kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и конспект урока по биологии "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Тема и номер урока: «Химический состав клетки. Неорганические  вещества », урок №5

Базовый учебник: «Общая биология» под редакцией Сивоглазова В.И.

Дополнительная литература:     Д.А. Кириленко, С.И. Колесников «Тематические тесты»                                                                                                 

Ю.А. Садовниченко «Биология. Универсальный справочник»

Цели урока:

Образовательные: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.

Развивающие: Сформировать умения переводит учебную информацию из одной знаковой системы в другую для реализации у обучающихся логических операций обобщение и систематизация.

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению,

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

.                                                                                                                                                                                                                                               

Вид урока: урок с применением  ИКТ

 Актуальность использования средств ИКТ

•         Возможность представления в мультимедийной форме   информационных материалов.

•         Необходимость наглядной визуализации изучаемых процессов.

•         Возможность остановки на ключевых кадрах и повторной демонстрации  наиболее важных фрагментов.

Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор,  экран, ПК, лабораторное оборудование                                                                                               

Планируемые результаты:                                                                                                  

  Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другим точкам зрения.                                                                                        

 Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.                                                                                            

  Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом в курсе биологии,  умение представлять многогранность проблем познания окружающего мира, соотносить умения и навыки,  полученные на уроках естественно-научного цикла для решения нестандартных биологических задач и проблем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шевцова Любовь Витальевна»

Шевцова Любовь Витальевна.

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение Семиченская средняя

общеобразовательная школа

х.Семичный

Котельниковский район

Волгоградская область


Предмет биология .10 класс.

Тема и номер урока: «Химический состав клетки. Неорганические вещества », урок №5

Базовый учебник: «Общая биология» под редакцией Сивоглазова В.И.

Дополнительная литература: Д.А. Кириленко, С.И. Колесников «Тематические тесты» Ю.А. Садовниченко «Биология. Универсальный справочник»


Цели урока:

Образовательные: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.

Развивающие: Сформировать умения переводит учебную информацию из одной знаковой системы в другую для реализации у обучающихся логических операций обобщение и систематизация.

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению,

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

.

Вид урока: урок с применением ИКТ

Актуальность использования средств ИКТ

Возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов.

Необходимость наглядной визуализации изучаемых процессов.

Возможность остановки на ключевых кадрах и повторной демонстрации наиболее важных фрагментов.


Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, лабораторное оборудование

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другим точкам зрения. Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях. Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом в курсе биологии, умение представлять многогранность проблем познания окружающего мира, соотносить умения и навыки, полученные на уроках естественно-научного цикла для решения нестандартных биологических задач и проблем.







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СТРУКТУРА И ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ



№ Этап урока и его продолжительность

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент

Подготовительный этап

Продолжительность: 2 мин.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;


Методы: словесные














Добрый день ребята

Прозвенел опять звонок,

Пригласил нас на урок.

И начинаем мы опять

По биологии новую тему изучать.

Чтобы всё понятным стало,

Потрудиться нам надо немало.


Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинаем тему новую изучать.


Изучение учебного материала


Продолжительность: 30 мин.



Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о биологических системах, для открытия новых знаний.


Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений о биологических системах, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.


Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Объяснительно-иллюстративный






















Постановка учебной задачи

Цель: обсудить и сформулировать цель урока.



















Слайд 2


Учитель:

( актуализация опорных знаний )

Удивительный и загадочный мир природы нас окружает . Мир живой природы велик и многообразен.


Слайд

Все живые организмы обитающие на нашей планете – это биологические системы, имеющие сходные черты строения и жизнедеятельности.

Вопросы для актуализирующей беседы

Вопрос

1. Что мы понимаем под понятием биологические системы

Ответ:

1.Биологическая система – система организации живого, состоящая из взаимосвязанных элементов

Вопрос

Приведите примеры биосистем (таблица уровень организации жизни.

Ответ детей

Вопрос Какая биосистема самая маленькая?

Ответ : клетка

Слайд 3

Вопрос: . правильно а, что объединяет клетки всех живых организмов?

Ответ:

  1. У них единый генетический код

  2. Одинаковый химический состав, строение молекул и клеток

Слайд 4,5


Чтение стихотворения учителем

С.Щипачев

Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.


Вопрос: Как вы думаете о чем речь пойдет сегодня на уроке?

Исходя из выше сказанного предположите тему урока…


(Учащиеся определяют тему урока)

Слайд 6


Химический состав клетки. Неорганические вещества.


Учитель: Что вы понимаете под химическим составом клетки?


Ответы детей.

Давайте сформулируем ваши ответы и составим план урока.


Слайд 7

( план записывается в тетрадь

План

1. Элементарный состав клетки.

2. Вода и её роль в клетке. Гидрофильные и гидрофобные вещества.

3. Минеральные вещества и их роль в клетке.


Винсон Браун сказал о том, что «накопление знаний подобно росту дерева» и я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой знаний о химическом составе клетки, о роли химических элементов, воды, минеральных солей в жизнедеятельности клетки.

Вопрос: На прошлом уроке вы изучили основные положения клеточной теории: cкажите как тема урока отражается в положении о клеточном строении организмов.

(дети отвечают.)

Ответ

Все клетки сходны по химическому составу и имеют общий план строения организмов.


Учитель: Предложите цель данного урока … Слайд 8

Ученик : доказать что все живые организмы имеют одинаковый химический состав .Изучить неогганические вещества входящии в химический состав клетки.



1 этап изучения нового материала

Цель:

углубить знания учащихся о неорганических веществах клетки, раскрыть межпредметные связи.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать самостоятельную работу по изучению элементного состава клетки .

Продолжить формирование умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать. Развитие умений работать с книгой




Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

выяснить роль основных химических элементов и веществ в клетке .


Методы:,

Работа с книгой диалог



Работа с учебником . Задание распределяется по рядам

-

Учитель: Работаем по плану урока.

Рассмотрим элементный состав клетки.

Одним из основных признаков живых организмов является единство их элементного состава. Независимо от того к какому царству относятся организмы .

В состав живой природы входят более 80 химических элемента периодической системы Д.И.Менделеева. Это – С, Н, О, N, Fe, Mg, K, Na, Ca, S и др. каких то специальных элементов характерных только для живой природы нет .Но содержание количественное в живой и неживой природе может отличаться.

И только после смерти это соотношение уравнивается.

Слайд 9

Химические элементы, входящие в состав клетки, подразделяются на макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы.

Слайд 10

1 ряд.Макроэлементы

2 ряд микроэлементы

3 ряд ультрамикроэлементы

Прочитайте материал учебника самостоятельно , стр 29-31. ознакомитесь какие элементы входят в состав клетки , запишите какие функции выполняют в организме данные элементы. Заполните таблицу . Объясните ведущую роль элементов – органогенов


Элементы

Содержание

Биологическая функция

  1. Макроэлементы






  1. Микроэлементы










  1. Ультрамикроэлементы
















Методы: беседа









































2 этап изучения нового материала

Цель: которую хочет достичь учитель: .
углубить знания учащихся о роли воды в жизнедеятельности клетки.



Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Выяснить роль воды в клетке.









Методы: беседа , диалог, наблюдение.

















































































































3 этап изучения темы.





Цель которую хочет достичь учитель:

сформировать знания о роли катионов, анионов, солей в жизнедеятельности клетки.

Цель которая должна быть достигнута учащимися:

Изучить роль минеральных веществ в жизни клетки живого организма.




ответ детей

учитель : третья группа элементов -ультрамикроэлементы.

Слайд 11

Ультрамикроэлементы содержатся в организме человека в очень малых количествах. К ним относятся хром, ванадий, селен, бор, никель, олово, серебро, золото и др. Роль этих элементов мало изучена .но они важны для организма. Дефицит хрома и ванадия приводит к заболеванию диабетом, к потере зрения. Бор помогает сохранить в костях употребляемый кальций; Селен отвечает за нормальную работу сердечной мышцы .

Содержание тех или иных элементов в организме определяется не только особенностью потребности их в организме но зависит и от содержания их в окружающей среды . На планете есть места, где содержится некоторых элементов больше или меньше . При избытке и недостатке элементов возникают биогеохимические эндемии. Биогеохимические эндемии -— заболевания растений, животных и человека. Например, при недостаточности иода в пище — простой зоб у животных и людей. Иод входит в состав гормона тироксина и при недостатке его щитовидная железа разрастается и возникает зоб.

Подведем итоги данного этапа урока

Ответы детей :. Слайд 12.13

Элементы в ходящие в состав клетки подразделяют на 3 группы :макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Они играют важную роль в жизнедеятельности клетки.Такие элементы, как калий, натрий и хлор, — входят в состав плазмы крови, участвуют в обмене веществ и обеспечивают постоянство внутренней среды организма — гомеостаз.


Наибольший удельный вес в элементном составе клетки приходится на кислород, углерод, водород и азот это основные химические элементы, из которых состоят молекулы органических веществ поэтому их называют биогенные элементы. На долю этих элементов приходится более 95 % массы клетки , причем их относительное содержание в живом веществе гораздо выше, чем в земной коре.

Слайд14

Вопрос: Какое самое распространенное вещество на земле.

Ответ:Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Она покрывает большую часть земной поверхности. Почти все живые существа состоят в основном из воды.


Учитель

Переходим ко 2 этапу урока . Вода и её роль в клетке. Гидрофильные и гидрофобные вещества.

Вода – один из важнейших факторов внешней среды, от которого зависит здоровье людей. Почему мы так говорим ?


Ответ:Организм человека находится в состоянии постоянного обмена веществ с окружающей его средой. Различные неорганические и органические вещества непрерывно поступают в организм, претерпевают там многообразные превращения, а «отработанные», ненужные выводятся наружу, в окружающую среду.

Обмен веществ – один из главных признаков жизни. Существуют разные виды обмена веществ – углеводный, белковый, жировой и т.д. Обмен веществ включает в себя, конечно, и обмен воды. Совокупность процессов всасывания воды в желудке и кишечнике, распределение ее между тканями организма и выделение через почки, легкие, кожу – в этом и состоит сущность водного обмена. При ее участии, с помощью водного обмена, происходит терморегуляция, т.е. регулируются процессы теплоотдачи и теплопродукции. С водой удаляются из организма ненужные ему продукты обмена, иногда микробы, их токсины и.

Учитель: Клетки и межклеточные вещества живых тканей представляют собой сложные системы, отдельные части которых содержат в качестве необходимого компонента воду.

Содержание воды в клетках разных органов различно.

Слайд 15-16

Человек чрезвычайно остро реагирует на нарушение водного баланса. Так, при утрате влаги в размере 6–8% от веса тела он впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% влаги вызывает нарушение глотательного рефлекса, затем начинаются галлюцинации, в конце концов останавливается сердце – оно оказывается не в состоянии проталкивать по сосудам сгустившуюся кровь. При потере организмом более 12% влаги наступает смерть.


Вы сказали в каких процессах жизнедеятельности клетки участвует вода. Она является – прекрасный растворитель для множества веществ. Вода среда, в которой протекает большинство химических реакций .

вопрос : Чем обуславливается такие свойства воды.

Ответ строением

Слайд 17

Учитель: правильно строением .Молекула воды представляет диполь . На одной стороне сосредоточен + на другой- заряд. Этим и определяется её свойства как универсального растворителя.

Вопрос :Все ли вещества растворяются в воде?.

Ответ детей .

Учитель: в этом мы убедимся, просмотрев опыт

Учитель демонстрирует опыт.


вода вода+

+

NаCI масло


Слайд




Вывод :


запись в тетради с пояснением


  1. Вещества растворимые в воде называются гидрофильные


  1. Вещества не растворимые в воде называются гидрофобные

Учитель Положительные и отрицательные полюсы разных молекул воды притягиваются и возникает водородная связь . Водородная связь слабее ковалентной связи, поэтому она легко разрывается Таким образом, в жидкой воде молекулы подвижны, они легко проникают через клеточные мембраны. Это очень важно для процессов обмена веществ

Это и объясняются необычные свойства воды.

Слайд 18

Высокая температура кипения и теплоемкость . что позволяет воде быть идеальной жидкостью для поддержания теплового равновесия .

высокая температура испарения предохраняет от перегрева.

Не сжимаемость воды – поддерживает форму клетки .вязкость придает воде свойства смазки


Учитель: давайте подведем итоги этого этапа урока и скажем какова биологическая роль воды в клетке


Слайд 19


Ответы детей

Функции и роль воды в клетке:

- основа внутренней и внутриклеточной среды;

— обеспечение упругости клетки. Последствия потери клеткой воды — увядание листьев, высыхание плодов;

— ускорение химических реакций за счет растворения веществ в воде;

— обеспечение перемещения веществ:

- поступление большинства веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов;

— обеспечение растворения многих химических веществ (ряда солей, Сахаров);

— участие в ряде химических реакций;

— участие в процессе теплорегуляции благодаря способности к медленному нагреванию и медленному остыванию.

Схема на слайде

Большая часть неорганических веществ находится в клетке в виде солей – серной, соляной, фосфорной и других кислот. Минеральные соли играют важную роль в развитии живых организмов. Их недостаток или избыток может привести к гибели организма.

Слайд 20

Это третий вопрос нашего плана изучения нового материала

Минеральные соли, их роль в клетке.

Минеральные соли в клетке представлены в виде катионов (К+, Na+, Ca2+, Mg2+) и анионов ( CI-,НРО42-, Н2РО4--,НСО3-). Уравновешенность содержания катионов и анионов в клетке, обеспечивающая постоянство внутренней среды организма.

Многие ионы неравномерно распределены между клеткой и в окружающей средой.

Внутри клетки высокая концентрация ионов калия и очень низкая ионов натрия. В среде, окружающей клетку, – в плазме крови, в морской воде -мало ионов К+ и высокая концентрация ионов Na+.


Анионы Н2РО4--,НСО3- участвуют в поддержании кислотно-щелочного баланса. анионы фосфорной кислоты необходимы для синтез молекул АТФ,ДНК,РНК.

• Катионы K+ и Na + участвуют в проведении нервного импульса, поддерживают осмотическое давление в клетке, стимулируют синтез гормонов, их содержание по 0,25%.

• Катион Mg2+ (0,1%) входит в состав молекулы хлорофилла. Он содержится в костях и зубах, активизирует синтез ДНК и энергетический обмен.

• Катион железа входит в состав гемоглобина, миоглобина, хрусталика и роговицы глаза, активизирует деятельность ферментов (0,07%).

• Анион Cl- (0,2%) является компонентом желудочного сока, а анион

  1. (0,1%) – обязательным компонентом гормона тироксина (щитовидная железа).

Минеральные соли содержатся не только в виде ионов но и в твердом .

Вопрос : какие функции выполняют соли

Ответ :Функции солей:

1)Регуляторная

2) Структурная (АТФ, ДНК, костная ткань, раковины)

4) Обеспечивает возникновение нервного импульса (ПД, ПП)

5) Обеспечивает гомеостаз внутренней среды




Закрепление учебного материала

8 минут

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования и закрепления знаний о химическом составе клетки

Задачи:


- развивать логическое мышление

- развивать способность давать адекватную самооценку


Методы: репродуктивные





Проверочная работа приложение 1

Взаимопроверка .


Ответы выводим на слайд.


Подведем итоги нашего урока.


Оценки.







Рефлексия (подведение итогов урока)

Продолжительность: 3 мин.




Цель для учащихся: осознать свою УД, дать самооценку результатов деятельности ученика и класса.

Цель учителя: помочь осознать свою УД, дать самооценку результатов деятельности.


Как вы считаете, удалось ли достичь нам поставленной цели?

Для чего же нам нужно знать химический состав клетки?

Ответ :Мне стало ясно , что знания о химическом составе клетки необходимы для медицины. Ведь из-за недостатка или избытка химических элементов могут возникать болезни. Мне эти знания пригодится в жизни.


Я поняла что биологические системы состоят из одних химических элементов,а это говорит о единстве их происхождения.


- Как оцениваете свое изучение нового? Результаты своей работы на уроке?

Ответ:На уроке я поработал добросовестно.

На уроке было над чем подумать.

На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.


Как будете уходить наклейте жетон (самоклеющаяся бумага. Приклейте кармашек к листу бумаги)

Было интересно и хорошо усвоил

Необходима помощь

Поработаю с учебником






Информация о домашнем задании

Продолжительность: 2 мин

Цель для учащихся: закрепить полученные знания,

Цель учителя: развивать умение отбирать материал , необходимые для сообщения по теме

Параграф 2.2 -2.3.

Дополнительное задание .Сообщение на тему «Биогеохимические эндемии». Заполнить предложенную таблицу.( раздаю листы. Приложение №2)

Ученики делают запись в дневники







Приложение №1 тест



Тест «Неорганические вещества клетки»

1. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?

а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.

2.. Каковы функции воды в клетке?

а) Передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

3. К гидрофобным веществам относят:

а) соли; б) сахар; в) жиры.

4. Какие ионы входят в состав гемоглобина?

а) Mg2+; б) Fe2+; в) Zn2+.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.





1

2

3

4

5

6

7

б

б

в

б

б

а

б

Ответ







Приложение 2. Ответы .

ТАБЛИЦА

Заболевания, вызванные недостатком микроэлементов в

организме человека



Фосфор

Калий

Магний

Йод

Фтор

Кальций

Железо

Медь

цинк

Выпадение

волос






Зрение










Кариес






Зоб










Болезни печени







Боли в суставах








Остеопороз







Болезни

легких









Анемия

(малокровие)


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Шевцова Любовь Витальевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "урок биологии "Химический состав клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "urok-biologhii-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "301426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456918897"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Химический состав клетки (открытый урока по биологии 8 Б класс) "
    ["seo_title"] => string(66) "khimichieskii-sostav-klietki-otkrytyi-uroka-po-biologhii-8-b-klass"
    ["file_id"] => string(6) "166459"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422963734"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока и презентация "Химический состав клетки" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "204602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429697862"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "конспект урока биологии Тема:Строение клетки:клеточная мембрана, ядро,цитоплазма, клеточный центр, рибосомы. "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro-tsitoplazma-klietochnyi-tsientr-ribosomy"
    ["file_id"] => string(6) "236694"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444140936"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства