kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует знания о происхождении древней группы животных – пресмыкающихся, позволит изучить значение современных рептилий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека»


Урок. Биология (Тихонова Е. И., Романова Н.И. «Инновационная школа»)

Класс 7

Тема. Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека.

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать знания о происхождении древней группы животных – пресмыкающихся, изучить значение современных рептилий.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о многообразии пресмыкающихся, как первых настоящих наземных позвоночных.

  2. Создать обучающимся условия, необходимые для изучения многообразия древних рептилий, установить место и роль в современных пресмыкающихся природе и жизни человека.

  3. Обеспечить возможность закрепить умение: классифицировать, выделять характерные особенности, преобразовывать информацию в схему, находить причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, работать с информацией.



Планируемые образовательные результаты


Предметные. Выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с различными источниками информации, изучить роль рептилий в природе и жизни человека.

Метапредметные. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение публичного выступления, работать малых и больших группах.

Личностные. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы. Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия, изучаемые на уроке. Происхождение динозавров, древние пресмыкающиеся: сухопутные, летающие и плавающие ящеры. Значение динозавров в природе и жизни человека.

Оборудование «Рабочий лист», дополнительная литература о динозаврах. Компьютер, проектор, звуковые колонки.


I фаза АМО

1 этап Приветствие - 2 мин

2 этап Вхождение в тему урока (определение целей урока) –5 мин

3 этап Определение ожиданий и опасений учащихся - 2 мин

II фаза АМО

4 этап Закрепление изученного– 10 мин

5 этап Инпут (интерактивная лекция учителя, сообщение ученика) – 5+3 мин

6 этап Проработка содержания темы – 10 мин

III фаза АМО

7 этап Эмоциональная разрядка – 3 мин

8 этап Рефлексия – 6 мин


СТРУКТУРА УРОКА


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вхождение в тему урока


Задает вопрос.

-На доске зашифровано слово «ыгда». О каких животных идет речь, какие еще названия есть у этого класса животных.

-Объясните почему этих животных так называют.

-Перечислите общие признаки класса пресмыкающихся.

Отвечают на вопросы.

1.На доске зашифровано слово «ыгда» - гады. Это устаревшее название, охватывавшее всех хладнокровных животных. Рептилии от анг слова

reptiles - ползать. Пресмыкающиеся - ползающий по земле, передвигающийся ползком

Объясняет

Сегодня на уроке мы будем говорить о пресмыкающихся, у каждого из вас есть «Рабочие листы». Вы будите выполнять в них задания, в конце урока сдадите их на проверку, а затем я их верну вам. Они нужны, чтобы сэкономить время и систематизировать знания.

Настраиваются на урок








  1. Актуализация знаний


Объясняет, как выполнять задание 1: «Путаница», «Мозаика». Направляет обучающихся и контролирует выполнение заданий.

Работа для малых групп.

Чтобы мне понять, как вы усвоили прошлую тему, предлагаю вам выполнить задание 1 в «Рабочих листах».

Для тех, кто выполнил задание в «Рабочих листах» на экране открывается слайд: картинка животного, составленная из частей змеи, крокодила и черепахи.

Задание «Мозаика»

Назовите животных, из которых состоит мифический зверь. Представители, какого отряда пресмыкающихся имеют более сложное строение? В чем это выражается?

Обучающиеся в парах выполняют задание 1 в «Рабочих листах» (см Приложение 1)


Мозаика

Объясняет, как выполнять устное задание.

- Работа для «больших групп»

(на каждом ряду по 2 группы).

Обучающиеся дают ответ на вопросы из разных областей знаний: географии, биологии, физики, английский язык, музыки.

(Приложение 1)

  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией видеоролика «Происхождение рептилий» (school-collection.edu.ru)

Помогает сформулировать тему и цель урока.

- Прежде чем узнать тему нашего урока отгадайте загадку:

Длинная, шея,

Так же, как хвост,

Сам он огромный,

Но маленький мозг!


Ответом на неё будут и ваши рисунки (крепит их на доске).

О чем мы будем говорить сегодня?

Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока и цель в «Рабочих листах». Предлагает нескольким ученикам озвучить свою цель.

-Для того, чтобы достичь этой цели нам надо сформулировать задачи урока.

Учащиеся проговаривают этапы урока, учитель корректирует и кратко записывает их на доске.

Задачи.

  1. Происхождение.

  2. Многообразие.

  3. Значение.

Подумайте, чтобы вы хотели узнать, что вы ждете от урока, и какие при этом могут возникнуть сложности. Для этого заполните табличку «Ожидания и опасения»

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
















Работают в «Рабочих листах», записывают тему урока, формулируют цель урока.







Заполняют таблицу «Ожидания и опасения»


Физминутка. 3 мин


Маленький -большой

Предлагаю немного отдохнуть. Учитель проговаривает задание, учащиеся выполняют их.

Представьте, что вы - маленький, насекомоядный динозавр, тихо сидите в папоротниковых зарослях и глазами следите за летающей по кругу доисторической мухой. А теперь, представьте, что вы – свирепый хищник, и, чтобы не спугнуть жертву, только глазами следите за её передвижением из стороны в сторону, справа налево. А теперь, встаньте, представьте себя плотоядным тяжеловесом, передвигающимся на двух ногах и балансирующим хвостом для поддержания равновесия. Сделайте 2 шага вперёд и 2 назад, помните, у вас есть тяжёлый хвост.

Скажите, древние пресмыкающиеся умели пятится?

Выполняют задания учителя, отвечают на вопрос.

-Продолжаем работу. Как вы думаете, какие животные были предками современных пресмыкающихся? С чем, по вашему мнению, связано исчезновение древних рептилий?

Организовывает самостоятельную работу учащихся.

Задает вопросы.

Выполните задание 2 в «Рабочих листах». Задание. Прослушайте сообщение ученика… и отметьте в «Рабочих листах» предка наземных животных. 3 минуты







Слушают сообщение, выполняют задание 2 в «Рабочих листах».


Организовывает выполнение задания.

Чтобы выполнить задание 3 ответить на вопрос о причинах расцвета и гибели крупных пресмыкающихся, узнать о многообразие древних рептилий предлагаю послушать лекцию.

Учитель объясняет, сопровождая рассказ видео, звук можно выключить.

Обучающиеся выполняют задание 3 в «Рабочих листах»

Организовывает выполнение задания.

Для того чтобы проверить как вы поняли тему выполните задание 4 в «Рабочих листах» Можно выполнить задание устно. Предложить ученикам сесть поудобнее, закрыть глаза, сделать несколько физических упражнений сидя и называть слова.

Обучающиеся выполняют задание 4 в «Рабочих листах». Задание «Октаэдр». На углах фигуры напишите шесть ключевых слов, относящиеся к теме урока. Если не могут самостоятельно работают по учебнику стр 190 -192

Организовывает выполнение задания.

-Какое практическое значение имеют современные пресмыкающиеся?

Предлагаю вам выполнить задание 5 в «Рабочих листах» для этого откройте учебник, прочитайте «Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека».

Помогает сориентироваться в учебнике, осуществляет проверку выполнения задания.






Читают учебник стр 192, выполняют задание 5 в «Рабочих листах»

 

3. Закрепление знаний

Организовывает выполнение задания.

Задание 6. Найдите и исправьте биологическую ошибку в тексте.


Обучающиеся выполняют задание 6. Читают и анализируют выданные текст, выявляют биологические ошибки, допущенные в тексте, подчеркивают цветным карандашом. Составляют или рисуют вопрос-ошибку.

Задание.

1. Найдите биологические ошибки в тексте.

2. Составьте в паре два предложения одно с ошибкой, другое нет. Поменяйтесь с соседями по парте и выполните задание.

Пресмыкающиеся – животные с сухой ороговевшей кожей, покрытой чешуей или щитками. Дыхание легочное, а у живущих в воде с помощью кожи. У всех представителей два круга кровообращения и четырехкамерное сердце. Температура тела зависит от температуры окружающей среды. Оплодотворение наружное. Все без исключения откладывают яйца покрытые плотной оболочкой, которые развиваются без охраны и заботы родителей. Сеймурия не является предком пресмыкающихся, т.к. она жила на Земле 300 млн лет назад.

5.Рефлексия. Подведение итогов работы.


Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми Вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы не нашли ответа? Сравните свои ожидания и опасения в начале урока и в конце. Учитель просит желающих прочитать свои ожидания и опасения, просит учеников проанализировать их. Обучающиеся сравнивают свои ожидания и опасения, анализируют свою работу и работу одноклассников на уроке и отмечают своё настроение. «Мишень настроения». Рисуют стрелу, попала в центр мишени - работал на уроке отлично, достиг ожидаемых результатов, уроком доволен; с краю мишени – плохо, тему не понял.
Подведение итогов, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок, акцентирование внимания на домашнем задании. Записывают домашнее задание: § 40-43, составить кроссворд по теме «Пресмыкающиеся»


Информационные источники

Учебники и печатные издания:

  1. Тихонова Е. И., Романова Н.И. Биология: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений \ Е. И. Тихонова, Н.И.Романова. – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2014.-296 с.: ил. - (Инновационная школа).

  2. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B4%D1%8B

  3. Энциклопедия “Мир вокруг нас”,

  4. Энциклопедия “Жизнь животных”


Электронные учебные издания:

  1. Открытая биология, версия 2.5» Полный интерактивный курс биологии

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии.

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

  4. 1С: Биология. Животные.


Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru

school-collection.edu.ru









Приложение 1


Рабочий лист

ЫГДА -___________

Травой и листьями питались,

Бронёй костистой одевались,

Анкилозавры, стегозавры, .

Их называли __________________

Тема.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель______________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ОЖИДАНИЯ

ОПАСЕНИЯ







Задание 1. Путаница

1.Соедините стрелочками животных с названием отрядов к которому они принадлежат:


_________________ _____________________ ______________________




2. Назовите отряд пресмыкающегося по характеристике животного.


А) Тело покрыто роговыми чешуйками и щитками, зубы приращены к челюстным костям. Гибкое подвижное тело, широко расставленные ноги, несросшиеся подвижные веки, недоразвитые челюсти.

Отряд

В) Кожа сухая и покрыта твердыми щитками, под которыми находятся костные пластинки. Сдавленный с боков живот, на возвышенностях черепа расположены ноздри и глаза.

Отряд

Б) Сросшиеся, прозрачные веки,

нет конечностей, зубы загнуты назад.


Отряд

Г) Челюсти животных имеют роговые края, костный панцирь состоит из брюшного и спинного щита, ноги превращены в ласты.

Отряд


3. Расшифруйте названия пресмыкающихся и с помощью цифр укажите отряд, к которому они относятся.


1.Адув-

4.Югадка-

2.Охаелемн-

5.Гааллиорт-

3.Лтеогрхед-

6.Конадана-


Отряды: Крокодилы №__________ Черепахи №____________ Чешуйчатые №______

Задание 2. Предком наземных животных является ________________________




Задание 3. Зачеркни лишнее.


1.Причины наибольшего расцвета пресмыкающихся: теплый климат, чешуйчатые покровы тела, развитый головной мозг, изобилие пищи, отсутствие врагов.


2.Причины массового вымирания пресмыкающихся: похолодание климата, огромные размеры, сухая кожа, появление конкурентов.


Задание 4. На углах октаэдра напишите 8 ключевых слов относящиеся к теме урока.


Задание 5.

Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека

Представители

Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека










Задание 6.

.Найдите биологические ошибки в тексте подчеркните их.

2. Составьте в паре предложение с ошибкой или без. Можно нарисовать вопрос-ошибку.

3.Поменяйтесь с соседями по парте, пусть они проверят вашу работу.

Пресмыкающиеся – животные с сухой ороговевшей кожей, покрытой чешуей или щитками. Дыхание легочное, а у живущих в воде с помощью кожи. У всех представителей два круга кровообращения и четырехкамерное сердце. Температура тела зависит от температуры окружающей среды. Оплодотворение наружное. Все без исключения откладывают яйца, покрытые плотной оболочкой, которые развиваются без охраны и заботы родителей. Сеймурия не является предком пресмыкающихся, т.к. она жила на Земле 300 млн лет назад.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Вопросы для больших групп.

География.

Однажды молодой археолог в степи на юге Украины сильно устал и лег спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было подняться, но почувствовал, что у него на груди что-то лежит. Это была степная гадюка Осторожно, чтобы не разозлить змею, археолог сбросил ее, и она уползла. Почему змеи ползут к спящим людям? (змеи холоднокровные животные и ползут к теплу)


Физика.

Как известно, рептилии не проявляют особого интереса к судьбе своего потомства. Но есть исключения. Самки некоторых видов крупных питонов, отложив яйца, не уползают прочь, а обвившись кольцами вокруг них, несут караул до тех пор, пока не вылупятся змееныши. При этом они все время совершают мышечные сокращения. Объясните поведение питона. (при быстром сокращении выделяется тепло)



Английский язык.

Roger is American. Once he carried a little python which he called Python regius. He feed him with milk and fruits. It grew up and became a huge snake a 6 meters long and weight was 140 kilogrammes. It was obedient, he knew his name and helped to its owner: taked care for their children and helped to pick up apples. Why did the python do it?

(полный текст: Роджер - англичанин, проживавший на своей ферме, привез из Юго-Восточной Азии маленького питона, дал ему кличку Python regius, кормил его молоком и фруктами. Питон вырос и превратился в огромную змею длинной 6 метров и весом 140 кг, он был покорным, откликался на свою кличку и даже помогал своему хозяину в работе: ухаживал за детьми, охранял сад от мышей. Когда поспевали фрукты, питон забирался на деревья и тряс их, а хозяин внизу собирал урожай. Объясните поведения питона. Питоны живут с людьми т.к. всегда есть еда, а «доброе слово и питону приятно»)


Литература.

…но едва Тэдди заснул, зверек соскочил на пол, отправился осматривать дом и в темноте натолкнулся на Чучундру, которая кралась по стене. В доме было тихо-тихо, однако ему казалось, что он может уловить невероятно слабый приглушенный звук не сильнее скрипа лап осы, бродящей по оконному стеклу, – сухой скрип змеиной чешуи по кирпичам. Из какого произведения эти строки? Как звали гадов в этом произведении?

(Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» рассказ из «Книги джунглей» змеи: Наг и Нагая)


История

Древнегреческий историк Геродот в одном из трактатов описал обычай существовавший в Древнем Египте: каждый год весной на площади собирали самых красивых девушек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его, становилась “невестой Нила”. А кто был её “женихом”?

(Нильский крокодил. Весной разливался Нил и приносил питательный ил на поля, чем было больше ила, тем лучше урожай. В это же время с низовий поднимались крокодилы. Поэтому плодородие почв люди связывали с крокодилами и обожествляли их, принося в жертву красавиц)


Музыка

Где мы можем встретить такое словосочетание: «Cyber sake»?

(«Кибер змеи» английская молодежная музыкальная группа)

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека

Автор: Антонова Ольга Викторовна

Дата: 27.07.2016

Номер свидетельства: 338141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок по теме: "Значение млекопитающих для человека" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-po-tiemie-znachieniie-mliekopitaiushchikh-dlia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "100549"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402383912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Окружающий мир 3 класс. "
    ["seo_title"] => string(29) "okruzhaiushchii-mir-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "172756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423851630"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии 8 класс "Структура тела. Место человека в живой природе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_struktura_tela_mesto_cheloveka_v_zhivoi_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "521377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569832955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства