Тема: «Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения. Их общая характеристика. Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы».
Лабораторная работа № 22 «Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных».
Цель: Показать обусловленность структуры различных частей растения Отдела Покрытосеменные (цветковые), особенности строения цветка и плода растений семейства Крестоцветные, их положение в окружающей среде.
Задачи:
- Формирование представления о многообразии цветковых растений; характер условий необходимых для жизнедеятельности покрытосеменных растений;
- Воспитание бережного отношения к природе;
- Развитие наблюдения, логического мышления, определение растений по основным признакам.
Межпредметные связи: биология, география, экология.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: гербарные экземпляры цветковых растений, интерактивная доска, Power Point.
I. Организационный момент.
Приветствие класса.
Девиз урока: «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать новое». Эмиль Золя.
II. Операционный момент
1.Проверка домашнего задания. (СЛАЙД 1)
«Лабиринт Да/Нет».
Как это работает: Ученики, начиная с 1-го вопроса (начала лабиринта) отвечают «да» или «нет» доходя до последнего (25) вопроса и завершают лабиринт. Задание устное. (СЛАЙД 2-6)
Письменно в тетрадях ученики выполняют тест.
1.Голосеменные-это…
А) Травянистые растения;
Б) Деревья и кустарники;
В) Травы и кустарники.
2. Отдел Голосеменные относится к.?
А) Высшим растениям;
Б) Низшим растениям;
В) Водным растениям.
3. Большинство видов хвойных это.?
А) Травы;
Б) Деревья;
В) Кустарники.
4. Сосна является.
А) Обоеполым растением;
Б) Раздельнополым растением;
В) Мужским растением.
5. Листья сосны преобразованы в.
А) Иголки;
Б) Хвоинки;
В) Колючки.
Метод оценивания «Самопроверка». На доске показаны правильные ответы, по следующей шкале оценок, ученики проверяют тест: нет ошибок-оценка «5»; 1ошибка-оценка «4»; 2ошибки-оценка «3»; больше 3-х ошибок-оценка «2».
III. Изучение нового материала. (СЛАЙД 7)
Необходимо выполнить 3 задания (устно), с помощью которого, мы определим новую тему.
1.Вставьте пропущенные буквы в словах, обозначающих основные семейства цветковых растений:
К_ _ с_о_в_т_ _е; _ _ ожн_цв_тн_ _; л_л_ _н_е; б_б_ _ые; _оз_ц_ _т_ы_; п_сл_н_ _ы_; м_ _ов_ _.
(крестоцветные, сложноцветные, лилейные, бобовые, розоцветные, пасленовые, маковые).
2.Переставьте буквы так, чтобы получились названия систематических подразделений у растений:
Див; есместйво; ссалк.
(вид, семейство, класс).
3.Вставьте в пропущенное (в скобках) слово, состоящее из 3 букв и обозначающее одно из систематических подразделений у растений:
П(…)овольствие; на(…)ники.
(продовольствие, народники. Пропущенное слово-РОД).
Ученики делают вывод о новой теме. В 1-ом задании названия Семейств из Класса Двудольные, Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения.
Учитель озвучивает название новой темы.
Актуализация знаний.
Обсуждение с классом: Почему покрытосеменные растения получили такое название? Чем они отличаются от голосеменных растений? В какие 2 класса объединены цветковые растения? Назовите их отличительные признаки.
1.Изучение многообразия растений отдела покрытосеменные растения и их строение. (СЛАЙД 8)
На слайде показаны различные виды капусты. Ученикам необходимо определить к какому семейству цветковых растений их относят. Каких еще представителей этого семейства вы знаете?
Учитель дает задание. Сделать кластер, в котором раскрыть следующие вопросы:
- Что такое покрытосеменные растения? Основные признаки. Представители;
- Признаки двудольных и однодольных растений;
- Что называют двойным оплодотворением?
- Значение покрытосеменных растений;
- Семейство Крестоцветные(Капустные). Представители. Формула цветка. Значение и применение.
IV. Закрепление знаний.
Выполнение лабораторной работы № 22 «Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных».
V. Домашнее задание.
В таблице написать 3 группы растений в зависимости от их значения, в каждой группе 5-7 представителей.
Лекарственные
Декоративные
Пищевые
*Сообщение на тему: «Эволюция капусты».
VII. Рефлексия.
-Что нового узнали?
Понравился ли вам урок? Чем? Что было интересно?