ТЕМА: «Класс Двудольные.
Семейство крестоцветные»
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
- Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
- Развивающая - совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
- Воспитательная - способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.
Форма урока -урок - путешествие с элементами опроса.
Тип урока - комбинированный.
Оборудование: таблицы "Семейство крестоцветные", гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).
Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка,, формула цветка, плод стручок или стручочек
Методы:
- По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
- По характеру деятельности учащихся: частично-поисковый.
- По характеру деятельности учителя: проблемный.
- Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
- 1. Организационный момент.
Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.
- Проверка домашнего задания.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что покрытосеменные растения делятся на 2 класса. Какие? (Однодольные и Двудольные)
Давайте с вами сравним признаки Однодольных и Двудольных растений.
СЛАЙД №2 «Сравнительная характеристика Однодольных и Двудольных растений.
СЛАЙД №3 «Исключения!»
- Ребята, объясните о чем предупреждает этот слайд? (Определить, к какому классу следует отнести растение, используя только один признак, не всегда возможно.
Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным растением.
У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли.
Таким образом, для определения принадлежности цветкового растения к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения.)
- Ребята, мы с вами уже знаем, что Покрытосеменные делятся на 2 класса. А какие семейства относятся к классу Однодольных и Двудольных растений?
СЛАЙД №4 «Классификация Покрытосеменных растений»
- Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.
С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.
Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?
Предлагаю отгадать следующие загадки
Загадки: СЛАЙД 5-8
1. На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром (капуста кольраби)
2. Девица - белолица,
Солнце не выносит,
Зонтик себе просит (цветная капуста)
3. На плечах Игнашки
Сорок три рубашки -
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)
4.Был ребенок - не знал пеленок,
А стал стариком -
Сто пеленок на нем. (кочан капусты)
5. Безсчету одежек и все без застежек (капуста)
6. Нота. Часть танца (репа)
7."Был ребенок - не знал пеленок,
Стар стал - пеленаться стал" (капуста).
Учащиеся отвечают, что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение - капуста. Это семейство - крестоцветные.
III. Изучение нового материала
СЛАЙД № 9 «ТЕМА: «Класс Двудольные. Семейство крестоцветные».
Мы много знаем о Семействе крестоцветные? Значит, какая цель нашего урока? Узнать больше о Семействе крестоцветные. Мы должны ответить на следующие вопросы:
- Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется?
- По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?
Общее представление о семействе:
Насчитывается 3200 видов, это главным образом однолетние и многолетние травы. Чтобы представить себе крестоцветные, следует вспомнить такие хорошо известные всем растения, как редис, капуста, пастушья сумка, сурепка. Это более хорошо вам известные растения.
Слайд № 10
- Включает 3200 видов, объединённые в 350 родов
- Однолетние, двулетние и многолетние травянистые растения
- Распространены в умеренных широтах, очень неприхотливы
- Опыляются насекомыми
- Цветки правильные
- Соцветие – кисть
- Листья простые, цельные или рассечённые
- У некоторых растений образуется корнеплод
- Плоды: стручок, стручочек
- Плод сухой, вскрывающийся
- Ребята, а все ли органы мы рассмотрели? (Нет, мы забыли о цветке.)
Этим мы сейчас с вами и займемся.
СЛАЙДА № 11. «Строение цветка семейства крестоцветные»
По модели цветка предложить ребятам самостоятельно рассказать о строении цветка. Если возникнут затруднения, то учитель сделает это сам. (Цветок правильный, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков, тычинок 6 (4 длинные, 2 короткие), пестик 1).
- А теперь, давайте попробуем записать формулу цветка.
СЛАЙДА № 12 Проверка формулы. «Формула цветка».
- На рисунке большие цветки или мелкие? (мелкие), одиночный цветок или соцветие? (соцветие). Какое? (кисть). (Предложить зарисовать соцветие кисть.)
СЛАЙДА № 12 Проверка соцветия. «Соцветие кисть».
- Какого цвета цветы у растений семейства Крестоцветные? (Жёлтого или белого.) А для чего мелкие и невзрачные цветки собираются в соцветия? (для привлечения насекомых).
- Правильно, большинство представителей этого семейства хорошие медоносы.
И только декоративные растения (их вывел человек) имеют сиреневый цвет, например мотиола.
- Сейчас за окном зима, а мы с вами давайте представим себе самое прекрасное время года – весну. Кругом цветут сады. Для чего они это делают? (из цветов образуются плоды).
СЛАЙД № 13
Вы молодцы, цветы, действительно, нужны для образования плодов. А как называется плод у Крестоцветных? (стручок или стручочек). Стручок - у капусты, а стручочек – у ярутки, пастушьей сумки .
- Вопрос: чем отличается стручок от стручочка? (соотношение длины к ширине у стручка 3:1.
- Каждый из вас летом был на поле с горохом, а вот как называется плод у гороха? (боб)
- Чем отличается стручок от боба? (у стручка есть перегородка, на которой располагаются семена).
- Посмотрите на доску, почему признаки ГОРЧИЦЫ БЕЛОЙ расположены в два столбика? (первый столбик – признаки класса, второй – признаки семейства).
IV. Закрепление пройденного материала
СЛАЙД № 14, 15.
- Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется? (по расположению лепестков в цветке).
На доске вывешены изображения цветков растений разных семейств, попросить уч-ся выбрать только те, которые относятся к семейству крестоцветные.
СЛАЙД №16
- По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?
-Молодцы, вы отлично справились с этими заданиями, а теперь мы с вами немножко отдохнём, а поможет нам в этом всё то же семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ». Вы спросите как? Да очень просто, я буду вам перечислять признаки, если они подходят к нашему семейству, то вы должны хлопнуть в ладоши, если нет – то закрыть своё лицо руками.
Ребята теперь чтобы закрепить наш изученный материал давайте сделаем лабораторную работу
СЛАЙД №17
Лабораторная работа –« Растения семейства крестоцветных»
Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.
Ход работы.
1.Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
2.рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.
3.Определите тип корневой системы ( стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?
4.Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).
5.Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.
6.Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.
7.Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.
8.Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.
9.Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь
10.Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.
11.Зарисуйте и подпишите плод.
Значение крестоцветных в природе и в жизни человека!
Интересно знать
Враги капусты.
Опасна не бабочка, она питается нектаром цветков.
Опасны её детки – гусеницы.
Это они питаются зелёными листьями растений
О лечебных свойствах капусты
Хрен да редька, лук да капуста – плохого не допустят
Древние римляне считали, что капуста придает крепость организму
и устойчивость к различным заболеваниям
Свежий капустный сок с медом считается хорошим отхаркивающим и мягчительным средством при бронхитах, кашле. Он обладает антисептическим и противовоспалительным свойствами.
Ангина - разведенным капустным соком полоскать горло при ангине.
Бессонница - принимать капустный сок по 0,5 стакана за 1 час до сна.
Авитаминоз - пить капустный сок
по 0,5 стакана на протяжении 4-5 дней.
Нарыв - прикладывать капустные листья для ускорения его созревания.
Дети, которые едят свежую капусту, быстрее растут.
Болезни суставов - прикладывать капустные листья.
Переработка капусты
СЛАЙД №21 Проверь себя
V. Рефлексия
- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. А о ваших чувствах я узнаю следующим образом: на доске висит картинка, поставьте любой значок под той рожицей, которая наиболее точно соответствует вашему настроению на уроке.
- Молодцы, мы сегодня с вами хорошо поработали. (Выставление и комментарии оценок). А теперь осталось записать домашнее задание. Оно у каждого может быть своим.
СЛАЙД № 22, 23
VI. Домашнее задание:
- Изучить § 47, ответить на вопросы в конце параграфа.
- Повторить § 46
Задание для трудолюбивых и самостоятельных:
- Подготовить сообщение о некоторых растениях семейства крестоцветные,
занесенных в Красную книгу.