Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь "Контрольные работы по общей биологии.»
Рабочая тетрадь «Контрольные работы по общей биологии»
СОДЕРЖАНИЕ
Темы контроля и оценки результатов обучения
Количество часов
Контрольные работы
5
1.Клетка, её строение и состав.
2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
3.Решение задач на законы Менделя.
4.История развития жизни на Земле.
5. Основы экологии.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Клетка, её строение и состав».
Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: проверка знаний по основным компонентам и органойдам клетки, строению и значению в жизни клетки неорганических и органических веществ; умений выявлять связь между составом, строением молекулы химического соединения и его функциями в клетке.
Вариант№1
1.Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки: А – обладает избирательной проницаемостью Б – более прочная В – полностью проницаема для различных веществ Г – состоит из клетчатки 2. Цитоплазма не выполняет функцию: А – перемещения веществ Б – взаимодействия всех органоидов В – питания Г – защитную 3. Функция лизосом: А – окисление белков, жиров, углеводов Б – синтез АТФ В – синтез белков, жиров, углеводов Г - фотосинтез 4. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в: А – лизосомах Б – хлоропластах
В – вакуолях Г – ядре 5. Синтез белков в клетке осуществляют: А – лизосомы Б – хлоропласты
В – митохондрии Г - рибосомы 6. «Сборка» рибосом происходит в: А – эндоплазматической сети Б - комплексе Гольджи В – цитоплазме Г – ядрышках 7. Митохондрии выполняют функцию: А – синтеза органических веществ Б – накопления питательных веществ В – окисления органических веществ Г – фотосинтеза 8. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в: А – митохондриях Б – лейкопластах В – эндоплазматической сети Г – комплексе Гольджи 9. Крахмал накапливается в: А – хлоропластах Б – ядре
В – лейкопластах Г – хромопластах 10. В образовании веретена деления участвует: А – цитоплазма Б – клеточный центр В – эндоплазматическая сеть Г – вакуоль
Вариант№2
1. На поверхности шероховатой эндоплазматической сети синтезируются молекулы: А – АТФ Б – белков
В – липидов Г – углеводов 2. Прокариоты – организмы, не имеющие: А – оформленного ядра Б – клеточной оболочки В – жгутиков Г - пластид 3. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют: А – пластиды Б – рибосомы
В – хромосомы Г – митохондрии 4. Клетка - генетическая единица организма, так как: А – все организмы состоят из клеток Б – в клетке протекают реакции обмена веществ В – клетка растет Г – в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки 5. Транспортную функцию выполняет: А – комплекс Гольджи Б – эндоплазматическая сеть В – ядро Г – мембрана 6. Белки, жиры и углеводы накапливаются в: А – ядре Б – лизосомах
В – комплексе Гольджи Г – митохондриях 7. Синтез АТФ происходит в: А – вакуолях Б – лизосомах
В – хлоропластах Г – митохондриях 8. Фотосинтез происходит в: А – хлоропластах Б – лейкопластах
В – вакуолях Г – цитоплазме 9. Синтез жиров и углеводов происходит в: А – эндоплазматической сети Б – комплексе Гольджи В – лизосомах Г – вакуолях 10. На поверхности гладкой эндоплазматической сети синтезируются молекулы: А – минеральных солей Б – нуклеотидов В – углеводов, липидов Г – белков
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: систематизировать и обобщить знания о бесполом и половом размножении, процессе оплодотворения, закономерностях зародышевого и послезародышевого развития организмов; умений определять формы размножения организмов, анализируя конкретные примеры из мира растений и животных.
ВАРИАНТ №1
Задание 1. Выбери верный ответ:
1. Увеличение числа организмов – это: а) расселение б) размножение
9. Если у семян одуванчика есть …….., крылатки у ……… – значит, они расселяется при помощи ……
Задание 3. Ответь на вопрос:
10. Каково значение бесполого размножения?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Решение задач на законы Менделя».
Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: научиться составлять простейшие схемы скрещивания на основе предложенных данных, используя законы Менделя.
Вариант №1
Задача 1.У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.
Решение.
Р: аа х Аа гаметы: (а) (А) (а) F1: Аа,аа, где: А – ген полидактилии, а– нормальный ген.
Ответ:вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%.
Задача 2.
1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует? 2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти? 3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
Ответы.
1. Доминирует темная окраска шерсти. 2. Р: АА х аа; F1: Aa. 3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.
Вариант №2
Задача 1.Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?
При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны. Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.
Решение.
Р: A+A х A+A пестрые пестрые гаметы: (А+) (А) (А+) (А) F1: 1А+А+:2А+A : 1AA черные пестрые белые
Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.
Задача 2.У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?
Решение.
Р: Aaх aa гаметы: (А) (а) (а) F1: 1 Aa: 1 aa , Где: А – ген коричневой окраски меха, а – ген голубой окраски меха.
Ответ:генотип самки – Аа, то есть она нечистопородна.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4
Тема: «История развития жизни на Земле».
Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: обобщить знания учащихся об условиях возникновения жизни на Земле, об основных ароморфозах у организмов в разных эрах; умений обосновывать значение ароморфозов для эволюции.
Утверждает, что жизнь на Земле занесена из космоса:
Доказал невозможность самозарождения микроорганизмов в колбе с питательным бульоном:
А) Л. Пастер Б) Ф.Реди
В) В. Гельмонт Г) Спалланцани
Гипотезу зарождения жизни на Земле в ходе химической эволюции, первым опубликовал в 1924 году:
А) А.Опарин Б) Д. Холдейн
В) С. Миллер Г) Л. Пастер
Первые одноклеточные организмы появившиеся на Земле были:
А) автотрофы Б) гетеротрофы
Люди современного типа появились в:
А) меловой период Б) каменноугольный период
В) девонский Г) четвертичный
Птицы произошли от:
А) млекопитающих Б) рептилий
В) амфибий Г) рыб
Первые живые организмы на Земле появились в:
А) протерозойской эре Б) палеозойской эре
В) архейской эре Г) мезозойской эре
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5
Тема: «Основы экологии».
Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: систематизировать и обобщить знания об основах экологии; развитие мыслительных способностей учащихся, формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы.
Итоговый тест
к теме « Основы экологии».
Термин «экология» впервые ввел ученый: а) Элтон б) Вернадский в) Геккель
Экологические факторы – это…: а) факторы, связанные с влиянием организмов друг на друга б) любые свойства или компоненты внешней среды, оказывающие влияние на организмы в) факторы, связанные с влиянием окружающей среды на человека
Абиотические факторы – это…: а) экологические факторы среды, относящиеся к неживой природе б) экологические факторы среды, показывающие способы воздействия человека на живые организмы в) экологические факторы среды, связанные с влиянием организмов друг на друга
Биоценоз – это…: а) население вида на определенной территории б) биологический ритм жизни в) весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов
Редуценты – это…: а) организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных б) зеленые растения, создающие из биогенных элементов органическое вещество в) потребители органического вещества, перерабатывающие его в новые формы
К космическим ресурсам относятся: а) солнечная радиация, энергия приливов и отливов б) энергия солнца, энергия ветра в) энергия звезд и энергия планет
Как давно возникла биосфера? а) 7 млрд. лет назад б) 3,5 – 4,5 млрд. лет назад в) 25 млн. лет назад
В составе биосферы преобладают: а) азот и кислород б) водород и углерод
К мировым экологическим проблемам относятся: а) озоновые дыры б) парниковый эффект в) высокая смертность
Какая из перечисленных экосистем наиболее крупная: а) ландшафт б) лес в) биосфера
Какое вещество определяет плодородие почвы: а) земля б) гумус в) глина
Где наиболее велико экологическое разнообразие: а) в липняке б) в тропическом лесу в) в бору
Какой вид деятельности является главным в использовании лесов: а) заготовка грибов и ягод б) заготовка лекарственных растений в) заготовка древесины
Чему способствует уменьшение озонового слоя: а) росту уровня заболеваемости раком кожи у людей б) возникновению парникового эффекта в) повышает иммунитет у людей
Какой из перечисленных газов является основным загрязнителем воздуха: а) бор б) оксид серы в) диоксид углерода
Каким полезным для человека свойством обладают фитонциды, выделяемые растениями: а) увлажняют атмосферу б) улучшают газообмен в) убивают микроорганизмы
Процесс развития городов с увеличением их доли в биосфере: а) агломерация б) урбанизация в) мелиорация
Что имеет наибольший период разложения (более 1000 лет) в природной среде: а) консервная банка б) стекло в) полиэтиленовый пакет
С чем связанно загрязнение почвы тяжелыми металлами: а) с использованием навоза как удобрения б) с автомашинами, использующими этилированный бензин в) с внесением фосфорных удобрений
Чему в большей степени соответствуют кислотные дожди: а) сухому вину в) серной кислоте г) яблочному уксусу
По какой причине опадающие листья с деревьев в городе лучше не сжигать: а) они имеют неприятный запах б) содержат неприятные вещества в) создают при этом густой дым
К наиболее острым проблемам города Перми с экологической точки зрения относятся проблемы связанные с: а) атмосферным загрязнением б) перенаселением в) чрезмерными нагрузками на литосферу
Какой способ используется в очистных сооружениях с физической очисткой: а) отстаивание б) осаждение в) электролиз
Какие из станций, вырабатывающих энергию менее опасны: а) ГЭС б) АЭС в) ТЭС
На сколько лет хватит запасов угля: а) 40-50 б) 250 в) они не ограничены
К особо охраняемым территориям относятся: а) заказники б) пастбища в) городские скверы
В ведении субъекта РФ могут находиться следующие особо охраняемы территории: а) природные парки б) заповедники в) национальные парки
В ведении органов местного самоуправления могут находиться следующие особо охраняемые территории: а) заповедники б) национальные парки в) лечебно-оздоровительные местности
Территории, каких особо охраняемых объектов полностью изымаются из хозяйственного использования: а) заповедники б) заказники в) национальные парки
Плотность популяции прежде всего зависит от: а) дефицитного ресурса б) климата в) ландшафта
Как называется любая совокупность взаимодействующих организмов и условий среды: а) ареал б) ландшафт в) экосистема
Что составляет основную часть используемых человеком водных ресурсов: а) речной сток б) воды морей и озер в) ледниковые воды
Какой из предлагаемых объектов природной среды может быть отнесен к природным ресурсам:
а) лекарственные препараты
б) лекарственные растения
в) конфеты
35. Для растений ресурсами являются:
а) вода
б) минеральные соли
в) солнечная энергия
г) органические вещества
д) углекислый газ.
36. Назовите источники шума в городе:
а) транспорт
б) промышленные предприятия
в) строительные площадки
г) бытовые приборы
37. Экология — наука, изучающая:
а) влияние загрязнений на окружающую среду
б) влияние загрязнений на здоровье человека
в) влияние деятельности человека на окружающую среду
г) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой обитания
38. Для животных ресурсами являются:
а) вода
б) органические вещества
в) солнечная энергия
г) углекислый газ
д) кислород
39. Озоновый слой нашей планеты расположен в оболочке, называемой:
а) тропосфера
б) стратосфера
в) ионосфера
40. Кислотные осадки содержат следующие кислоты:
а) серную
б) азотную
в) фосфорную
г) соляную
41. Накопление в атмосфере углекислого газа может вызвать:
а) климатические сдвиги
б) образование ископаемых остатков
в) появление озоновых дыр
42. Какова причина возникновения «озоновых дыр»?
а) увеличение выбросов углекислого газа
б) увеличение выбросов фреонов
в) увеличение выбросов пыли в атмосферу
43. К озоноразрушающим веществам относятся:
а) углекислый газ
б) фреоны
в) метан
44. Наиболее типичным для нашей местности является природное сообщество: