Просмотр содержимого документа
«Практические работы по общей биологии»
Практические работы по биологии
Практические работы
7
1. Заполнение таблицы по химическому составу клетки.
2. Заполнение таблицы по строению и функциям клетки.
3.Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
4.Решение генетических задач.
5,6. Заполнение таблицы по развитию жизни на Земле по эрам и периодам.
7. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах (на примере почвы, воздуха, воды, животного и растительного мира).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: Заполнение таблицы по химическому составу клетки.
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: расширить знания учащихся о химическом составе внутриклеточной среды, строении и значении в жизни клетки неорганических и органических веществ; научиться выявлять связь между составом, строением молекулы химического соединения и его функции в клетке.
Задания для заполнения таблицы по химическому составу клетки.
Пользуясь учебником биологии под редакцией В.Б.Захарова (стр.86, 87), дать характеристику неорганическим веществам, входящим в состав клетки (вода и минеральные соли) по плану:
А) строение;
Б) значение в клетке.
Пользуясь учебником биологии под редакцией В.Б.Захарова (стр.90- 113), дать характеристику органическим веществам, входящим в состав клетки (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – ДНК, РНК, АТФ) по плану:
А) строение;
Б) значение в клетке
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: Заполнение таблицы по строению и функциям клетки.
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: обобщить знания о строении и функциях клеточных структур; развитие умений сравнивать строение различных клеточных структур, объяснять причины их сходства и различия.
Задания для заполнения таблицы по строению и функциям клетки.
Пользуясь учебником биологии под редакцией В.Б.Захарова (стр.143 - 165), дать характеристику основным клеточным структурам (цитоплазма, наружная цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, Комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, цитоскелет, ядро) по плану:
А) строение;
Б) функции в клетке.
Сделать вывод о сходствах и различиях растительной и животной клетки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.
Задания для 1 варианта
Темного мохнатого кролика скрестили с белым гладким. В первом поколении все особи были темными мохнатыми. Во втором поколении произошло расщепление: темные мохнатые, темные гладкие, белые мохнатые, белые гладкие (6%). Определите генотипы родителей и потомков. Определите процентное соотношение расщепления признаков во втором поколении, если белые гладкие составили 6%.
Методика выполнения работы
1. Вспомните и запишите в тетради, что называется моногибридным и дигибридным скрещиванием.
2. Запишите первый и третий законы Менделя.
3. Внимательно прочитайте задание варианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный, исходя из фенотипа (внешних признаков) потомков первого (F1) и второго ( F2) поколения.
4. ПРАВИЛЬНО запишите с помощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.
5. Укажите закономерность расщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и по генотипу, подписав под родителями, потомками гаметы, генотип и фенотип.
6. Сделайте вывод о закономерности наследования признаков родителей потомками первого и второго поколений (согласно I и III законам Менделя).
Задания для 2варианта
Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.
ЗАДАНИЕ: Скрестили синего попугайчика (ААвв) с желтым (ааВВ). Потомки в первом поколении были все зелеными. Во втором поколении произошло расщепление попугайчиков на зеленых, желтых, синих и одного белого. Определите генотипы родителей и потомков. Определите соотношение расщепления признаков во втором поколении по фенотипу.
Методика выполнения работы
1. Вспомните и запишите в тетради, что называется моногибридным и дигибридным скрещиванием.
2. Запишите первый и третий законы Менделя.
3. Внимательно прочитайте задание варианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный, исходя из фенотипа (внешних признаков) потомков первого (F1) и второго (F2) поколения. Подумайте, в каком случае получается зеленая окраска.
4. ПРАВИЛЬНО запишите с помощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.
5. Укажите закономерность расщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и по генотипу, подписав под родителями, потомками гаметы, генотип и фенотип (расчертить решетку Пеннета).
6. Сделайте вывод о закономерности наследования признаков родителей потомками первого и второго поколений (согласно I и III законам Менделя).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема: Решение генетических задач.
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: обобщение знаний по решению задач на законы наследственности (1 и 2 законы Менделя), развитие умений по схемам моногибридного и дигибридного скрещивания решать генетические задачи.
Задания для 1 варианта
У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) доминирует над геном рогатости. Какое потомство можно ожидать от скрещивания комолого быка с рогатой коровой, если известно, что в прошлом корова принесла от этого быка рогатого телёнка? ( БИОЛОГИЯ, учебное пособие для учащихся, Ижевск, стр.365).
Ген ранней спелости овса доминирует над геном, определяющим позднеспелость. В потомстве от скрещивания двух растений обнаружилось расщепление близкое 1:1. Что можно сказать о генотипе исходных форм? (стр.363).
Плоды томатов бывают красные (доминантный признак) и жёлтые (рецессивный признак), гладкие (доминантный признак) и пушистые (рецессивный). Обе пары находятся в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных томатов с красными и гладкими плодами с особью, гомозиготной по обоим рецессивным признакам? (стр.366).
Задания для 2 варианта
У морских свинок гладкая шерсть определяется рецессивным признаком, всклокоченная – доминантным. Скрещивание двух свинок с всклокоченной шерстью дало 36 особей с всклокоченной шерстью и 11 гладких. Сколько среди них гомозиготных особей? ( БИОЛОГИЯ, учебное пособие для учащихся, Ижевск, стр.364).
У пшеницы ген карликовости доминирует над геном нормального роста. Каковы генотипы исходных форм, если в потомстве получилось расщепление по этому признаку в соотношении 3:1? ( БИОЛОГИЯ, учебное пособие для учащихся, Ижевск, стр.364).
У человека ген карих глаз доминирует над голубыми, а умение владеть правой рукой – над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определить вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих левой рукой (БИОЛОГИЯ, учебное пособие для учащихся, Ижевск, стр.367).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5, 6
Тема: Заполнение таблицы по развитию жизни на Земле по эрам и периодам.
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: : ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: формирование знаний у учащихся об основных итогах развития жизни в разных эрах, уметь обосновывать эволюционное значение основных итогов развития животных и растений по эрам.
Задания по заполнению таблицы по развитию жизни на Земле по эрам и периодам (архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская).
Продолжительность эры (млн. лет).
Продолжительность периода.
Климат и среда (глобальные геологические изменения).
Развитие животного мира.
Развитие растительного мира.
Эволюционные приобретения.
Сделать вывод о значении некоторых эволюционных изменениях . возникших у растений, птиц, млекопитающих.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах (на примере почвы, воздуха, воды, животного и растительного мира).
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: : ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: обобщить и расширить знания учащихся об изменениях в естественных природных ландшафтах; научиться выявлять внешние и внутренние причины смены биогеоценозов, убедиться, что знания об изменениях в природных биогеоценозах необходимы для их охраны.
Задания для описания антропогенных изменений в естественных природных ландшафта
Пользуясь учебником биологии под редакцией В.Б.Захарова параграф 18.3.1. – 18.3.6. описать антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах (на примере почвы, воздуха, воды, животного и растительного мира) по плану:
А) основные причины загрязнения почвы, последствия загрязнения, цифровые данные по данному загрязнению, мероприятия по охране природы;
Б) основные причины загрязнения воздуха, последствия загрязнения, цифровые данные по данному загрязнению, мероприятия по охране природы;
В) основные причины загрязнения воды, последствия загрязнения, цифровые данные по данному загрязнению, мероприятия по охране природы;
Г) влияние человека на растительный и животный мир, последствия данного влияния, цифровые данные по данному влиянию, мероприятия по охране природы.
Сделать вывод: в чём значение рационального научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира? (параграф 18.4).