЛ 4
Вид (20 часов)
Тема 4.1.
История эволюционных идей (4 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 4.2.
Современное эволюционное учение (9 часов)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины
вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Обобщение и систематизация знаний по темам «История эволюционных идей», «Современное эволюционное учение».
Тема 4.3.
Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 4.4.
Происхождение человека (4 часа)
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. Обобщение по темам «Происхождение жизни на Земле» и «Происхождение человека»
• Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас ».
• Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
РАЗДЕЛ 5
Экосистемы (11 часов)
Тема 5.1.
Экологические факторы (3 часа)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 5.2.
Структура экосистем (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества — агроэкосистемы.
Тема 5.3.
Биосфера — глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.
Тема 5.4.
Биосфера и человек (2 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
• Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».
• Лабораторные и практические работы.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
• Экскурсии
Многообразие видов, сезонные изменения в природе (окрестности школы)
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Заключение 1 час
Резервное время 5 часов
Формы и средства контроля
Формы контроля – фронтальный, индивидуальный, коллективный, работа в парах.
Средства контроля – тестирование, работа по карточкам, подготовка сообщений, составление кроссвордов, синквейнов.
БИОЛОГИЯ 10 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
«Сравнение строения клеток растений и животных»
Рассматриваемый объект
Особенности
Черты
Выводы
Строения
Функции
Сходства
Различия
О взаимосвязи строения и функций
О едином плане строения
1. Ядро
2. Цитоплазма
3. Оболочка
4. Пластиды
5. Вакуоль
Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения. Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель.
Инструктивная карточка 1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. 2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом. 3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки. 4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом. 5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом. 6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2. 7. Сделайте вывод о проделанной работе. Таблица 1 Сходства и отличия растительной и животной клетки
Сходства
Отличия
Таблица 2 Сравнительная характеристика растительной и животной клетки ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
«Приготовление и описание микропрепарата растительных клеток »
Цель работы:
Приготовить препарат растительной ткани, рассмотреть его под
микроскопом и зарисовать клетку. На рисунке указать основные части
клетки – органоиды. Органоиды (от греческого organon – орган и eidos -
вид) - постоянные клеточные структуры , обеспечивающие выполнение определенных функцый.
Оборудование: : кожица чешуи луковицы, , микроскоп, покровное и предметное стекла, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка,
3.Приготовление микропрепарата
Задание(индивидуальные листы или написано на доске):
-в каплю воды на предметном столе положите лист элодеи (кожица чешуи лука или другой объект);
-расправьте лист препаровальными иглами и накройте покровным стеклом;
-рассмотрите препарат под микроскопом (объектив ?20,окуляр ?15;
-зарисуйте клетку листа элодеи; укажите ее части (органоиды): оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро.
4.Отчет по работе:рисунки группы клеток и отдельной клетки с указанием ее строения.
Лабораторная работа №3
“Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»”
Цель рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных и животных организмов.
таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Ход работы:
рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
сравните строение растительной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.
Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!
О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
«Составление простейших схем скрещивания»
Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка. Инструктивная карточка 1. Вспомнить основные законы наследования признаков. 2. Коллективный разбор задач на моногибридное скрещивание. 3. Самостоятельное решение задач на моногибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ. 4. Сделать вывод. Задачи на моногибридное скрещивание Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы? Разберем решение этой задачи. Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в го¬мозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной. Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания (см. с. 120). Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка. Таким образом, можно записать следующий ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят. Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ. Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти? Задача № 3. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая — рецессивным. 1. Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку? 2. Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков. Задача № 4. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти. Задача № 5. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака? Задача № 6. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой — с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса? ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
«Решение элементарных генетических задач»
Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.
Инструктивная карточка1. Вспомнить основные законы наследования признаков. 2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ. 4. Коллективное обсуждение решения задач между обучающимися и учителем 5. Сделать вывод. Задачи на дигибридное скрещивание
Задача № 1. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс. Разбе¬рем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов — пары А — в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель — с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены — ABC, или же рецессивные — abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС. Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N — число типов гамет, а n — количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на приме¬рах: гетерозиготаАа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. ДигетерозиготаАаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. ТригетерозиготаАаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше. Задача № 2. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.
1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам признаков быка и корову?
2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой? Задача № 3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.
1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?
2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?
Задача 5. У человека рецессивный ген а детерминирует врождённую глухонемоту. Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине, имеющей нормальный слух. Можно ли определить генотип матери ребёнка? Задача62. Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелёных. Каковы генотипы всех форм? Задача 7. Отец и мать ощущают горький вкус фенилтиомочевины. Двое из четверых детей не чувствуют вкуса этого препарата. Принимая, что различия по чувствительности к фенилтиомочевине моногенны, определите доминанта или рецессивна нечувствительность к фенилтиомочевине. Задача84. Среди 143 жеребят, родившихся от скрещивания 124 кобыл с жеребцом бельгийской породы Годваном, обнаружилось 65 особей с полным отсутствием радужной оболочки глаз (аниридия). Годван сам страдал аниридией, но его отец и мать были нормальными. Как объяснить появление этого редкого дефекта у 65 жеребят? У Годвана? Как наследуется аниридия? Не будет ли ошибкой использовать нормальное потомство Годвана в селекции?
Лабораторные работы по биологии в 11 классе
Лабораторная работа № 1
Тема: « Описание особенностей вида по морфологическому критерию»
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.
Ход работы
Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?
Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости особей одного вида».
Цель работы: познакомиться с явлением изменчивости на различных объектах и определить ее причину.
Материалы и оборудование: колосья пшеницы (I вариант); живые растения или гербарный материал ярутки полевой (II вариант).
Ход работы:
I вариант.Работа с колосьями пшеницы.
I. Установите черты сходства и различия в строении колосьев. Колосья пронумеруйте. Данные наблюдений занесите в таблицу:
Изменчивость колосьев пшеницы.
Наблюдаемые признаки
Экземпляры
1
2
3
1. Наличие остей на колосьях.
2. Количество рядов колосков в сложном колосе.
3. Зерновка стекловидная или мучнистая.
4. Форма зерновки
5. Длина колоса.
II. Обобщите результаты наблюдений и сделайте выводы под влиянием, каких причин формируется изменчивость.
II вариант. Работа с живыми растениями или гербарными экземплярами ярутки полевой (икотника серо-зеленого).
I. Рассмотрите экземпляры ярутки полевой и сравните по признакам, указанным в таблице:
Изменчивость ярутки полевой.
Признаки
Экземпляры (особи одного вида)
1
2
3
1. Количество плодов:
а) зеленых;
б) зрелых;
в) раскрывшихся
2. Количество цветков.
3. Количество лепестков.
4. Окраска лепестков.
5. Количество листьев.
6. Форма листьев.
7. Расположение листьев.
8. Длина стебля.
II. Обобщите результаты наблюдений и сделайте выводы под влиянием, каких причин формируется и зменчивость.
Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Цель: на примере конкретного растения показать адаптивные черты строения и сделать предположение о причинах относительности этих приспособлений.
8. Сделайте вывод о состоянии экосистемы местности, в которой вы живете.
Лабораторная работа №9 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».
Цели: рассмотреть отличительные черты искусственных экосистем от природных, установить причину неустойчивости агроэкосистем.
Оборудование: дополнительная литература, табл. «Сравнение природной и антропогенной экосистем по Миллеру», рисунки и фотографии с изображением природных и искусственных экосистем.
Ход работы:
1. Используя дополнительную литературу, табл. «Сравнение природной и антропогенной экосистем по Миллеру» и фотографии, заполните таблицу:
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.
Параметры сравнения
Природные экосистемы
Агроэкосистемы
1. Определение
2. Примеры
3. Разнообразие видов
4. Действие отбора
5. Источники энергии
6. Цепи питания
7.Способность к саморегуляции, устойчивость.
2. Используя полученные данные, ответьте на вопросы:
Почему искусственные экосистемы являются неустойчивыми?
Что необходимо делать фермерам, чтобы повышать устойчивость и продуктивность агроэкосистем?
Лабораторная работа №10 «Решение экологических задач»
Цели: закрепить умения по составлению схем путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме, анализировать схему действия экологического фактора, обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе.
Ход работы: Внимательно прочитайте текст и подробно ответьте на вопросы.
1. Растения и животные, обитающие в умеренном поясе, могут существовать при широких изменениях температуры, а тропические виды не выдерживают больших температурных колебаний. Предположите возможные причины, способствующие формированию видов, обитающих в широком и узком диапазоне температур.
2. Рассмотрим пищевую цепь: злаки- кузнечики- лягушки – змеи – орел. Используя правила экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс, исходя из того, что за период развития орла его масса составила 5 кг.
3. Небольшое озеро, расположенное в листопадном лесу, постепенно заполняется частицами минерального происхождения и опавшими листьями, что приводит к образованию почвы. Перечислите в порядке последовательности типы растительности, которые будут проявляться по мере того, как на этом участке будет происходить экологическая сукцессия, и назовите климаксное сообщество, которое сложится в конечном счете.
4. Установлено, что в биоценозе под влиянием деятельности одного из его компонентов, численность которого превысила норму, происходила смена видового состава, что приводит к изменению всего комплекса среды обитания и общего облика биогеоценоза. Приведите пример, подтверждающий закономерность, о которой говорится в тексте.
5. В сообществе с простыми цепями питания, базирующемся на небольшом числе широко распространенных видов растений, быстро размножаются первичные потребители (травоядные), например зайцы, которые могут регулярно повышать оптимальную численность. Это служит сигналом возможной катастрофы. Перечислите ее причины и предполагаемые последствия.
6. Чрезмерное увеличение численности слонов может нарушить устойчивость экосистемы в биогеоценозах тропической Африки, приводя в конечном итоге к смене биогеоценоза. Какая смена биогеоценозов возможна в данном случае, если известно, что происходит быстрое сокращение древесной растительности и увеличение кустарниковой и травянистой?
7. В некотором районе тайги в течение 300 лет происходила смена растительных сообществ. При этом в разное время наблюдались следующие сообщества: сосняк – черничник, заросли кипрея, ельник – черничник, ельник черничник с сосной. В какой последовательности могла происходить смена названных сообществ? Объясните условия, при которых происходила каждая смена сообществ.
Перечень учебно – методических средств обучения:
Литература основная:
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2011.
Примерная программа по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007.
Литература дополнительная:
Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах /авт.сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина – 2-е изд, стереотип – Волгоград, Учитель , 2009г. – 167с
Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/авт.-сост. В.В. Балабанова,, Т.А.Максимцева. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 65 с.
Биология 10 класс: поурочные планы /авт.сост. Т.И.Чайка – Волгоград, 2009, - 205с
Биология 11 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.а. Криксунова, В.В. Пасечника/ авт.состГ.В.Череднекова – Волгоград, Учитель, 2009г, 207с, ил.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология».
Интернет ресурсы.
Оборудование и приборы:
Приборы лабораторные
Количество
Микроскоп учебный световой
6
Лупы маленькие
4
Набор реактивов для проведения работ по биологии
1
Коллекции:
Набор муляжей фруктов.
Набор муляжей плодов гибридных и полиплоидных растений и их исходные формы (свекла).
Семян однолетних и многолетних трав.
Набор муляжей томатов.
Гербарии:
Дикорастущих растений с определительными карточками.
Основные группы растений.
Влажные препараты:
Развитие птиц.
Гадюка.
Уж.
Рыбы.
Глаз млекопитающих.
Аскарида
Развитие курицы.
Модели:
Скелет черепахи
Скелет кролика
минимальные требования
к оснащению общеобразовательных
учреждений для реализации ООП
основного общего образования
ПО БИОЛОГИИ
№
Дидактическое описание
Технические характеристики
Состав комплекта
Количество на класс 25 учащихся
Необходимое кол-во
Биология// Материальная среда//Общее и вспомогательное оборудование// ПРИБОРЫ ЛАБОРАТОРНЫЕ
1.
Лупа
Служит для увеличения биологических объектов в полевых условиях
Увеличение 10 крат, диаметр не менее 16 мм, материал – стекло
15
50%
2.
Микроскоп лабораторный (световой)
Микроскоп предназначен для наблюдения и морфологических исследований препаратов в проходящем свете по методу светлого поля.
14
50%
Биология// Материальная среда//Общее и вспомогательное оборудование// ПОСУДА И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
3.
Комплект посуды и принадлежностей для опытов по биологии
Служит для обеспечения демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ
Комплект приспособлений для проведения исследований
Служит для обеспечения демонстрационных опытов и лабораторных работ
Лоток для раздаточного материала (15 шт.). Препаровальные инструменты: скальпель (15 шт.); препаровальные иглы (45 шт.); пинцет (15 шт.); ножницы (15 шт.); пипетка в футляре (15 шт.); рулетка, 10 м (1 шт.)
1
30%
Биология// Материальная среда// ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ
5.
Гербарии
Служат для организации самостоятельной работы учащихся, а также для наглядной демонстрации
В виде натуральных объектов (в заламинированном виде, пригодном для непосредственной работы учащихся и демонстрации с помощью документ-камеры (визуалайзера))
Деревья и кустарники; основные группы растений; растительные сообщества; сельскохозяйственные растения; дикорастущие растения; культурные растения; лекарственные растения; морфология растений
13
70%
6.
Коллекция "Виды защитных окрасок у насекомых"
Энтомологическая коллекция. Используется при проведении самостоятельных работ
Экземпляры насекомых, составляющие коллекцию, должны иметь определительную этикетку с полным и правильным названием вида по латыни и русским названием для тех видов, у которых оно есть. Перед засушкой и наколкой они должны быть расправлены так, чтобы были видны детали их строения
Членистоногие с покровительственной и предостерегающей окраской, а также иллюстрирующие явление мимикрии
13
65%
7.
Коллекция "Формы сохранности ископаемых растений и животных"
Используется как раздаточный материал для проведения лабораторных работ
Микропрепарат должен быть центрирован, т.е. расположен в середине покровного стекла. Местоположение очень мелкого объекта должно быть отмечено рамкой. Отдельные ткани микропрепарата должны быть окрашены ярким стойким красителем. Микроскопичес-кие срезы должны быть очень тонкими и иметь все необходимые для изучения элементы
Модель скелета человека для иллюстрации опорно-двигательной системы и общеанатомических демонстраций
Разборная модель скелета человека в натуральную величину. Суставы подвижные, межпозвоночные хрящи сформованы вместе с телами позвонков. Нижняя челюсть укреплена на пружине. Отдельные части разборной модели соединяются при помощи шипов и петель
1
100%
17.
Модель ДНК
Объемная модель. Служит для демонстрации строения ДНК
Модель представляет собой спирально закрученный участок двухцепочечной молекулы ДНК. Пластинки определенной формы и цвета, обозначающие различные нуклеотиды, крепятся к двум стержням
1
100%
18.
Модель торса человека объемная
Предназначена для демонстраций при изучении анатомии человека. Дает возможность достоверно и наглядно показать конфигурацию органов брюшной и грудной полостей, а также их взаиморасположение
Модель представляет собой объемный, разборный (из 7 частей) муляж торса человека в натуральную величину и состоит из съемных частей, которые легко крепятся к основе и снимаются с нее
Барельеф полости торса; передняя грудная стенка с частью легкого; диафрагма; печень с желчным пузырем; желудок; кишечник и сердце
1
100%
19.
Набор муляжей палеонтологических находок, связанных с происхождением человека
Для наглядной иллюстрации закономерностей эволюции
Материал - пластмасса
I. Череп павиана. 2.Кисть шимпанзе. 3. Стопа шимпанзе. 4.Крестец и таз молодого орангутанга. 5.Нижняя челюсть гейдельбергского человека. 6. Бюст питекантропа. 7. Бюст австралопитека. 8. Бюст неандертальца. 9. Бюст кроманьонца. 10, 11, 12. Бюсты представителей человеческих рас: экваториальной, евразийской, азиатско-американской. 13. Бюст шимпанзе. 14. Рельефная таблица с изображением кроманьонца и шимпанзе в вертикальном положении.
1
35%
20.
Набор муляжей палеонтологических находок, связанных с происхожде-нием человека
Для ниглядной иллюстрации закономерностей эволюции
Материал- пластмасса
Комплект наглядных пособий по теме «Эволюция»
1
35%
21.
Муляжи ископаемых форм животных
Для наглядной иллюстрации закономерностей эволюции
Модели изготовляют из легкой пластмассы
В набор входят модели: белемнит, аммонит, бронтозавр, тиранозавр, ихтиозавр, птеродактиль, игуанодон