План урока биологии по теме: "ОРГАНИЗМ И СРЕДА. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ"
План урока биологии по теме: "ОРГАНИЗМ И СРЕДА. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ"
План урока предназначен для учителей работающих по учебнику И.Б.Агафонова. В.И.Сивоглазов, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа. Содержит полное описание урока, схему. Закономерности влияния экологических факторов на организм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока биологии по теме: "ОРГАНИЗМ И СРЕДА. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ"»
Урок 21
ТЕМА УРОКА: ОРГАНИЗМ И СРЕДА. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Цели: раскрыть понятия «экология», «задачи экологии», «экосистема»; углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы.
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие среды жизни организмов, рис. 151 на с. 307, компьютер, интерактивная доска, электронное пособие « Биология».
Ход урока
I. Изучение нового' материала.
1. Экосистема как функциональная единица биосферы. Наука экология. Задачи экологии.
Рассказ с элементами беседы.
а) Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Термин «экология» был впервые применен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Он образован от двух греческих слов:oikos - дом, убежище иlogos- наука, учение. Таким образом, буквально «экология» означает нечто вроде науки о земном «хозяйстве». Своими корнями экология уходит в «естественную историю», как самостоятельная биологическая дисциплина она выделилась только с начала 20 века, наряду с физиологией, генетикой и др. С середины 50-х гг. 20 века ее значение и сферы приложения стали значительно расширяться, и современную экологию можно охарактеризовать как междисциплинарную область, развивающуюся на стыке физики, биологии и общественных наук.
Область экологии → организмы → популяции →сообщества
Экология рассматривает их как живой (биологический) компонент системы, называемой экосистемой. Экосистема включает также неживой (абиотической) компонент - физическую среду с ее веществом и энергией.
Различные экосистемы вместе образуют биосферу, включающую все живые организмы и всю физическую среду, с которой они взаимодействуют.
б) Задачи экологии (беседа):
изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов разных таксонов как между собой, так и с факторами неживой природы;
выявление экологических закономерностей и использование их в народном хозяйстве, в деле охраны природы.
2. Среда обитания. Экологические факторы: абиотические и биотические; антропогенные.
Рассказ, беседа, схема в тетради, запись определений
Закономерности влияния экологических факторов на организм.
Рассказ учителя.
Закон оптимизма: зона оптимизма, угнетения, диапазон выносливости.
Ограничивающий, или минимизирующий, фактор - фактор, сильнее всего влияющий на популяцию (организм). Правило Либиха или закон минимума Либиха.
Взаимосвязь действия факторов окружающей среды на представителей определенного вида. Приспособленность организмов к среде обитания.
II. Закрепление.
Что изучает наука экология?
Какие экологические факторы вам известны?
Поясните, каким образом может проявиться ограничивающее действие фактора среды.