Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.
Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.
№ | Этапы урока | Приём урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат (УУД) |
1 | Организационный момент Цель: обеспечение положительного психологического настроя и рабочей обстановки на уроке. | | Приветствует учащихся. Создаёт комфортную ситуацию на уроке. Мобилизация внимания учащихся (раздает фото растений, грибов, разрезанные на части) | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Личностные УУД: Формирование навыков самоорганизации. Коммуникативные УУД: Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, с учителем |
2 | Актуализация опорных знаний, умений и навыков: Цель этапа: - определить уровень освоения учебного материала прошлого урока. - установить связь изученной и новой темы. | Работа с раздаточным материалом. | Расшифруй головоломку. 1. Из чего состоит тело гриба? 2. Как называют тело водорослей? 3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов? Гриб и водоросль дружно жили. Вместе ели, вместе пили. Чтобы я и дальше рос, Очень важен симбиоз. | Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы. 1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж 2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг 3. цжщегфукшсимбиозещргаитм Итог: закрепление знаний прошлого урока. | Познавательные УУД: Формирование умения применять полученные знания. Регулятивные УУД: Формулировать цель и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух. Личностные УУД: Формирование познавательного интереса к изучению лишайников; мотивирование учащихся на получение новых знаний; формирование потребности и готовности к самообразованию . |
3 | Целепологание: Цель этапа: - организовать актуализацию знаний | Мотивация (проблемный вопрос) | Учитель показывает видеофрагмент и задает http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e06f-0a01-022a-00ed-d9de614d5da7/%5BBIO6_08-55%5D_%5BMV_01%5D.WMV вопросы: - Что необычного вы заметили? - Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке? Выбирают лучшую формулировку и вывешивают на доску - Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос? Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске) | - Лишайники похожи на растения, но не растения. - Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах. Чем лишайники отличаются от растений? - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа) - Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа) - Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа) Делятся на группы. | Познавательные УУД: Формирование познавательного интереса к изучению живой природы; мотивирование на получение новых знаний. Коммуникативные УУД: Высказывать свои мысли, предлагать свою гипотезу, аргументировать свою точку зрения, работать самостоятельно и в группе, осуществлять взаимопомощь. Регулятивные УУД: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. |
4 | Изучение нового материала: Цель этапа: - обеспечить поиск и осмысление новой информации, организовать работу в группах. | Работа в группах. ( Распределение ролей) | Учитель поясняет задачу каждой группе Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников. Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют. Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. (Работа с компьютером) Если задания понятны, можно приступать к работе. | Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. Получают рабочие листы и начинают работать. ( приложение) | Познавательные УУД: Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Регулятивные УУД: Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять (в группе) план решения проблемы. |
| | Физкультминутка | | | |
5 | Обсуждение результатов | Выступление учащихся каждой группы. | Учитель вызывает представителя каждой группы, просит их рассказать что делали, результаты, выводы). Предлагает обобщить все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта. - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема? Анализ результатов выполнения учащимися заданий | Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения. Зачитывают выводы Повторяют вопрос и отвечают на него. - Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии). | Познавательные УУД: Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Формирование познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, находить ошибки ( свои и чужие). Коммуникативные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику и его деятельности. Личностные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. |
6 | Закрепление материала | Фронтальная работа http://fcior.edu.ru/card/22745/lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizirovannoe.html | Интерактивное тестовое задание | Выполняют задание. Проводят самооценивание. | Регулятивные УУД: оценивать уровень владения учебным действием. Уметь осуществлять самоконтроль. |
7 | Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: - определить степень освоения нового материала, выявить затруднения, оценить результаты собственной деятельности на уроке. | | Формулирует выводы совместно с учениками. Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным? Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. Фиксируют выводы Определяют уровень усвоения темы. Заполняют таблицу «Рефлексия» | Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что интересно, что сложно?»). удерживать цель деятельности до получения её результата. Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные УУД: Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. |
8 | Домашнее задание | | Демонстрирует слайд с домашним заданием.1 – уровень. учить § 15 , знать общую характеристику лишайников. 2 –уровень. Ответить на вопросы в конце параграфа. 3 – уровень. Написать синквейн. по теме. Объявляет оценки за урок. | Записывают домашнее задание. Показывают свои баллы за урок. | |