kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тесты для подготовки к ЕГЭ по темам "Семья и брак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями;  дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, раздаточный материал: рабочие листы, домино, презентация урока.

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Улыбка «Добрый день»
  2. Повторение изученного материала

Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)

Учитель:  предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих листах. Пока группы отгадывают кроссворд, два человека от каждой группы в это время работают над тестами по подготовке к ГИА. (см. материалы  к уроку)  Тесты сдаете  моему помощнику,  он их  оценивает и выдает жетоны группе.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали: 1. Хозяин, в теле которого происходит половое размножение паразитов. 2. Половые органы самок. 3. Название рыхлой соединительной ткани, которой заполнены промежутки между органами у плоских червей.

По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей,  к которому принадлежит белая планария.

  1. Изучение нового материала

Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях?

(где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности).

Доклад учащегося:

Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной,  чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три.

Слайд

Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.

Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы.

Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви).

Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб и поэтому в 1939-1941 гг. они были переселены из Азовского моря в Каспийское, где ранее не водились.  Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Это прообраз конечностей более высокоорганизованных животных – членистоногих (насекомых, ракообразных и паукообразных). Параподии содержат в себе своеобразную арматуру -  многочисленные щетинки (отсюда  и название класса Многощетинковые). Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед. Передние сегменты,  сливаясь образуют хорошо выраженный головной отдел, на котором расположены рот, пара щупиков (пальпы), пара щупалец (антенны) и усики. Это органы осязания и химического чувства. А кроме того здесь расположены пары глазков. На заднем конце тела – анальная лопасть, там из названия располагается анальное отверстие и зона роста. Своеобразный многощетинковый червь пескожил зарывается в заиленный песок, который пропускает через кишечник и переваривает содержащиеся в нем органические вещества. Длина этого червя от 20 до 40 см. Пескожил также является кормом для рыб, ракообразных, иглокожих, кишечнополостных и птиц.

Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого  щупальца приобретают перисторазветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.

 

Учитель: а теперь по таблице «Общая характеристика червей», которую мы с вами начинали ещё на прошлых уроках сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви.

Работаем по плану в таблице.

Характеристика

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

  1. Представители

 

 

Кл.Многощетинковые;

кл.Малощетинковые

  1. Численность

 

 

9 тыс. видов

  1. Среда обитания

 

 

Водная, почвенная

  1. Симметрия тела

 

 

Двусторонняя симметрия

  1. Форма тела

 

 

Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец

  1. Полость тела

 

 

Вторичная (целом), заполнена жидкостью

  1. Слои клеток

 

 

3 слоя

  1. Кожно-мускульный мешок

 

 

Тонкая кутикула – эпителий+кольцевые и продольные мышцы

  1. Ткани

 

 

4 типа

  1. Системы органов

 

 

Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ

 

Работа с группами по заполнению таблицы 1-5 пункты

Учитель: 6 пункт таблицы – полость тела. У кольчатых червей вторичная полость тела или целом, отличается от первичной тем, что вторичная полость тела выстлана собственным внутренним эпителием, который формируется из мезодермы.  Целомическая полость находится между кишечником и стенкой тела  и поделена продольно на две половинки, правую и левую, двуслойной клеточной перегородкой.  Кроме того, вторичная полость разделена на сегменты и поперечными перегородками, т.е. она состоит как бы из отдельных отсеков. Эта внутренняя сегментация совпадает с наружной кольчатостью. Полость заполнена жидкостью. Каковы функции целомической жидкости? (участвует в обмене веществ, переносит питательные вещества, накопляет и выводит наружу вредные для организма вещества, служит гидроскелетом).

ПРОБЛЕМА

Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется  первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?

(При повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых червей).

Учитель: Человек использует план строения вторичной полости тела в своих технических конструкциях, так современные кораблестроители для повышения живучести крупных судов, в особенности подводных лодок, трюм корабля разделяют переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна.  Это не единичные примеры, когда научные изыскания основываются на принципах работы живых организмов. Есть наука, занимающаяся этими вопросами – БИОНИКА.

Учитель: а теперь давайте вспомним,  какие функции выполняет каждая система органов, для этого соберем  зоологическое домино. На партах разложено домино, берем и начинаем раскладывать. Первой делаю ход я, а потом группы по очереди собирают домино.

Работа с карточками домино на партах и на слайде презентации.

Учитель: сейчас, после того, как мы с вами вспомнили какие функции выполняет каждая из систем органов, давайте посмотрим какое строение они имеют у многощетинкового червя нереиды. Работаем в группах по рабочим листам. Выполняем задание 2 в течении 5 минут, после представители группы выступят перед нами с отчетом о проделанной работе.

Заслушиваются выступления ребят о строении пищеварительной, выделительной, нервной систем, кровеносной системы, а также о дыхании и размножении многощетинковых червей.

Заполняется таблица по мере выступления учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Закрепление изученного материала

Сейчас между группами пройдет конкурс вопрос-ответ. На слайде будут появляться вопросы и группам по очереди нужно будет ответить на них, при этом за правильный ответ группа получиткрасный жетон, а за неверный ответ синий  жетон. Если группа не справилась с ответом, на этот же вопрос отвечает следующая группа.

Раздача жетонов

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: ну а теперь для подведения итогов я предлагаю вам составить синквейн по теме малощетинковые черви. Если кто забыл, как составить синквейн смотрим на слайд

Пример синквейна по теме Многощетинковые черви:

Малощетинковые черви

Вторичнополостные, кольчатые

Активно передвигаются, размножаются половым и бесполым способом, питаются

Морские свободноживущие сложно устроенные черви

  1. Домашнее задание. Изучить  § 18 Ответить на вопросы с. 87
  • подготовить сообщение о любом представителе Кольчатых червей;

 

Просмотр содержимого документа
«тесты для подготовки к ЕГЭ по темам "Семья и брак" »

Тема: Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок - путешествие

Цели образования: - изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями: раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ. – выяснить механизм голосообразования.

- развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.

- Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

- совершенствовать навыки работы с текстом учебника, таблицами.

- способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти.

Материально – техническое обеспечение урока: презентация, учебник, карточки.

Методы обучения: беседа, наглядный

Ход урока:

I Организационный момент. Улыбка « Добрый день»

II Актуализация опорных знаний. Использование Сингапурского метода КУИЗ КУИЗ ТРЕЙД

1.Какую систему органов мы с вами изучили? (кровеносную).

7.У многих народов, живших в древние времена была вера в то, что в крови находится «душа» обеспечивающая жизнь. Почему возникла такая вера? ( именно кровь разносит питательные вещества и кислород по организму и освобождает его от вредных веществ).

И неслучайно в русском языке слова «душа» и «дыхание» так похожи, поэтому признаками жизни является не только работа сердца, но и дыхание. Прекращается дыхание – прекращается и жизнь.

Вы наверное догадались, какую систему органов мы начнём с вами изучать? (дыхательную).

III Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего нашего урока: Органы дыхания, значение дыхания,

СЛАЙД № 1. (тема урока)

Цель урока:

1. Познакомиться с особенностями строения органов дыхания и их функциями.

2. Учиться ценить собственное здоровье и сохранять его.

СЛАЙД №2. «Пока дышу, надеюсь»- римский поэт Овидий. Эта фраза и станет эпиграфом к нашему уроку, т. к. дыхание- самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Человек дышит с первых минут своей жизни. Как только ребёнок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он здоровается? Крик имеет другое важное значение. С первым криком расправляются лёгкие новорожденного и он начинает дышать. Поэтому все с нетерпением ждут этого первого крика. Человек дышит постоянно, в течении всей жизни, когда работает, спит, гуляет. Без еды и воды человек может прожить несколько дней, а вот без воздуха и несколько минут. Когда мы хотим сказать, что без чего-то совершенно не можем обойтись, то говорим: «Нужен как воздух….»

Так что- же такое «дыхание». Часто можно слышать такое выражение: Дыхание-это жизнь». Сейчас это совершенно бесспорно. Между тем ещё какие-нибудь три столетия назад учёные были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через лёгкие отвести от организма «лишнее тепло». Но выдающийся английский учёный Роберт Гук решил опровергнуть эту нелепицу и предложил своим коллегам провести эксперимент: в течении некоторого времени пользоваться для дыхания герметичным мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше, чем через минуту: учёные стали задыхаться. Но так и не могли понять в чём причина.

-- А мы с вами можем сейчас объяснить , почему стали задыхаться учёные? ( не хватка кислорода, а он необходим для дыхания).

СЛАЙД № 3 ( дыхание ) СЛАЙД № 4 ( функции дыхательной системы ).

Функция дыхательной системы человека сводится к тому, чтобы обеспечивать связь между кровью и воздухом, поступление в кровь кислорода и удаление из неё углекислого газа.


-- Через что дышит человек? (нос, рот).

А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос как бы критически к нему не относиться – украшение лица. Некоторые народы в древности украшали свои носовые раковины: вставляли разные украшения: кольца, крылья жуков и бабочек. И в наше время есть модницы которые прокалывают нос, чтобы вставить в него серёжку. ( пирсинг ) Но не забывайте, что при этом вы рискуете своим здоровьем, т. к. существует возможность заражения тяжёлыми инфекциями.

Но и представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно! «Без носа человек – чёрт знает что, птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко» - так писал о носе Н.В. Гоголь. А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков – человекообразных обезьян его не было!

Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю совершить необычное путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш организм. Во время нашего путешествия вы будите заполнять таблицу (раздаются приготовленные таблицы «Функции органов дыхания»).

СЛАЙД № 5 (как проходит воздух )

Но в начале мы ознакомимся с маршрутом нашего путешествия. Природа создала надёжную систему органов дыхания. Для того, что – бы попасть в лёгкие, воздух проходит довольно длинный путь по целой системе трубок. Эти трубки и называются дыхательные пути.

СЛАЙД № 6 ( верхние и нижние дыхательные пути ). СЛАЙД № 7 ( дыхательные пути ).

Итак, внимание! Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждёт впереди много необычного. СЛАЙД № 8 ( носовая полость )

Итак мы влетаем в нос! Не запутайтесь в волосках ноздрей. Оказывается в каждой половине носа есть не один, а три носовых хода: верхний, средний и нижний. Отделены ходы друг от друга маленькими костными носовыми раковинами, образуя целые лабиринты. Такое строение носа придаёт струе воздуха вихревое движение. Мы летим в розовой пещере, осторожно стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью. Это слизистая оболочка – содержит до 16 тыс. слизистых желёзок. Продукция желёзок – водянистый слизеподобный секрет. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 – 1 литр слизи.

-- А для чего она нужна? (увлажняет вдыхаемый воздух )

-- А что прилипает и оседает на стенки полости? (пыль, микробы )

-- Чем покрыта слизистая оболочка? (волосками ).

-- Какую работу они совершают? (гонят пыль из носа )

В слизистой оболочке носа содержится много веществ, разрушающих болезнетворные микроорганизмы. Если во вдыхаемом воздухе микроб (напр: вирус гриппа ) как слизистая оболочка преграждает ему путь. Она набухает, защитных клеток становиться больше и они активнее борются с угрозой. Слизистая оболочка умеет и просто смывать инфекционного «агента» со своей поверхности. Работа слизистых желёз тогда многократно возрастает. Внешне это проявляется насморком – верным спутником простудного заболевания.

Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями.

-Что делают эти сосудистые сплетения с воздухом? ( согревают вдыхаемый воздух ).

Носовая полость снабжена чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Ну и зачем ресничкам гнать большое количество пыли, если резким выдохом можно хорошенько прочистить носовые ходы. При чихании поток воздуха вылетает из носовой полости со скоростью 160 км/час. Мчится, как гонщик по автостраде.

В области верхнего носового хода находятся рецепторы обонятельного анализатора.

-Для чего они нужны человеку?СЛАЙД № 9 (обонятельные клетки).

Расположение обонятельных клеток на пути вдыхаемого и выдыхаемого воздуха позволяет нам принюхиваться, чувствовать запахи. Площадь обонятельной поверхности не больше почтовой марки, а теснятся на ней 200 млн. «нюхательных» клеток. У каждой на верхушке, обращённой в сторону носовой полости, есть выросты, окутанные слизью. В этой слизи растворяются молекулы пахучих веществ. А запахи в жизни человека играют не малую роль. От запахов зависит самочувствие, настроение человека. Их даже используют в качестве лекарственных средств «Ароматерапия».

- Какие выводы о функциях носа можно сделать?СЛАЙД № 10 (функции носа).

Вывод: проходя через носовую полость воздух увлажняется, согревается и очищается от пыли. Слишком сухой воздух иссушил бы лёгкие, загрязнённый превратил бы их в подобие пылесборника пылесоса, а холодный воздух грозил бы организму переохлаждением.

- Почему нужно дышать носом а не ртом, особенно зимой?

Но что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним продолжим свой путь и мы. Внимание: пролетаем перекрёсток в горле, где начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой. Это носоглотка. Воздушный канал начинается гортанью и имеет специальное приспособление надгортанник. СЛАЙД № 11 (гортань).

Гортань представляет собой широкую трубку, суженную по середине, напоминает собой песочные часы. Она имеет очень сложное строение, состоит из большого количества хрящей и мышц, приводящих их в движение. Самый крупный из хрящей – щитовидный. Его легко прощупать, в народе его называют «кадык» что означает «твёрдый», «крепкий» отсюда и выражение «закадычный друг».

Наблюдения

-Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.

1.Нащупайте щитовидный хрящ и сделайте глотательное движение. 2. Что происходит с щитовидным хрящём при глотании? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место).СЛАЙД № 12 (глотание).

Вывод: при глотании движется и надгортанник, закрывает вход в дыхательные пути и по нему, как по мосту движется пищевой комок в пищевод.

-Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.

1. Сделайте дыхательное движение.

2. Прекращаются ли дыхательные движения во время глотания?

Вывод: во время глотания дыхательные движения прекращаются, т. к. закрывается вход в носовую полость и вход в трахею. Поэтому в момент глотания воздух попасть в лёгкие не может.

- А можно ли во время еды разговаривать? (нет) Почему? ( т. к. в дыхательное горло могут попасть частички пищи ).

Но и здесь всё предусмотрено природой, гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой и имеет множество рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси. При этом возникает кашель – усиленный выдох, благодаря которому полость гортани очищается. Кашель избавит нас от серьёзных неприятностей, вылетают « заблудившиеся крошки». При простуде мы ругаемся « Кашель замучал « - но ведь он помогает – удаляет из дыхательных путей скопившуюся слизь.СЛАЙД № 13 ( голосообразование ).

Сложность строения гортани обусловлена тем, что она помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом участвует в голосообразовании. Как же возникают звуки человеческой речи?ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (просмотр видео панда)

Самостоятельная работа учащихся.

1.Работа с учебником ( стр. 78 ) прочитать последний абзац.

- Определите, какие образования гортани участвуют в формировании звуков? ( в гортани находятся голосовые связки, а между ними голосовая щель ).

2.Работа с картинками « Различные состояния голосовых связок». Рассмотреть и определить:

- В каком состоянии находятся голосовые связки при молчании? ( голосовые связки расслаблены и щель между ними расширена ).

- Что происходит при разговоре и шёпоте? (голосовые связки натянуты, щель становиться уже).Человеческая гортань – удивительный музыкальный инструмент. Выдыхаемый через гортань воздух (а речь, пение возможны только при выдохе ) вызывает колебание натянутых, подобно струнам голосовых связок. Тогда и возникает звук. Сложный речевой аппарат, подарен природой одному человеку. Мы умеем регулировать выдыхаемую струю воздуха, в результате чего можем говорить с разной степенью громкости, петь, кричать, шептать, издавать всевозможные звуки.

- Можем ли мы отличить женский и мужской голос? ( да ).

- У кого звук голоса выше у женщин или у мужчин? ( у женщин ).

У женщин голосовые связки короткие, быстро вибрируют – 220 раз в секунду, поэтому и голос более высокий. Мужские голосовые связки длиннее, и вибрируют 120 раз в секунду, поэтому мужской голос низкий.

- Какие ещё органы участвуют в образовании звуков речи? ( ротовая, носовая полости, язык, губы, челюсти ).

Гигиена голосовых связок:

Голосовые связки надо беречь: - громкий голос, пение, крик ведёт к перенапряжению голосовых связок, голос станет хриплым, глухим. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

А теперь мы несёмся по воздушной трубе, которая получила название – трахея.

СЛАЙД № 14 ( трахея ).

Стенки тоннеля мерцают от лёгких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют маленькие реснички, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи, они быстро – быстро 500 раз/мин. трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших лёгких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли. Длина трахеи 15 см. Стенки этого органа образованы эластичными хрящевыми полукольцами, соединёнными связками. Природа не случайно оставила полукольца разомкнутыми – ведь сзади к трахее прилежит пищевод. Замкнутые кольца сильно затруднили бы прохождение по нему пищи. Трахея подвижный орган, в каком положении ни находилось бы наше тело, воздух всегда свободно проходит через неё. На уровне 4 -5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха – правый и левый.СЛАЙД № 15 (бронхи ).

Каждый бронх входит в лёгкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвиолы.СЛАЙД № 16 ( лёгкие ) СЛАЙД № 17 ( альвеолы ).

А мы с вами врываемся в одну из альвеол. Ого, как она сразу раздулась! При сильном вдохе альвеолы растягиваются. Именно в них и происходит газообмен.СЛАЙД № 18 ( газообмен ).

Альвеолы густо оплетены капиллярами. А стенки альвеол очень тонкие: они состоят из одного слоя клеток. Всё это создаёт отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и лёгочных пузырьков. Но что это? Наша « виноградинка « - альвеола вдруг сжалась! Теперь обратно. Итак, мы с вами совершили удивительное путешествие, но полученные знания надо закрепить.

Повторение.

Использование сингапурского метода Релли Робин

1. Что такое дыхание?2.Какие органы образуют дыхательную систему?

3.Соединить стрелками орган дыхания и выполняемую им функцию.4.Почему зевают люди? Как выглядит зевота? Это непроизвольное дыхательное движение, состоящее из глубокого вдоха с широко раскрытым ртом. Зевают не только лентяи, сони и бездельники, врачи утверждают, что подобный вдох возникает, когда головной мозг испытывает недостаток кислорода.

Поэтому, если в конце урока мы начали зевать, то это не значит что от скуки, а просто в воздухе недостаточно кислорода то есть воздух несвежий. А при дыхании несвежим воздухом, даже прирождённый мыслитель, глупеет прямо на глазах.

5.Что нужно делать что бы в классе был чистый воздух? (проветривать класс, протирать пыль ).

Домашнее задание.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
тесты для подготовки к ЕГЭ по темам "Семья и брак"

Автор: Валиахметов Ришат Ринатович

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102087

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства