Протокол № _____ от МБОУ СОШ №4 г. Агрыз ______/ Тимирашева Н.В./
«___»_________ 2015 г. _______/ Сорокина В.П. / Приказ № ____ от
«___» _________2015 г. «___» _________2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
«___» __________2015 г.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по биологии (Письмо МО и Н РФ от 7 июля 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);
- Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Республики Татарстан № 1510/9 от 11.03.2009 г. «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход»;
- Программы по биологии для общеобразовательных школ, 6 класс, автор Н.И. Сонин.
Согласно учебному плану школы на изучение биологии на ступени основного общего образования в 6 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2011.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.
Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа по биологии в 6 классе включает в себя следующее содержание:
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Программа по предмету «Биология» выполняется в полном объеме. Уроки, приходящиеся на праздничные дни, проводятся за счет объединения тем, схожих по содержанию.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения |
план | факт |
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ (1 ч) |
ТЕМА 1.1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира (1 ч) |
1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | 1 | Биология - наука о живой природе. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | А-01.09 Б-02.09 | |
РАЗДЕЛ 2. ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (29 ч) |
ТЕМА 2.1. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий (1 ч) |
2 | Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | 1 | Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания. | А-08.09 Б-09.09 | |
ТЕМА 2.2. Клеточное строение организмов (12 ч) |
3 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | 1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. | А-15.09 Б-16.09 | |
4 | Правила работы в биологической лаборатории. Лабораторная работа № 1: «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». | 1 | Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Строение и функции органоидов клеток. Правила работы в биологической лаборатории. | А-22.09 Б-23.09 | |
5 | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 2: «Определение состава семян». | 1 | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки. | А-29.09 Б-30.09 | |
6 | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. | 1 | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Митоз. Мейоз. Фазы деления. | А-06.10 Б-07.10 | |
7 | Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. | 1 | Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. | А-13.10 Б-14.10 | |
8 | Ткани растений. Лабораторная работа № 3: «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом». | 1 | Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. Ткани растений, их строение, функции и значение. | А-20.10 Б-21.10 | |
9 | Ткани животных. Лабораторная работа № 4: «Опыты по изучению клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание». | 1 | Ткани животных, их строение, функции и значение. | А-27.10 Б-28.10 | |
10 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Органы цветковых растений. Корень. | 1 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Органы цветковых растений, их строение и функции. Корень. | А-10.11 Б-11.11 | |
11 | Строение и значение побега. | 1 | Органы цветковых растений, их строение и функции. Побег. | А-17.11 Б-18.11 | |
12 | Органы и системы органов животных. | 1 | Органы и системы органов у животных, их строение и функции. | А-24.11 Б-25.11 | |
13 | Практическая работа № 1: «Распознавание органов и систем органов у растений и животных». Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Повторение по теме «Организм как единое целое». | 1 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда. | А-01.12 Б-02.12 | |
14 | Контрольная работа № 1 «Организм как единое целое». | 1 | Материал по темам: «Биология как наука. Методы биологии», «Признаки живых организмов», «Клеточное строение организмов». | А-08.12 Б-09.12 | |
ТЕМА 2.3. Жизнедеятельность организма (16 ч) |
15 | Особенности питания растительного организма. Лабораторная работа № 5: «Опыты по изучению состава почвы». | 1 | Питание. Различия организмов по способу питания. Жизнедеятельность растений: питание (воздушное – фотосинтез, минеральное - почвенное). | А-15.12 Б-16.12 | |
16 | Особенности питания животных. | 1 | Питание животных. Различия животных по способу питания: травоядные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Цепи питания. | А-22.12 Б-23.12 | |
17 | Дыхание у растений и животных. | 1 | Дыхание. Дыхание у растений. Органы дыхания растений. Дыхание у животных. Органы дыхания животных. | А-12.01 Б-13.01 | |
18 | Транспорт веществ в организме растения. | 1 | Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена. Транспорт веществ в организме растения. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. | А-19.01 Б-20.01 | |
19 | Транспорт веществ в организме животных. | 1 | Транспорт веществ и особенности их переноса в животном организме, его значение. | А-26.01 Б-27.01 | |
20 | Выделение у растений, грибов и животных. | 1 | Выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений, животных, грибов. | А-02.02 Б-03.02 | |
21 | Обмен веществ и энергии у растений и животных. | 1 | Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии у растений и животных. | А-09.02 Б-10.02 | |
22 | Опорные системы растений и животных. | 1 | Опорные системы, их значение в жизни организма. Опора у растений и животных. Опорно-двигательная система позвоночных. | А-16.02 Б-17.02 | |
23 | Движение, его проявления у растений и животных. | 1 | Движение, его проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. | А-01.03 Б-24.02 | |
24 | Координация и регуляция процессов жизнедеятельности у животных. Раздражимость. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Лабораторная работа № 6: «Опыты по изучению поведения животных». | 1 | Координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности позвоночных животных. Железы внутренней секреции. | А-15.03 Б-02.03 | |
25 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. Лабораторная работа № 7: «Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений и животных». | 1 | Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. | А-05.04 Б-09.03 | |
26 | Размножение. Бесполое размножение. Лабораторная работа № 8: «Размножение комнатных растений». | 1 | Размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных, растений. | А-12.04 Б-16.03 | |
27 | Особенности полового размножения животных. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | 1 | Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | А-19.04 Б-30.03 | |
28 | Половое размножение растений. Лабораторная работа № 9: «Выявление изменчивости у организмов». | 1 | Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | А-26.04 Б-06.04 | |
29 | Рост и развитие растений. | 1 | Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя. Его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост растений. | А-03.05 Б-13.04 | |
30 | Рост и развитие животных. Лабораторная работа № 10: «Наблюдение за ростом и развитием растений и животных». | 1 | Рост и развитие животных. Особенности развития животных. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. | А-03.05 Б-20.04 | |
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (2 ч) |
ТЕМА 3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды (1 ч) |
31 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | 1 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Признаки вида. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | А-10.05 Б-27.04 | |
ТЕМА 3.2. Экосистемы (1 ч) |
32 | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | 1 | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | А-10.05 Б-04.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ (3 ч) |
33 | Повторение курса: «Биология. Живой организм». | 1 | Базовые понятия (Стандарт). | А-17.05 Б-11.05 | |
34 | Итоговая контрольная работа по курсу: «Биология. Живой организм». | 1 | Базовые понятия (Стандарт). | А-24.05 Б-18.05 | |
35 | Обобщение по курсу «Биология. Живой организм». | 1 | Базовые понятия (Стандарт). | А-31.05 Б-25.05 | |