Городская научно- практическая конференция "Шаг в будущее" г. Нефтеюганск. Исследовательская работа по биологии « Определение содержания микробов в воздухе учебного кабинета путем культивирования микроорганизмов на питательной среде »
Богданов Валерий Александрович
Голенков Сергей Александрович
МБОУ СОШ № 8, 8 класс
Актуальность. Микроорганизмы — доступный объект исследования, они буквально окружают нас, обитают во всех средах жизни. Основная проблема их изучения — микроскопические размеры и сложные методики. Однако существует несколько простых методов количественного определения микроорганизмов в воздухе и почве. К микроорганизмам, обитающим в воздухе, относятся также бактерии. Бактерии — это микроорганизмы, по типу строения относящиеся к прокариотам. Это одноклеточные или объединенные в организованные группы палочки, спирохеты, кокки, неподвижные или, что бывает чаще, со жгутиками. Места обитания чрезвычайно разнообразны; в силу специфики метаболизма некоторые из них способны к выживанию там, где остальные живые организмы не могут существовать. В воздухе обнаружено до 100 различных видов сапрофитных микроорганизмов: споры гнилостных бактерий; споры плесневых грибов, дрожжей, актиномицет; пигментные и беспигментные кокки и бактерии. Наиболее часто в воздухе встречаются следующие виды: Вас. subtilis, Вас. mesentericus,Вас. mycoides, Mucor mucedo, Т. Alba, Staph. citreus и другие микроорганизмы(2).
Воздух — неблагоприятная среда для развития микроорганизмов. Здесь нет пищи, недостаточное количество влаги, опасные для жизни ультрафиолетовые лучи. В то же время в воздухе постоянно находится большое число спор грибов и бактерий — это вполне подходящая среда для их распространения. Источниками микрофлоры воздуха являются почва, растительность, животные и люди. На открытых пространствах ее в основном составляют почвенные сапротрофы, а в закрытых помещениях — обитатели верхних дыхательных путей. Именно из воздушной среды микроорганизмы - возбудители различных заболеваний попадают в организм человека и животных и вызывают различные заболевания. (5). Поэтому количество микроорганизмов в воздухе является важным санитарным показателем, характеризующим его чистоту. Мы заметили, что с началом учебного дети чаще болеют инфекционными заболеваниями. Так как в школьных помещениях во время учебного процесса скапливается большое количество людей, мы решили посмотреть, не приводит ли скопление людей к увеличению содержания в воздухе микроорганизмов. Большое значение для культивирования микробов имеет качество питательной среды. Среды бывают жидкие и плотные. Для своего исследования мы приготовили плотную питательную среду. (7).
План исследования
Гипотеза Ухудшение санитарно-гигиенических условий учебного кабинета вследствие скопления большого количества людей приводит к увеличению содержания микроорганизмов в воздухе.
Цель. Оценка санитарно-гигиенического состояния воздуха учебного кабинета до и после занятий методом подсчета колоний микроорганизмов.
Задачи
1.Подготовить необходимое оборудование для проведения исследования
2.Осуществить посев микроорганизмов на питательную среду в различных школьных помещениях (после учебных занятий)
3 Вести наблюдения по подсчету колоний в течение двух недель
4.Сравнить количество микроорганизмов в воздухе различных школьных помещений с
данными исследований оценки чистоты воздуха по количеству микроорганизмов.
5.Проанализировать, обсудить и описать результаты исследования
6.Оформить письменное и устное сообщения по результатам проекта
7.Выступить с докладом о результатах исследования на научно-практической конференции школьников г. Нефтеюганска
Методика проведения опытов по обнаружению микробов в воздухе
Санитарно-гигиеническое состояние воздуха оценивают по микробному числу, то есть общему содержанию микроорганизмов в 1 куб.м.
Обнаружение и количественный учет спор бактерий и грибов в воздухе
В своей работе мы использовали метод оседания микроорганизмов по Коху. Для этого приготовили плотную питательную среду. (4)
Приготовление плотной питательной среды (пептонно-желатиновая среда)
1.Один бульонный кубик залили 200 мл воды, кипятили несколько минут.
2. Задали реакцию среды (уровень кислотности удобно контролировать при помощи индикаторной бумаги). Для бактерий рН равен 6,5—7,0; для грибов — 4,5—5.
4. В бульон добавили 20 г желатина, кипятили 5 минут и простерилизовали.
Подсчитали количество колоний, выросших в чашке Петри, рассчитали количество бактерий в 1 куб.м воздуха по формуле.
На поверхность среды в 100 кв.см в течение 5 минут при спокойном состоянии воздуха оседает количество микроорганизмов, содержащееся в 10 литрах воздуха (0,01 куб.м) (3).
.Заражение питательной среды
(седиментационный метод, или метод оседания по Коху)
1. Питательную среду разлили в стерилизованные чашки Петри, поместили в холодильник и дали пластинке застыть. Получили прозрачную, плотную питательную среду. Приготовили чашки для двух вариантов опыта - контрольного и опытного, по 3 повторения в каждом. На крышке указали дату посева и время. Посев производили в кабинете биологии, коридоре и спортзале до и после занятий.(6)
2. Для заражения опытные чашки Петри открыли и выдержали в течение 5 минут. Крышки, не переворачивая, поставили рядом. Одну чашку контрольного варианта не открывали вовсе.
3. Контрольные и зараженные чашки Петри плотно закрыли и поместили в шкаф при температуре 22—25 °С на несколько дней для культивирования посевов. Чашки просматривали на 5, 10 и 15-й день после посева. В опытных чашках при культивировании появились колонии бактерий. Большинство бактерий имели колонии правильной формы с ровными краями, грязно-белого цвета. Колонии грибов разрастаются в густую, пушистую, бархатистую или мучнистую массу. В контрольных чашках колонии не обнаружили.
Анализ и оценка санитарно-гигиенического состояния воздуха
1. Подсчитали число колоний в чашках Петри.
2. Определили площадь чашки Петри. 66, 2 кв.см.
3.Пересчитали количество колоний на 100 кв. см.
4.Определили микробное число для каждого помещения. Установлено, что за 5 минут при спокойном состоянии воздуха на площадь 100 кв.см оседает приблизительно столько же микроорганизмов, сколько их содержится в 10 л (0,01 м3) воздуха. Исходя из этого, подсчитали количество микроорганизмов в 1 куб.м воздуха данного школьного помещения.(7).
5.Сделали вывод о санитарно-гигиеническом состоянии воздуха, сравнив свои данные с табличными значениями.
Таблица 1
Оценка воздуха
Летний режим
Зимний режим
Количество микроорганизмов в 1 куб.м
Количество микроорганизмов в 1 куб.м
Чистый воздух
1500
4500
Грязный воздух
2500
7000
На основании подсчёта колоний, выросших в чашках Петри, была проведена оценка содержания микроорганизмов в 1 м3, т. е. микробное число. (2)
1. Подсчитали количество колоний, выросших на питательной среде.
2. Определили площадь чашки : S = 3.14 х R 2.
Площадь питательной среды равна 66,2 кв.см
В банке диаметром 9 см выросло 6 колоний, 6 колоний — 66,2 кв.см
Х колоний - 100 кв.см; Х = 100 х 6 / 66,2 = 9 колоний (приблизительно)
3.Вычислили количество микроорганизмов в 1 куб.м воздуха.
9 колоний — в 10 л воздуха, Х - в 1000 л воздуха; Х = 900
900 микроорганизмов содержится в 1 куб.м воздуха помещения.
Результаты исследования
В ходе исследования для микробиологической оценки воздуха каждого помещения использовалось по 1 чашке Петри. На основании подсчёта колоний, выросших в чашках Петри, была проведена оценка содержания микроорганизмов в 1 м3 воздуха помещения. Определено количество колоний (в чашке Петри) и количество микроорганизмов, содержащееся в 1 м3 воздуха школьных помещений в начале и в конце учебного дня.
Морфологическое описание колоний микроорганизмов. Мы установили форму и размеры колоний бактерий, их цвет и консистенцию.
Форма колоний - округлая;
Цвет колоний - грязно-белый;
Размеры колоний - от 1 до 3 мм;
Поверхность колоний - плоская
Колонии грибов обнаружены не были.
При микроскопических исследованиях двух визуально различных колоний определили формы бактерий (кокки, бациллы).
Количественные результаты по обнаружению микроорганизмов в разных школьных помещениях представлены в таблицах 2 и 3.
На основании подсчёта колоний, выросших в чашках Петри, была проведена оценка содержания микроорганизмов в 1 м3, т. е. микробное число. (2)
1. Подсчитали количество колоний, выросших на питательной среде.
2. Определили площадь чашки : S = 3.14 х R 2.
Площадь питательной среды равна 66,2 кв.см
В банке диаметром 9 см выросло 6 колоний, 6 колоний — 66,2 кв.см
Х колоний - 100 кв.см; Х = 100 х 6 / 66,2 = 9 колоний (приблизительно)
3.Вычислили количество микроорганизмов в 1 куб.м воздуха.
9 колоний — в 10 л воздуха, Х - в 1000 л воздуха; Х = 900
900 микроорганизмов содержится в 1 куб.м воздуха помещения
Количественные результаты по оценке содержания микробов в 1 куб.м .
Результаты исследования. Среди рассмотренных помещений спортзал и коридор могут рассматриваться в качестве «относительно» грязного. По-видимому, это объясняется тем, что активное движение, беготня, подвижные игры на переменах приводят к поднятию пыли, а, следовательно, и микроорганизмов, находящихся в ней. Самым чистым помещением оказался кабинет. Это можно объяснить тем, что, несмотря на то, что в нём на каждом уроке находится около 25 человек, на переменах учащиеся выходят в коридор. Кроме того, каждую перемену кабинет проветривается. Динамика увеличения содержания микроорганизмов в воздухе связана с постепенным загрязнением воздуха школьных помещений в течение учебного дня из-за увеличения количества людей, а также с интенсивностью передвижения людей. После уроков, когда все классы начали собираться домой, интенсивность движения резко возросла. Исходя из этого, увеличение количества микроорганизмов после уроков может объясняться как увеличением загрязнения воздуха к концу учебного дня, так и интенсивностью движения людей.
Выводы
При исследовании степени загрязнённости воздуха школьных помещений методом оседания Коха нами были сделаны следующие выводы.
1.Желатиновая питательная среда, приготовленная нами, является пригодной для культивирования микроорганизмов из воздуха, так как содержит необходимые факторы роста : воду, белки, жиры, минеральные соли.
2. Отсутствие колоний грибов на питательной среде связано с отсутствием грибных спор в воздухе или со спецификой питательной среды.
3.В ходе эксперимента было установлено, что общая загрязненность воздуха в школе не превышает допустимых норм.
4.Наибольшее количество микроорганизмов как в начале, так и в конце учебного дня, выявлено в воздухе коридора и спортзала, а наименьшее – в воздухе кабинета, поскольку кабинет чаще проветривается и имеет комнатные растения, выделяющие фитонциды.
5. Наблюдается тенденция увеличения количества микроорганизмов в воздухе школьных помещений к концу учебного дня, что связано с увеличением количества людей и интенсивностью их передвижения.
Основная гипотеза подтвердилась. Ухудшение санитарно-гигиенических условий учебного кабинета вследствие скопления большого количества людей приводит к увеличению содержания микроорганизмов в воздухе.
Практическая направленность исследования
Мы разработали практические рекомендации по улучшению санитарного состояния воздуха в школе.
1.Необходимо проветривать не только учебные кабинеты, но и другие помещения в течение учебного дня, регулярно делать влажную уборку помещения.
2. Каждый учащийся и сотрудник школы должен переобуваться в сменную обувь.
3. В период повышения количества инфекционных заболеваний носить медицинскую маску, чаще мыть руки в школе и употреблять в пищу лук и чеснок.
Мы понимаем, что наше исследование выполнено на сравнительно небольшом материале. Это позволяет отнестись к его результатам, как к предварительным, требующим дальнейшего уточнения. Мы предполагаем в дальнейшем продолжать исследования по обнаружению различных микроорганизмов.
Список использованной литературы
1. Методические рекомендации. Методы бактериологического исследования условно-патогенных микроорганизмов в клинической микробиологии (утв. Минздравом РСФСР 19.12.1991).
2. Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
3. Шлегель Г. Общая микробиология. – М.: Мир, 1986.
4. Нетрусов А.И. Практикум по микробиологии. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т. – М.: Мир, 1996.
6. Курсанов Л.И., Наумов Н.А., Красильников Н.В. Определитель низших растений. Т. 3. Грибы. – М.: Советская наука, 1954.
7. Барышев Л.Г., Лысенко Л.Н., Овод В.В., Гурбик А.В. Микробиология: Практикум. Киев; 1987.
8. Н.А.Пугал, И.Д.Зверев. Практикум по курсу «Основы экологии» -М.:Мир, 2003.