ответ детей учитель : третья группа элементов -ультрамикроэлементы. Слайд 11 Ультрамикроэлементы содержатся в организме человека в очень малых количествах. К ним относятся хром, ванадий, селен, бор, никель, олово, серебро, золото и др. Роль этих элементов мало изучена .но они важны для организма. Дефицит хрома и ванадия приводит к заболеванию диабетом, к потере зрения. Бор помогает сохранить в костях употребляемый кальций; Селен отвечает за нормальную работу сердечной мышцы . Содержание тех или иных элементов в организме определяется не только особенностью потребности их в организме но зависит и от содержания их в окружающей среды . На планете есть места, где содержится некоторых элементов больше или меньше . При избытке и недостатке элементов возникают биогеохимические эндемии. Биогеохимические эндемии -— заболевания растений, животных и человека. Например, при недостаточности иода в пище — простой зоб у животных и людей. Иод входит в состав гормона тироксина и при недостатке его щитовидная железа разрастается и возникает зоб. Подведем итоги данного этапа урока Ответы детей :. Слайд 12.13 Элементы в ходящие в состав клетки подразделяют на 3 группы :макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Они играют важную роль в жизнедеятельности клетки.Такие элементы, как калий, натрий и хлор, — входят в состав плазмы крови, участвуют в обмене веществ и обеспечивают постоянство внутренней среды организма — гомеостаз. Наибольший удельный вес в элементном составе клетки приходится на кислород, углерод, водород и азот это основные химические элементы, из которых состоят молекулы органических веществ поэтому их называют биогенные элементы. На долю этих элементов приходится более 95 % массы клетки , причем их относительное содержание в живом веществе гораздо выше, чем в земной коре. Слайд14 Вопрос: Какое самое распространенное вещество на земле. Ответ:Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Она покрывает большую часть земной поверхности. Почти все живые существа состоят в основном из воды. Учитель Переходим ко 2 этапу урока . Вода и её роль в клетке. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Вода – один из важнейших факторов внешней среды, от которого зависит здоровье людей. Почему мы так говорим ? Ответ:Организм человека находится в состоянии постоянного обмена веществ с окружающей его средой. Различные неорганические и органические вещества непрерывно поступают в организм, претерпевают там многообразные превращения, а «отработанные», ненужные выводятся наружу, в окружающую среду. Обмен веществ – один из главных признаков жизни. Существуют разные виды обмена веществ – углеводный, белковый, жировой и т.д. Обмен веществ включает в себя, конечно, и обмен воды. Совокупность процессов всасывания воды в желудке и кишечнике, распределение ее между тканями организма и выделение через почки, легкие, кожу – в этом и состоит сущность водного обмена. При ее участии, с помощью водного обмена, происходит терморегуляция, т.е. регулируются процессы теплоотдачи и теплопродукции. С водой удаляются из организма ненужные ему продукты обмена, иногда микробы, их токсины и. Учитель: Клетки и межклеточные вещества живых тканей представляют собой сложные системы, отдельные части которых содержат в качестве необходимого компонента воду. Содержание воды в клетках разных органов различно. Слайд 15-16 Человек чрезвычайно остро реагирует на нарушение водного баланса. Так, при утрате влаги в размере 6–8% от веса тела он впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% влаги вызывает нарушение глотательного рефлекса, затем начинаются галлюцинации, в конце концов останавливается сердце – оно оказывается не в состоянии проталкивать по сосудам сгустившуюся кровь. При потере организмом более 12% влаги наступает смерть. Вы сказали в каких процессах жизнедеятельности клетки участвует вода. Она является – прекрасный растворитель для множества веществ. Вода среда, в которой протекает большинство химических реакций . вопрос : Чем обуславливается такие свойства воды. Ответ строением Слайд 17 Учитель: правильно строением .Молекула воды представляет диполь . На одной стороне сосредоточен + на другой- заряд. Этим и определяется её свойства как универсального растворителя. Вопрос :Все ли вещества растворяются в воде?. Ответ детей . Учитель: в этом мы убедимся, просмотрев опыт Учитель демонстрирует опыт. вода вода+ + NаCI масло Слайд Вывод : запись в тетради с пояснением Вещества растворимые в воде называются гидрофильные Вещества не растворимые в воде называются гидрофобные Учитель Положительные и отрицательные полюсы разных молекул воды притягиваются и возникает водородная связь . Водородная связь слабее ковалентной связи, поэтому она легко разрывается Таким образом, в жидкой воде молекулы подвижны, они легко проникают через клеточные мембраны. Это очень важно для процессов обмена веществ Это и объясняются необычные свойства воды. Слайд 18 Высокая температура кипения и теплоемкость . что позволяет воде быть идеальной жидкостью для поддержания теплового равновесия . высокая температура испарения предохраняет от перегрева. Не сжимаемость воды – поддерживает форму клетки .вязкость придает воде свойства смазки Учитель: давайте подведем итоги этого этапа урока и скажем какова биологическая роль воды в клетке Слайд 19 Ответы детей Функции и роль воды в клетке: - основа внутренней и внутриклеточной среды; — обеспечение упругости клетки. Последствия потери клеткой воды — увядание листьев, высыхание плодов; — ускорение химических реакций за счет растворения веществ в воде; — обеспечение перемещения веществ: - поступление большинства веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов; — обеспечение растворения многих химических веществ (ряда солей, Сахаров); — участие в ряде химических реакций; — участие в процессе теплорегуляции благодаря способности к медленному нагреванию и медленному остыванию. Схема на слайде Большая часть неорганических веществ находится в клетке в виде солей – серной, соляной, фосфорной и других кислот. Минеральные соли играют важную роль в развитии живых организмов. Их недостаток или избыток может привести к гибели организма. Слайд 20 Это третий вопрос нашего плана изучения нового материала Минеральные соли, их роль в клетке. Минеральные соли в клетке представлены в виде катионов (К+, Na+, Ca2+, Mg2+) и анионов ( CI-,НРО42-, Н2РО4--,НСО3-). Уравновешенность содержания катионов и анионов в клетке, обеспечивающая постоянство внутренней среды организма. Многие ионы неравномерно распределены между клеткой и в окружающей средой. Внутри клетки высокая концентрация ионов калия и очень низкая ионов натрия. В среде, окружающей клетку, – в плазме крови, в морской воде -мало ионов К+ и высокая концентрация ионов Na+. Анионы Н2РО4--,НСО3- участвуют в поддержании кислотно-щелочного баланса. анионы фосфорной кислоты необходимы для синтез молекул АТФ,ДНК,РНК. • Катионы K+ и Na + участвуют в проведении нервного импульса, поддерживают осмотическое давление в клетке, стимулируют синтез гормонов, их содержание по 0,25%. • Катион Mg2+ (0,1%) входит в состав молекулы хлорофилла. Он содержится в костях и зубах, активизирует синтез ДНК и энергетический обмен. • Катион железа входит в состав гемоглобина, миоглобина, хрусталика и роговицы глаза, активизирует деятельность ферментов (0,07%). • Анион Cl- (0,2%) является компонентом желудочного сока, а анион (0,1%) – обязательным компонентом гормона тироксина (щитовидная железа). Минеральные соли содержатся не только в виде ионов но и в твердом . Вопрос : какие функции выполняют соли Ответ :Функции солей: 1)Регуляторная 2) Структурная (АТФ, ДНК, костная ткань, раковины) 4) Обеспечивает возникновение нервного импульса (ПД, ПП) 5) Обеспечивает гомеостаз внутренней среды
|