6 класс Признаки растений. Цветковые растения и их органы. Изучение признаков растений. Познакомить учащихся с общими признаками растений; Сформировать представление о семенных и споровых растениях. Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения на основе раскрытия взаимосвязи между растениями и окружающей средой; Обратить внимание на бережное отношение к здоровью своему и близких людей. Развитие внимания, памяти, интеллектуальных способностей и умение оценивать процесс; Продолжить развитие интереса к теме, к предмету. Словесные – беседа, рассказ; Наглядные – демонстрация изобразительных пособий. Учебник Биология 6 класс. Этапы урока: I.Организационный момент (3 мин) II. Проверка домашнего задания (10 мин) III.Изучение нового материала (20 мин) Признаки растений; Цветковые растения; Семенные и споровые растения. Лабораторная работа №1. IV.Закрепление и обобщение. (10мин) V.Домашнее задание (2мин). ХОД УРОКА На прошлом уроке вы рассмотрели виды растений. Итак, что такое культурные растения? Какие растения можно к ним отнести? Какие растения называются однолетними, двулетними и многолетними? Какие растения к ним относятся? Что такое жизненная форма растений? Какие вы знаете лекарственные растения? Тема урока «Признаки растений. Цветковые растения и их органы. Семенные и споровые растения» Царство растений объединяет около 300 тыс. видов. Существует целый ряд признаков, отличающих растения от других эукариотических организмов: Клетки растений имеют плотные целлюлозные оболочки. В клетках находятся зелёные пластиды — хлоропласты, в них зелёный пигмент хлорофилл, поэтому возможен фотосинтез (получение энергии из неорганических веществ на свету при участии фотосинтетических пигментов). Благодаря хлоропластам большинство растений имеет зелёный цвет. В основном ведут прикреплённый образ жизни. Запасные вещества в клетках накапливаются в виде крахмала. Растут в течение всей жизни. Жизнедеятельность регулируется фитогормонами. Цветковые растения, или Покрытосеменные - отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные). Общие признаки. Важнейшие признаки цветковых следующие: 1) двойное оплодотворение; 2) покрытосемянность, т.е. образование семязачатков внутри завязи; со временем завязь превращается в плод, а семязачатки - в семена. У нецветковых растений плодов не бывает; 3) наличие цветков. Есть и другие признаки, например наличие сосудов, правда, они свойственны не всем цветковым растениям и могут встречаться у некоторых нецветковых. Органы цветковых растений – отдельные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Роль органа корень 1. удерживает растение в почве. 2. всасывает из почвы питательные вещества, воду. стебель переносит от корня воду и питательные вещества к другим органам лист участвует в фотосинтезе (в получении из углекислого газа и воды, с помощью света питательных веществ) цветок привлекает насекомых-опылителей плод с семенами созревание семян для дальнейшего размножения Семенные растения, или сперматофиты (лат. Spermatóphyta), - высшие растения, образующие семена - тела сложного строения, внутри которых находится многоклеточный зародыш. Играют важнейшую роль в создании растительного покрова Земли, а также в сельскохозяйственной деятельности человека. Семенные растения считались ботаническим таксоном в ранге надотдела и включали два отдела: Голосеменные (Gymnospermae); Покрытосеменные (Angiospermae) Высшие споровые растения — неформальный термин, объединяющий высшие растения, размножающиеся и распространяющиеся главным образом спорами. Эта группа таксонов обычно противопоставляется семенным растениям, которые для размножения используют не споры, а семена. Высшие споровые растения в современном понимании не являются таксоном. Именно от высших споровых растений в результате эволюции произошли семенные растения. Семенные – это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые) Высшие споровые – это папоротники, хвощи и плауны 1) у споровых расселяющейся стадией является спора, а у семенных – семена (у цветковых – семена или плоды). Семена и плоды по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ 2) у семенных растений гаметофит, который делает половые клетки, развивается на материнском растении (на спорофите) и получает от него питание. У высших споровых гаметофит (заросток) свободноживущий, образуется из споры во влажных условиях, питательные вещества вырабатывает сам путем фотосинтеза, т.о. этап образования гамет у высших споровых гораздо менее защищен. 3) сперматозоидам споровых растений для плавания требуется вода, поэтому споровые не могут жить в засушливых местах. У семенных растений мужские половые клетки спермии находятся внутри пыльцы. У голосеменных пыльца переносится ветром, а у цветковых – ветром, водой, насекомыми или другими животными, т.о., семенным растениям вода для оплодотворения не нужна. Лабораторная работа №1 Тема: Споровые и семенные растения. Цель: рассмотреть семенные и споровые растения на примере кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов. Оборудование: учебник 6 класс, конспект, лист с заданиями. Задание Написать отличия семенных растений от споровых Выбрать из предложенных семенные и споровые растения. Зарисовать рисунок №1. Рисунок №1 Размножение кукушкина льна спорами. Зарисовать лист папоротника. Рисунок №2. Лист папоротника. Зарисовать семя томата. Рисунок №3 Семя томата. Сделать вывод. Составить синквей Цветковые растения, или Покрытосеменные - отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные). Семенные – это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые) Высшие споровые – это папоротники, хвощи и плауны Что Вам понравилось на уроке? Что было трудно? Что вам удалось уяснить для себя из сегодняшней темы? |