Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы по общей биологии»
Лабораторные работы по общей биологи
СОДЕРЖАНИЕ
Темы контроля и оценки результатов обучения
Количество часов
Лабораторные работы
6
1,2. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3,4. Причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
6. Описание одной из естественных природных систем (например, дубрава) или какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1, 2
Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: обобщение и систематизация знаний об основных группах доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука; развитие умений сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.
Задания по выявлению и описанию признаков сходств зародышей человека и других позвоночных.
Дать характеристику сравнительно-анатомическим доказательствам, как рудиментам и атавизмам (дать их определения и привести примеры).
Дать характеристику физиологическим, эмбриологическим, палеонтологическим, генетическим и анатомическим доказательствам и привести примеры.
Происхождение человека связано с эволюцией человекообразных обезьян, поэтому приведите черты сходства между ними.
Приведите черты отличий человека от человекообразных обезьян по плану:
А) анатомические, физиологические и генетические признаки;
Б) функционирование нервной системы, психические качества.
5. Сделать вывод, перечислив основные итоги эволюции человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3, 4
Тема: Причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: обобщение знаний о фактах разнообразных приспособлений к среде обитания у растений и животных; развитие умений выявлять приспособления к среде обитания у различных объектов (на конкретных примерах).
Задания по выявлению приспособлений к среде обитания у различных объектов.
Используя учебник, привести примеры из животного мира по следующим формам приспособленности:
В) мимикрия (внешнее сходство незащищённых животных с защищёнными).
Используя учебник, привести примеры из растительного мира по следующим формам приспособленности:
А) приспособления к повышенной сухости,
Б) приспособления к повышенной влажности,
В) приспособления к опылению насекомыми,
Г) приспособления к опылению ветром.
Сделать вывод об относительном характере приспособлений.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Тема: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека».
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: обобщить и систематизировать знания учащихся о возникновении жизни на Земле, взглядах и гипотезах о происхождении жизни на Земле; развитие умений сравнивать и обобщать, делать выводы о наиболее убедительной гипотезе.
Задания для анализа и оценки гипотез происхождения жизни и человека.
Заполнить таблицу по гипотезам происхождения жизни и человека, определить сторонников каждой гипотезы и дать представление о возникновении жизни.
Ответить на проблемные вопросы:
1. Как возникла жизнь на Земле?
2. Какая из существующих гипотез о происхождении жизни на Земле наиболее убедительна, дать этому обоснование?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.
Тема: «Описание одной из естественных природных систем (например, дубрава) ».
Контроль и оценка результатов освоения компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.
Развитие практических навыков и умений: сформировать представление о пищевых цепях и сетях в природных биогеоценозах; выявить взаимосвязи организмов в естественной дубраве, определить принадлежность конкретных растений к тому или иному ярусу леса.
Задания для описания естественной дубравы.
1. Общая характеристика дубравы, как природного биогеоценоза.
2. Население дубравы:
А) деревья и кустарники;
Б) растительноядные насекомые;
В) хищные насекомые;
Г) насекомые-паразиты;
Д) птицы;
Е) млекопитающие.
3. Дать характеристику цепям питания и составить схему пищевой «сети» в дубраве.
4. Численность видов в дубраве и её зависимость от неблагоприятных природных условий, механизма саморегуляции и других факторов.
5. Сделать вывод, сравнив дубраву с другим биогеоценозом (например, с пресным водоёмом).