kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Чудо природы. Лишаиники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока: Чудо природы

ТДЦ: познавательная: Используя исследовательскую групповую деятельность учащихся, выяснить особенности строении и значении лишайников как  симбиотических организмов.

Развивающая: развивать логическое мышление, способность эмоционально откликаться на полученную информацию, владение навыками дискуссии.

Воспитательная: формирование чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда

Общедидактическая цель: создать условия для восприятия, осознания и первичного закрепления учебной информации по теме «Лишайники».

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный (технология построения знаний)

Формы: работа в группах по заданиям

Оборудование: гербарий “Виды лишайников”, таблица “Лишайники”, мультимедийная презентация «Лишайники»,  мультипроектор, раздаточный материал накипного лишайника, схемы строения  и размножения лишайников.

Ключевые понятия: Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище, лихенология, лихеноиндикация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Тема урока: Чудо природы

ТДЦ: познавательная: Используя исследовательскую групповую деятельность учащихся, выяснить особенности строении и значении лишайников как симбиотических организмов.

Развивающая: развивать логическое мышление, способность эмоционально откликаться на полученную информацию, владение навыками дискуссии.

Воспитательная: формирование чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда

Общедидактическая цель: создать условия для восприятия, осознания и первичного закрепления учебной информации по теме «Лишайники».

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный (технология построения знаний)

Формы: работа в группах по заданиям

Оборудование: гербарий “Виды лишайников”, таблица “Лишайники”, мультимедийная презентация «Лишайники», мультипроектор, раздаточный материал накипного лишайника, схемы строения и размножения лишайников.

Ключевые понятия: Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище, лихенология, лихеноиндикация


Технологическая карта урока

Этапы

Дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Урока

Технологии

1. Организация начала занятия.


Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

3. Подготовка к основному этапу занятия.


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Учитель читает отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений” (приложение 1)

«Вначале некоторые исследователи называли эти организмы “хаосом природы” или “убогой нищетой растительности”.

Как вы думаете почему?

Что вам известно о лишайниках?


Учитель обобщает высказывания детей и направляет на формулирование общих целей

1. Слушают отрывок из книги.

2. Отвечают на поставленный вопрос

Учащиеся вспоминают, что они знают о лишайниках.


Учащиеся под руководством учителя обобщают все высказывания и формулируют цели урока: рассмотреть особенности строения и значения лишайников

4. Усвоение новых знаний и способов действий


Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения



Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

К какому из царств вы бы отнесли Лишайники?

Формулируют проблему: К царству растений или к царству грибов относятся лишайники?


Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ



Выдвижение гипотезы

Гипотеза

Учитель направляет детей на формирование гипотезы

Формулируют гипотезу:

«Если лишайники относятся к царству растений, то они обладают свойствами растений. Если лишайники относятся к царству грибы, то они обладают свойствами грибов».

Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

1.используется теоретический метод

(работа с учебником), метод наблюдения и сравнения (поиск информации и сравнение лишайников с грибами и водорослями)

1.Ученики работают в группах, по инструктивным карточкам

  • Особенности строения лишайников

(Приложение 2)

  • Классификация лишайников

(Приложение 3)


Работа в группах, получение продукта от группы

1. Учитель координирует, стимулирует работу групп.

2. Учитель дает краткую информацию о Краснокнижных видах лишайников (Слайд 8)

3.Учитель показывает на презентации встречаемость лишайников в хвойном лесу, у загородной дороги и в городе. (Слайды 9-11).

4. Учитель предлагает прочитать приготовленные сообщения по группам о применении лишайников.


1.Учащиеся выступают по группам, формулируют окончательный ответ, используя термины.

2. Дети записывают полученную информацию

3. Дети делают выводы, что лишайники встречаются в большом видовом разнообразии в более экологически чистых местах и объясняют это.


4. Дети читают сообщения и заполняют схему «Применение и значение лишайников»

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.)

Учитель координирует, стимулирует и обобщает оценивание работы групп

Учащиеся объединяют задания в общую таблицу, обобщая работу всех групп

Вывод: 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы.

Учащиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы. Значит, поставленная проблема решена







5. Первичная проверка понимания.


Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Учитель предлагает сравнить полученные результаты через ответы на вопросы по теме урока

Учащиеся комментируют содержание таблицы, отвечают на предложенные вопросы по изученному материалу.

6. Закрепление знаний и способов действий.


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Решение теста на слайде 14 (Приложение 5)

Выполнение теста и самооценка

9. Подведение итогов занятий


Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Учитель: подведем итоги нашей работе. Сегодня мы выявили особенности строения и жизнедеятельности лишайников

Учащиеся в беседе делают вывод о решении поставленной проблемы.

10. Рефлексия.


Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Понравилось ли вам наше занятие? Все ли вы поняли и узнали ли вы что-то полезное для себя? Если у вас хорошее настроение и положительные ответы на эти вопросы поднимите улыбающийся смайл, а если нет – то грустный

Дети поднимают соответствующие настроению смайлы и высказываются по поводу проведенного урока.

11. Информация о домашнем задании.


Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Параграф §10, Задание: оценить состояние воздуха на школьной территории по наличию на деревьях тех или иных лишайников. Загадывается загадка, предлагается поразмыслить над ней и попытаться ее объяснить. (Приложение 6)

Дети записывают в дневники домашнее задание и загадку

Приложение 1

Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений”

Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей, везде на голой бесплодной поверхности -
Первым появляется лишайник, разлагая горную породу
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Приложение 2

Инструктивная карта №1

1 группа

Используя учебник и гербарные материалы, схемы строения и размножения лишайников заполнить в таблице 1 колонку «водоросли»



Инструктивная карта № 2

2 группа

Используя учебник и гербарные материалы, схемы строения и размножения лишайников заполнить в таблице 1 колонку «грибы»

Таблица 1. Особенности строения лишайников


водоросли

грибы

Особенности строения

Одноклеточные зеленые водоросли или цианобактерии

Гифы, споры

Функции

Синтезируют органические вещества из неорганических на свету

Снабжают водой и минеральными веществами

Тип питания

автотрофы

гетеротрофы

Размножение

Слоевищем(вегетативно)

Спорами, гифами

Обобщение

+

+







Приложение 3

Инструктивная карта 1

Используя учебник, гербарии заполнить строку «накипные лишайники» в таблице 2

Инструктивная карта №2

Используя учебник, гербарии заполнить строку «листоватые лишайники» в таблице 2

Инструктивная карта №3

Используя учебник, гербарии заполнить строку «кустистые лишайники» в таблице 2

Таблица 2. Разнообразие лишайников

Группы лишайников

Внешний вид

Места поселений

Примеры

накипные

Похожи на кору деревьев, в виде “корочки, накипи”

Поверхность почвы, горных пород, кора деревьев и кустарников

Леканора, Пертузария,

Аспицилия

листоватые

В форме пластинок, чешуек

На камнях, почве, коре деревьев

Ксантория настенная, Гипогимния вздутая, Пармелия, Пельтигера

кустистые

“кустики”

Почва, ветки деревьев или скалы

Кладина, Цетрария исландская, Уснея, алектория



Приложение 4

Лишайники из Красной книги России

  1. Глоссодиум японский. Влаголюбивый кустистый лишайник. Растет в таежных хвойных и смешанных лесах на гнилых пнях, на валежнике, на основаниях деревьев, покрытых мхами, встречается отдельными небольшими популяциями.
    Причины вымирания – загрязнение лесов, рубка леса, вытаптывание.

  2. Стереокаулон пальчатолистный. Обитает в лесах на камнях. Причины вымирания – воздействие человека.

  3. Цетрелия аляскинская. Растет на почве в различных типах лишайниково-кустарничковых тундр.
    Причины вымирания – растет в районах, интенсивно вовлекаемых в хозяйственную деятельность, поэтому популяции его рискуют оказаться под угрозой полного исчезновения.

  4. Менегацция пробуравленная. Обитает на стволах и ветвях различных древесных пород, реже на почве и других субстратах, в ненарушенных лесах на равнине и в горах. По всему ареалу вид представлен небольшими популяциями и имеет незначительную численность.
    Причины вымирания – загрязнение воздуха и хозяйственная деятельность в лесах.





Приложение 5

Закрепляющий тест

1.Лишайники – это

а. водоросль

б. гриб

в. симбиоз гриба и водоросли

2.Какие водоросли составляют тело лишайника:

а. одноклеточные

б. многоклеточные

3.Какие существуют формы лишайников:

а. кустистые

б. накипные

в. листоватые

4.Тело лишайника называется

а. грибница

б. слоевище

5.Органические вещества лишайнику доставляет:

а. водоросль

б. гриб

6.Индикаторами чистого воздуха считаются:

а. водоросли

б. грибы

в. лишайники













Приложение 6

Загадка

Сговорились Клим с Пахомом

Жить совместно, общим домом:

Клим готовит соль, водицу,

А Пахом Зерно, мучицу.





Просмотр содержимого презентации
«лишайник»

Печать - Печатать - Заметки. Или более долгий путь, но с лучшим результатом (возможно, придется изменять шрифт): Файл - Отправить - В Office Word …, далее выбираете удобный для Вас вариант, правите в Word и там же распечатываете. Условные обозначения в заметках к слайду Нумерованный список – последовательность анимационных эффектов, применённых к слайду. Подчеркнутый текст – гиперссылка." width="640"

Чудо природы

Для удобства работы текст (заметки к слайдам) лучше распечатать:

Файл - Печать - Печатать - Заметки.

Или более долгий путь, но с лучшим результатом (возможно, придется изменять шрифт):

Файл - Отправить - В Office Word …, далее выбираете удобный для Вас вариант, правите в Word и там же распечатываете.

Условные обозначения в заметках к слайду

Нумерованный список – последовательность анимационных эффектов, применённых к слайду.

Подчеркнутый текст – гиперссылка.

Лишайники Узнаем об удивительных организмах, о растениях-сфинксах, как называл их К. Тимирязев, – лишайниках. Сегодня на уроке мы, используя полученные ранее знания о водорослях и грибах, узнаем об удивительных организмах, о растениях-сфинксах, как называл их К. Тимирязев, – лишайниках, об их роли в природе и жизни человека.

Лишайники

Узнаем об удивительных организмах, о растениях-сфинксах, как называл их К. Тимирязев, – лишайниках.

Сегодня на уроке мы, используя полученные ранее знания о водорослях и грибах, узнаем об удивительных организмах, о растениях-сфинксах, как называл их К. Тимирязев, – лишайниках, об их роли в природе и жизни человека.

Кто такие лишайники? Лишайники произрастают на всех континентах. Лишайники – своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. Лишайники можно найти на любой поверхности: на камнях, на стволах деревьев, на почве, на крышах и даже на бетонных столбах. Их можно найти на любой поверхности.

Кто такие лишайники?

Лишайники произрастают на всех континентах.

Лишайники – своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде.

Лишайники можно найти на любой поверхности: на камнях, на стволах деревьев, на почве, на крышах и даже на бетонных столбах.

Их можно найти на любой поверхности.

Внутреннее строение лишайника Клетки  водоросли Гифы  гриба

Внутреннее строение лишайника

Клетки водоросли

Гифы гриба

Размножение лишайников Большинство лишайников способно вырастать даже из мелких фрагментов родительского слоевища, лишь бы эти фрагменты содержали и водоросль и гифы гриба. У многих групп лишайников по краям или на верхней поверхности слоевища образуются особые выросты, похожие на листочки или веточки, которые легко отламываются и дают начало новому организму.  В других случаях одна клетка водоросли в сердцевине лишайника окружаются несколькими слоями гиф, превращаясь в крошечную гранулу, называемую соредией. Скопления таких гранул, прорывая кору, появляются на поверхности в виде порошистых масс, разносимых ветром.  Каждая соредия способна прорасти в новое слоевище. 4

Размножение лишайников

Большинство лишайников способно вырастать даже из мелких фрагментов родительского слоевища, лишь бы эти фрагменты содержали и водоросль и гифы гриба. У многих групп лишайников по краям или на верхней поверхности слоевища образуются особые выросты, похожие на листочки или веточки, которые легко отламываются и дают начало новому организму.

  • В других случаях одна клетка водоросли в сердцевине лишайника окружаются несколькими слоями гиф, превращаясь в крошечную гранулу, называемую соредией. Скопления таких гранул, прорывая кору, появляются на поверхности в виде порошистых масс, разносимых ветром.
  • Каждая соредия способна прорасти в новое слоевище.

4

Питание лишайников Гриб питается органическими веществами, которые синтезируются водорослью. Водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества. Питание лишайников носит смешанный характер.  Гриб питается органическими веществами, которые синтезируются водорослью.  Водоросль получает взамен воду и минеральные вещества. Фотосинтез у лишайников идет даже при минусовых температурах (при минус 5 – 10°С), что невозможно у высших растений, а вода поглощается всей поверхностью.

Питание лишайников

  • Гриб питается органическими веществами, которые синтезируются водорослью.
  • Водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества.

Питание лишайников носит смешанный характер.

  • Гриб питается органическими веществами, которые синтезируются водорослью.
  • Водоросль получает взамен воду и минеральные вещества.

Фотосинтез у лишайников идет даже при минусовых температурах (при минус 5 – 10°С), что невозможно у высших растений, а вода поглощается всей поверхностью.

Виды лишайников Лишайники Накипные Листоватые Кустистые Тело лишайника не разделено на отдельные ткани и представляет собой таллом, или слоевище. По внешнему виду различают три типа талломов лишайников:  накипные (или корковые),  листоватые,  кустистые.

Виды лишайников

Лишайники

Накипные

Листоватые

Кустистые

Тело лишайника не разделено на отдельные ткани и представляет собой таллом, или слоевище. По внешнему виду различают три типа талломов лишайников:

  • накипные (или корковые),
  • листоватые,
  • кустистые.

Красная книга России

Стереокаулон

Цетрелия

Менегацция

Глоссодиум

Некоторые лишайники стали редкими видами и были занесены в Красную книгу России.

  • Глоссодиум японский. Влаголюбивый кустистый лишайник. Растет в таежных хвойных и смешанных лесах на гнилых пнях, на валежнике, на основаниях деревьев, покрытых мхами, встречается отдельными небольшими популяциями. Причины вымирания – загрязнение лесов, рубка леса, вытаптывание.
  • Стереокаулон пальчатолистный. Обитает в лесах на камнях. Причины вымирания – воздействие человека.
  • Цетрелия аляскинская. Растет на почве в различных типах лишайниково-кустарничковых тундр. Причины вымирания – растет в районах, интенсивно вовлекаемых в хозяйственную деятельность, поэтому популяции его рискуют оказаться под угрозой полного исчезновения.
  • Менегацция пробуравленная. Обитает на стволах и ветвях различных древесных пород, реже на почве и других субстратах, в ненарушенных лесах на равнине и в горах. По всему ареалу представлен небольшими популяциями и имеет незначительную численность. Причины вымирания – загрязнение воздуха и хозяйственная деятельность в лесах.

Экология Лишайники в  пустыне Намибии Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (морозам, засухе, высоким температурам и ультрафиолетовому излучению). В то же время лишайники проявляют повышенную чувствительность к химическому загрязнению среды. При этом степень чувствительности у разных видов лишайников разная, поэтому их используют в качестве биоиндикаторов степени загрязненности окружающей среды. Использование лишайников для определения чистоты воздуха называется лихеноиндикацией. Уснея в  Сибирском лесу 9

Экология

Лишайники в пустыне Намибии

Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (морозам, засухе, высоким температурам и ультрафиолетовому излучению). В то же время лишайники проявляют повышенную чувствительность к химическому загрязнению среды. При этом степень чувствительности у разных видов лишайников разная, поэтому их используют в качестве биоиндикаторов степени загрязненности окружающей среды. Использование лишайников для определения чистоты воздуха называется лихеноиндикацией.

Уснея в Сибирском лесу

9

Хвойный лес Бриория Эверния Гипогимния Как определить степень загрязнения воздуха, наблюдая за лишайниками? В чистом хвойном лесу видовой состав лишайников очень разнообразен. Золотянка Уснея 10

Хвойный лес

Бриория

Эверния

Гипогимния

Как определить степень загрязнения воздуха, наблюдая за лишайниками?

В чистом хвойном лесу видовой состав лишайников очень разнообразен.

Золотянка

Уснея

10

Загородная дорога Бриория Эверния Гипогимния Рядом с загородной дорогой степень загрязнения выше и здесь не встретишь самых чувствительных к загрязнению кустистых лишайников (уснею и бриорию). Золотянка Уснея 11

Загородная дорога

Бриория

Эверния

Гипогимния

Рядом с загородной дорогой степень загрязнения выше и здесь не встретишь самых чувствительных к загрязнению кустистых лишайников (уснею и бриорию).

Золотянка

Уснея

11

Городская улица Эверния Гипогимния В городе не могут жить многие кустистые (эверния) и листоватые (гипогимния) лишайники. В городах выживают только самые выносливые накипные лишайники (золотянка).  Количество видов лишайников уменьшается с увеличением степени загрязненности воздуха.  Разные лишайники, растущие вместе, свидетельствуют о чистоте воздуха.  Наличие единственного вида или полное отсутствие лишайников на деревьях говорит о загрязненном воздухе. Золотянка 12

Городская улица

Эверния

Гипогимния

В городе не могут жить многие кустистые (эверния) и листоватые (гипогимния) лишайники.

В городах выживают только самые выносливые накипные лишайники (золотянка). Количество видов лишайников уменьшается с увеличением степени загрязненности воздуха. Разные лишайники, растущие вместе, свидетельствуют о чистоте воздуха. Наличие единственного вида или полное отсутствие лишайников на деревьях говорит о загрязненном воздухе.

Золотянка

12

Значение лишайников Пищевыедобавки Пионерысуши Защита  растений Использование  человеком Лишайники Красителии ароматизаторы  Участие в образовании почвы.  Защита растений. Некоторые виды лишайников, живущие на поверхности деревьев, защищают их от проникновения грибов-разрушителей.  Корм для животных.  Использование человеком:  а) пищевые добавки: в обзоре полезных и ядовитых растений земного шара, опубликованном в 1862 году, рекомендовано для применения 32 вида лишайников;  б) красители и ароматизаторы: лишайники являются естественными красителями, дающими темно-синие, а также пурпурные, красные и желтые тона; используются они также в парфюмерной промышленности;  в) медицинские препараты.  Ещё в XVIII в. лишайники были внесены в официальные списки лекарственных растений.  В XX в. лишайники широко использовались в медицине благодаря сильным противомикробным качествам. Кормдляживотных Медицинские  препараты

Значение лишайников

Пищевыедобавки

Пионерысуши

Защита растений

Использование человеком

Лишайники

Красителии ароматизаторы

  • Участие в образовании почвы.
  • Защита растений. Некоторые виды лишайников, живущие на поверхности деревьев, защищают их от проникновения грибов-разрушителей.
  • Корм для животных.
  • Использование человеком:

а) пищевые добавки: в обзоре полезных и ядовитых растений земного шара, опубликованном в 1862 году, рекомендовано для применения 32 вида лишайников;

б) красители и ароматизаторы: лишайники являются естественными красителями, дающими темно-синие, а также пурпурные, красные и желтые тона; используются они также в парфюмерной промышленности;

в) медицинские препараты. Ещё в XVIII в. лишайники были внесены в официальные списки лекарственных растений. В XX в. лишайники широко использовались в медицине благодаря сильным противомикробным качествам.

Кормдляживотных

Медицинские препараты

Тест 1.Лишайники – это  а. водоросль   б. гриб  в. симбиоз гриба и водоросли 2.Какие водоросли составляют тело лишайника :   а .одноклеточные  б. многоклеточные 3.Какие существуют формы лишайников:  а .кустистые   б. накипные   в. листоватые 4.Тело лишайника называется  а .грибница  б. слоевище 5.Органические вещества лишайнику доставляет :  а .водоросль  б .гриб 6.Индикаторами чистого воздуха считаются :  а. водорослм  б. грибы  в. лишайники

Тест

1.Лишайники – это

а. водоросль

б. гриб

в. симбиоз гриба и водоросли

2.Какие водоросли составляют тело лишайника :

а .одноклеточные

б. многоклеточные

3.Какие существуют формы лишайников:

а .кустистые

б. накипные

в. листоватые

4.Тело лишайника называется

а .грибница

б. слоевище

5.Органические вещества лишайнику доставляет :

а .водоросль

б .гриб

6.Индикаторами чистого воздуха считаются :

а. водорослм

б. грибы

в. лишайники


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по теме "Чудо природы. Лишаиники"

Автор: Тельнов Андрей Петрович

Дата: 23.03.2018

Номер свидетельства: 463043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства