kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пресмыкающиеся, их образ жизни и внешнее строение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является вводным при изучении темы "Пресмыкающиеся".Ставилась задача: познакомить обучающихся с особенностями строения пресмыкающихся, которые позволяют им жить на суше. Также важно научить детей правильно вести себя при встрече со змеями, научить различать безобидных ужей и ядовитых гадюк.

Просмотр содержимого документа
«Пресмыкающиеся, их образ жизни и внешнее строение»

Конспект открытого урока

Школа: ГОУ ЯО Пошехонская школа-интернат

Педагог: Баскакова Людмила Валентиновна, учитель I квалификационной категории

Урок (предмет): биология

Класс: 8

Тема урока. Пресмыкающиеся, их образ жизни и внешнее строение.

Тип урока: вводный урок по теме.

Цель урока. Знакомство обучающихся со средой обитания и образом жизни пресмыкающихся на примере ужа, гадюки и прыткой ящерицы.


Задачи урока.

Образовательная: обучающиеся должны понять, какие особенности внешнего строения отличают пресмыкающихся от земноводных, благодаря чему они могут жить на суше. Научить правильно вести себя при встрече со змеями.

Воспитательная: воспитывать любознательность, развивать интерес к изучению природы, воспитывать эстетический вкус с помощью яркой, соответствующей эстетическим нормам наглядности.

Коррекционная: обучение приёму сравнения объектов между собой по нескольким характерным признакам, развитие речи, памяти обучающихся.


Межпредметные связи: с русским языком (деление слова на слоги, морфологический разбор слова по составу).


Оборудование: чучело черепахи, карточки с заданиями, презентация «Рептилии».


Структура урока


  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  3. Физкультминутка.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Рефлексия, подведение итогов урока.











Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья!

Проверка наличия у детей учебников, карандашей.

Настраиваемся на изучение нового материала:

- Все расселись по местам?

Никому не тесно?

Расскажу вам по секрету –

Будет интересно!

Порядок на столе,

Порядок в голове.

Как всегда, мы снова

Начать урок готовы.


Встают, приветствуют учителя, садятся.

  1. Изучение нового материала.

  1. - Мы начинаем сегодня изучать новую группу позвоночных животных.

Смотрите, как они называются

(Слайд 1).

Прочитаем это слово вслух – все вместе и каждый по отдельности.

Что вы можете сказать об этом слове?

Трудное слово?

Сколько в нём букв? (14)

Разделим его на слоги. Сколько слогов? (7)

Что же это слово означает?

Оно произошло от глагола «пресмыкаться».

Разберём это слово по составу.

(Слайд 2)

Оказывается, пресмыкаться – значит ползать. Тех, кого мы начинаем сегодня изучать, называли раньше гадами ползучими.

Вот они! (Слайд 3)

Кстати, их часто называют другим словом, более коротким и простым в произношении.

Попробуйте угадать, каким! (Слайд 4 – ребус)

Итак, кто же такие пресмыкающиеся (рептилии)?

(Слайд 5)



2. Внешнее строение пресмыкающихся.

Где же живут пресмыкающиеся?

Все пресмыкающиеся, даже те, которые живут в воде, дышат только лёгкими.

Итак, чем дышат пресмыкающиеся?

Чем они отличаются от земноводных?

Чем покрыто их тело? (Демонстрация чучела черепахи).

Такая ли это чешуя, как у рыб?


У пресмыкающихся чешуя роговая, она сухая. Все рептилии время от времени линяют – сбрасывают кожу. Змеи вылезают из старой кожи, снимая её, как чулок. У ящериц она линяет постепенно.

Рассмотрим внешнее строение пресмыкающихся. (Слайды 6, 7)


Прочитаем текст, с. 82-83 учебника.

3. А теперь познакомимся с теми пресмыкающимися, которые обитают в нашей области.

а) Отгадайте загадку!

Юркая девица – лазать мастерица. Хвост теряет – не беда!

Вырастает он всегда. (Ящерица).

(Слайды 8, 9)

Кто видел это животное?

Каковы его размеры, окраска, особенности строения?

Где вы её встречали?

Что означает слово «прыткая»? (Быстрая).

Прочитаем текст о прыткой ящерице на с. 83.

б) Отгадайте загадку:


Очень мирные мы змеи,

Любим жить в лесах, у рек.

Яда вовсе не имеем,

И не знались с ним вовек. (Ужи).

(Слайды 10, 11)

в) Отгадайте загадку:

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка.

Брать её опасно,

Укусит!!!

Ясно? (Гадюка)

(Слайды 12, 13)

- А теперь – две загадки о тех животных, которые у нас не встречаются, но все мы их, конечно, знаем!

г) Отгадайте загадку:

Мне ходить тяжеловато,

Потому и не спешу.

Черепичную я хату

На себе всю жизнь ношу.

(Черепаха)

(Слайды 14, 15)

д) Отгадайте загадку:

По реке плывёт бревно,

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит … .

(Крокодил)

Слайды 16, 17)










Дети читают вслух слово «пресмыкающиеся»



Дети отвечают.






Дети разбирают слово по составу, проверяют по схеме на слайде.





Дети рассматривают слайд, называют животных.



Дети разгадывают ребус.


Рассматривают схему на слайде, читают названия отрядов пресмыкающихся.

- На суше, некоторые и в воде.




- Только лёгкими.


Дети рассматривают чучело черепахи, трогают его. Отвечают: - Чешуёй.

- Нет. У рыб она скользкая, покрыта слизью.

У земноводных кожа голая, покрыта слизью. Находясь в воде, они могут дышать через кожу.







Дети рассматривают слайды, называют отделы тела пресмыкающихся, органы, расположенные на голове.

Читают вслух текст по абзацам.







Отгадывают загадку. Рассматривают изображение на слайде.

Рассказывают, что они знают о прыткой ящерице.






Читают текст о ящерице.




Отгадывают загадку об уже. Рассматривают слайд. Рассказывают, где они видели ужей, какие они.



Отгадывают загадку о гадюке. Рассматривают изображение гадюки и сравнивают её с ужом. Рассказывают о ней.

Читают текст об ужах и гадюках.


Отгадывают загадку о черепахе.







Отгадывают загадку о крокодиле.

  1. Физкультминутка.


Учитель показывает движения:

а) «Черепаха втягивает голову в панцирь».

б) «Собачка».

в) Вращение тела вперёд и назад (как змея).

г) Наклоны в стороны.

д) Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Гордо, прямо умеют держаться.

Спокойно на воду садятся.


Дети выполняют упражнения вместе с учителем.

  1. Закрепление.

Письменная работа на карточке.

Прочитаем задания вслух. Что будете делать? Всё ли понятно?

Учитель подходит к детям, помогает, по мере надобности.

Читают задания вслух.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют задания самостоятельно.



  1. Рефлексия, подведение итогов урока.



Итак, что мы изучали на уроке?

Читаем вопросы на слайде презентации и отвечаем на них.


Вопросы для повторения

  1. Где обитают пресмыкающиеся?

  2. Чем покрыто их тело?

  3. Какие органы находятся на голове этих животных?

  4. Как они передвигаются?

  5. Как ящерица спасается от своих врагов?

  6. Как можно отличить ужа от гадюки?

  7. Чем гадюка опасна для человека?

Достигли ли мы своей цели?

Понравился ли вам урок?

Мне понравилось, как вы все работали на уроке. После проверки самостоятельной работы будут выставлены оценки в журнал.


Урок сегодня был удачный

И не прошёл для вас он зря.

Вы все, ребята, постарались.

А вам понравилось, друзья?



Читают вопросы, отвечают на них.

















Отвечают.

Самоанализ урока

1. Урок на тему «Пресмыкающиеся, их образ жизни и внешнее строение» проводится в 8 классе во второй четверти, он является вводным при изучении пресмыкающихся.

В соответствии с типом урока – урок изучения нового материала, была определена его структура, состоящая из следующих этапов:


Структура урока

    1. Организационный момент.

    2. Изучение нового материала.

    3. Физкультминутка.

    4. Закрепление изученного материала.

    5. Рефлексия

Последовательность этапов урока соответствовала его типу.


  1. Образовательная, воспитательная и коррекционная направленность урока соответствовала его теме.


Уровень достижения образовательного аспекта.

Я ставила задачу познакомить обучающихся с особенностями строения пресмыкающихся, которые позволяют им жить на суше. Также важно научить детей правильно вести себя при встрече со змеями, научить различать безобидных ужей и ядовитых гадюк.

Дети проявили активность на уроке, работали продуктивно, с интересом.

Все хорошо справились с самостоятельной работой. Дети усвоили, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных, запомнили названия отрядов пресмыкающихся. В устной беседе они правильно называли признаки, по которым легко различить ужа и гадюку.

Поэтому считаю, что образовательная задача урока выполнена успешно.


Воспитательная задача урока - развитие интереса к изучению природы, развитие эстетического вкуса с помощью подобранных красивых слайдов презентации.

Я считаю, что эта задача тоже была выполнена: детям на уроке было интересно, учебная мотивация была осуществлена за счёт использования различных видов наглядности, использования загадок о животных, мной была создана яркая, интересная для детей презентация, которая в течение всего урока помогала актуализации знаний детей, способствовала более прочному усвоению знаний.


Коррекционная задача урока – обучение детей приёму сравнения объектов между собой по нескольким характерным признакам. Считаю, что выбранные мной в данном случае методы и приёмы способствовали решению поставленной задачи.

Дети учились сравнивать между собой гадюку и ужа, змей и ящериц, пресмыкающихся и земноводных. Практически все они сумели это сделать.



Цели, методы и методические приёмы, использованные на каждом этапе урока.


Организационный момент.

Его цель – настроить обучающихся на работу на уроке, привлечь их внимание, познакомить с задачами, которые будем решать вместе. Методические приёмы: стихи, которые должны настроить детей на работу, создать у них хорошее настроение.

Вступление – анализ смысла слова «пресмыкающиеся» и его разбор по составу. Целью было добиться, чтобы все дети запомнили, как пишется и произносится это трудное слово, запомнили его значение. Кроме того, дети вспомнили то, что они знают о составе слова из уроков русского языка. Эта цель тоже была достигнута. Они узнали ещё одно слово, которым можно называть данную группу животных – рептилии, разгадали ребус, в котором было зашифровано это слово.

Изучение нового материала.

Использовались различные методы: наглядный – демонстрация натурального объекта (чучела черепахи), демонстрация презентации, словесный – чтение текста учебника, отгадывание загадок о пресмыкающихся. Детям было интересно, они охотно отгадывали загадки о животных, рассказывали о встречах с этими животными в природе, читали текст о них, рассматривали их изображения. Цель, поставленная учителем, была достигнута.

Физкультминутка.

Проводилась для того, чтобы предупредить утомление детей, для коррекции осанки. Я подобрала упражнения, которые были связаны с движениями различных животных, стараясь связать их с темой урока.

Закрепление изученного материала.

Для того чтобы проверить, как обучающиеся усвоили новый материал, была дана письменная работа, которая включала в себя несколько заданий. Все дети сумели справиться с этой работой самостоятельно. Они запомнили названия отрядов пресмыкающихся, правильно их написали при заполнении схемы. Они поняли, чем различаются пресмыкающиеся и земноводные, почти все указали правильно все основные их признаки, они смогли «найти лишних животных», которые отличаются от трёх сходных, то есть изученный материал был усвоен ими достаточно хорошо.

Рефлексия - мобилизация ученика на оценку своей деятельности на уроке. Вместе с детьми мы оценивали, каким был урок, что понравилось или не понравилось, какие оценки можно поставить за этот урок каждому из учеников.

Достижение цели урока было обусловлено соответствующим отбором содержания учебного материала с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, программных требований, учетом содержания предыдущих уроков. Материал соответствовал принципам научности, доступности, наглядности. Методы обучения соответствовали уровню развития обучающихся, содержанию и целям урока.

Для повышения эффективности урока использовались различные виды наглядности: натуральный объект – чучело черепахи, презентация.

Были использованы игровые приёмы: отгадывание загадок, ребуса.

Организация познавательной деятельности обеспечила эффективное сотрудничество учителя и обучающихся, позволили реализовать поставленные цели и задачи урока.

Оценка урока учителем: считаю этот свой урок удачным, т.к. главные цели и задачи его достигнуты.

Учитель: Баскакова Л.В.



Организационный момент.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия, подведение итогов урока.

Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Пресмыкающиеся, их образ жизни и внешнее строение

Автор: Баскакова Людмила Валентиновна

Дата: 05.12.2019

Номер свидетельства: 530296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока "Внешнее строение и скелет пресмыкающихся" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-vnieshnieie-stroieniie-i-skieliet-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189816"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427035031"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "урок  по теме  «Внутреннее строение пресмыкающихся» "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-tiemie-vnutriennieie-stroieniie-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "176187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368020"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему "ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И СКЕЛЕТ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vnieshnieie-stroieniie-i-skieliet-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "209136"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431020414"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "«Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение." "
    ["seo_title"] => string(81) "klass-ptitsy-obshchaia-kharaktieristika-srieda-obitaniia-i-vnieshnieie-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "195785"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427965997"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. "
    ["seo_title"] => string(109) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-priesmykaiushchiiesia-osobiennosti-vnieshniegho-i-vnutrienniegho-stroieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197130"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428178290"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства