kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:  17.04.15                                      Биология                                                                                                                                                     11 «А»: 22 человека

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН   УРОКА ПО БИОЛОГИИ  ДЛЯ   11  КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ IV «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»,  ГЛАВЕ XII «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ»

Темы и основные цели и результаты обучения. Какие знания, умения и понимания вы хотели бы сформировывать в Ваших учениках по завершению серии последовательных уроков

Время

Активные формы работы (ГР, ПР, ИР). Можете ли вы использовать ИКТ для улучшения обучения

Как вы будете использовать ОдО (Оценивание для обучения)

Как вы будете вовлекать всех учеников в классе (талантливых, одаренных)

Как вы установите, что все ученики научились тому, что Вы запланировали и ожидали от них

ЦЕЛЬ:  формирование знаний о биотических факторах среды и цепях питания в природе.

ЗАДАЧИ:

- создать условия для повышения мотивации учащихся  в  формирования, усвоении и углублении, обобщении  знаний о составных компонентах биогеоценоза, об особенностях морфологической, пространственной и трофической структур биогеоценоза,  через интерактивное обучение, новые подходы  в обучении,  приёмы и стратегии критического мышления, ИКТ,  с учётом возрастных особенностей и интеллектуального развития учащихся.

- развивать мыслительные, коммуникативные навыки; 

- воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически мыслить, эффективно использовать ИКТ.

РЕСУРСЫ: Учебник Биология 11  класс, Мектеп,  2012, Сатимбеков.Р; рабочие тетради, школьные принадлежности, компьютер.

58

Тема урока:  «Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии».

Ожидаемые    результаты:

Знать:

- биотические факторы среды

- понятия консументы, редуценты, продуценты, цепи питания, экологические пирамиды

- правило экологической пирамиды – 10%

- разнообразие в питании организмов

-

Уметь:

-  составлять пищевые цепи;

- решать  задачи;

- добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

3 мин

15 мин

25 мин

5 мин

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

1.1.Приветствие – к ученикам, гостям урока ( мы рады что вы нас посетили),  проверка отсутствующих (кого сегодня с нами нет). проверка готовности к уроку учащихся.

1.2.Психологический настрой.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все. (видят).

Уши внимательно слушают и все. (слышат).

Голова хорошо. (думает).

На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

Тогда мы начинаем.

1.3.Разбивка на группы по картинкам  – продуценты, консументы травоядные, консументы плотоядные, редуценты. Создание коллаборативной среды.

Дети садятся.

1.4. Выбрать спикера для организации работы и оценивания. 

II. МОТИВАЦИОННО -  ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП:

Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес.

2.1. Фронтальная работа: «Лови вопрос», работа с экологическими терминами. Жребий – вопрос, учащиеся стоят в кругу.

2.2.  У: Сегодня мы с вами продолжим изучать   взаимоотношения  между организмами  и средой их обитания.

 Тему урока  вам предстоит определить самостоятельно, выполнив задание.  

Упражнение «Я – животное» - проводится в кругу. Учащиеся по очереди называют животное, стоящий напротив, чем питается это животное. В третьем кругу учащиеся называют характер питания своего животного: растительноядное, хищник, паразит, автотроф.

У: - Как назвать способ опроса одним словом?

Цепочка.

- Что объединяет все названные организмы? Питание.

А теперь, посмотрите на картинки, как их называют с точки зрения экологии? Называют характер питания своего животного: растительноядное,  хищник, паразит, автотроф.

Предположите тему урока.

III.  ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Изучение и обобщение  нового материала с использованием новых подходов в обучении.

3.1.Запись в тетради даты и темы урока: «Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии».

3.2.  Видиоролик «Пищевая цепь»

3.3. Групповая работа:

Продуценты: Упражнение «Паутина жизни».

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: ивовые заросли,  комары,  лягушки, уж, цапли, орёл белохвост.

Консументы1: Упражнение «Пирамида жизни» Постер.

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую пирамиду: ивовые заросли,  комары,  лягушки, ужи, цапли, орёл белохвост.

Консументы 2: Упражнение «Правило 10 %». Задача

На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно ивовых зарослей  в кг, что бы вырос один  орёл белохвост массой  7 кг, если цепь питания имеет вид:

ивовые заросли,  комары,  лягушки, ужи, цапли, орёл белохвост. ( 7 – 70 – 700 – 7.000 – 70.000 – 700.000).

Редуценты:  

Интеллектуальная задача для сильных учеников: Разрешите проблему, которую сформулировал еще Ч.Дарвин: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров  в данной местности?».   Шуточное стихотворение, показывающее взаимосвязь.

Однажды англичане

Заметили в тумане –

Известно, что у англичан

На островах всегда туман, -

Но, несмотря на это,

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там,

 Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,              

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках…

Подумай-те немножко –

И вот загадка решена.

Ответ – у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши, что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум.

Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев.

Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы.

Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки.

Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.

Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.

Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

3.5. Физ минутка.

3.6.  Индивидуальная работа: карточки задания №1 - №6.

 IV. РЕФЛЕКСИВНО -  ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП:

4.1. Рефлексия. Смайлик + пожелания для других групп.

Я узнал….

4.2. Самооценка.  Взаимооценка.

Назвать лидеров урока. Салют хлопков.

Назвать лидера группу. Салют хлопков.

4.3. Учитель комментирует результат работы учеников и оглашает оценки.

4.4. Выставляет оценки в журнал.

Настроение после урока.

Критериально

оценочный лист.

Жетончики

Зелёный  отличная работа.

Жёлтый хорошо поработал.

Красный работа «спустя рукава».

Три хлопка.

Салют хлопков.

Похвала.

Групповая, парная  работа.

Задания на критическое мышление.

Интелектуальные  задания

Творческие задания.

По выступлениям групп.

Рефлексии

Дома: § 42  изучить.  А – 4 Составить «Пищевую цепь – степи, озера, огорода, города….»

1. Географическая оболочка это….

2. Абиотические факторы среды…

3. Антропогенный фактор…

4. Биотический фактор…

5. Три уровня воздействия факторов….

6. Минимум это…

7. Максимум это…

8. Оптимум это…

9. Предел выносливости организмов это…

10. Лимитирующий фактор для белого медведя, кактуса…

11. Адаптация это…

12. Экологическая ниша…

13. Компоненты биосферы…

14. В экологии растения называются.

15. В экологии животные называются…

16. В экологии бактерии, микроорганизмы, грибы называются…

17. Консументы 1 порядка….

18. Консументы 2 порядка….

19. Консументы высшего порядка…

20. Растения → консумент 1 порядка → консумент 2 порядка → консумент высшего порядка → редуцент.  Назовите,  одним словом.

21. Главный фактор,  объединяющий всю биосферу…

22. Как вы понимаете изречение: « Ничто не исчезает бесследно и не исчезает в никуда».

Просмотр содержимого документа
««Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии». »

Дата: 17.04.15 Биология 11 «А»: 22 человека

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 11 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ IV «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ», ГЛАВЕ XII «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ»

Темы и основные цели и результаты обучения. Какие знания, умения и понимания вы хотели бы сформировывать в Ваших учениках по завершению серии последовательных уроков



Время

Активные формы работы (ГР, ПР, ИР). Можете ли вы использовать ИКТ для улучшения обучения

Как вы будете использовать ОдО (Оценивание для обучения)

Как вы будете вовлекать всех учеников в классе (талантливых, одаренных)

Как вы установите, что все ученики научились тому, что Вы запланировали и ожидали от них

ЦЕЛЬ: формирование знаний о биотических факторах среды и цепях питания в природе.

ЗАДАЧИ:

- создать условия для повышения мотивации учащихся в формирования, усвоении и углублении, обобщении знаний о составных компонентах биогеоценоза, об особенностях морфологической, пространственной и трофической структур биогеоценоза, через интерактивное обучение, новые подходы в обучении, приёмы и стратегии критического мышления, ИКТ, с учётом возрастных особенностей и интеллектуального развития учащихся.

- развивать мыслительные, коммуникативные навыки;

- воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически мыслить, эффективно использовать ИКТ.

РЕСУРСЫ: Учебник Биология 11 класс, Мектеп, 2012, Сатимбеков.Р; рабочие тетради, школьные принадлежности, компьютер.


58


















Тема урока: «Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии».


Ожидаемые результаты:


Знать:

- биотические факторы среды

- понятия консументы, редуценты, продуценты, цепи питания, экологические пирамиды

- правило экологической пирамиды – 10%

- разнообразие в питании организмов

-

Уметь:

- составлять пищевые цепи;

- решать задачи;

- добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;













3 мин


















15 мин
























25 мин































































5 мин



I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

1.1.Приветствие – к ученикам, гостям урока ( мы рады что вы нас посетили), проверка отсутствующих (кого сегодня с нами нет). проверка готовности к уроку учащихся.

1.2.Психологический настрой.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает).

На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

Тогда мы начинаем.

1.3.Разбивка на группы по картинкам – продуценты, консументы травоядные, консументы плотоядные, редуценты. Создание коллаборативной среды.

Дети садятся.

1.4. Выбрать спикера для организации работы и оценивания.

II. МОТИВАЦИОННО - ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП:

Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес.

2.1. Фронтальная работа: «Лови вопрос», работа с экологическими терминами. Жребий – вопрос, учащиеся стоят в кругу.

2.2. У: Сегодня мы с вами продолжим изучать взаимоотношения между организмами и средой их обитания.

Тему урока вам предстоит определить самостоятельно, выполнив задание.

Упражнение «Я – животное» - проводится в кругу. Учащиеся по очереди называют животное, стоящий напротив, чем питается это животное. В третьем кругу учащиеся называют характер питания своего животного: растительноядное, хищник, паразит, автотроф.

У: - Как назвать способ опроса одним словом?

Цепочка.

- Что объединяет все названные организмы? Питание.

А теперь, посмотрите на картинки, как их называют с точки зрения экологии? Называют характер питания своего животного: растительноядное, хищник, паразит, автотроф.

Предположите тему урока.

III. ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Изучение и обобщение нового материала с использованием новых подходов в обучении.

3.1.Запись в тетради даты и темы урока: «Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии».

3.2. Видиоролик «Пищевая цепь»

3.3. Групповая работа:

Продуценты: Упражнение «Паутина жизни».

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: ивовые заросли, комары, лягушки, уж, цапли, орёл белохвост.

Консументы1: Упражнение «Пирамида жизни» Постер.

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую пирамиду: ивовые заросли, комары, лягушки, ужи, цапли, орёл белохвост.

Консументы 2: Упражнение «Правило 10 %» . Задача

На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно ивовых зарослей в кг, что бы вырос один орёл белохвост массой 7 кг, если цепь питания имеет вид:

ивовые заросли, комары, лягушки, ужи, цапли, орёл белохвост. ( 7 – 70 – 700 – 7.000 – 70.000 – 700.000).

Редуценты:

Интеллектуальная задача для сильных учеников: Разрешите проблему, которую сформулировал еще Ч.Дарвин: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?». Шуточное стихотворение, показывающее взаимосвязь.

Однажды англичане

Заметили в тумане –

Известно, что у англичан

На островах всегда туман, -

Но, несмотря на это,

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там,

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках…

Подумай-те немножко –

И вот загадка решена.

Ответ – у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши, что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум.

Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев.

Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы.

Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки.

Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.

Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.

Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

3.5. Физ минутка.

3.6. Индивидуальная работа: карточки задания №1 - №6.

IV. РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП:

4.1. Рефлексия. Смайлик + пожелания для других групп.

Я узнал….

4.2. Самооценка. Взаимооценка.

Назвать лидеров урока. Салют хлопков.

Назвать лидера группу. Салют хлопков.

4.3. Учитель комментирует результат работы учеников и оглашает оценки.

4.4. Выставляет оценки в журнал.

Настроение после урока.

Критериально

оценочный лист.

Жетончики

Зелёный отличная работа.

Жёлтый хорошо поработал.

Красный работа «спустя рукава».


Три хлопка.

Салют хлопков.

Похвала.


Групповая, парная работа.

Задания на критическое мышление.

Интелектуальные задания

Творческие задания.



















По выступлениям групп.



Рефлексии


















Дома: § 42 изучить. А – 4 Составить «Пищевую цепь – степи, озера, огорода, города….»



1. Географическая оболочка это….

2. Абиотические факторы среды…

3. Антропогенный фактор…

4. Биотический фактор…

5. Три уровня воздействия факторов….

6. Минимум это…

7. Максимум это…

8. Оптимум это…

9. Предел выносливости организмов это…

10. Лимитирующий фактор для белого медведя, кактуса…

11. Адаптация это…

12. Экологическая ниша…

13. Компоненты биосферы…

14. В экологии растения называются...

15. В экологии животные называются…

16. В экологии бактерии, микроорганизмы, грибы называются…

17. Консументы 1 порядка….

18. Консументы 2 порядка….

19. Консументы высшего порядка…

20. Растения → консумент 1 порядка → консумент 2 порядка → консумент высшего порядка → редуцент. Назовите, одним словом.

21. Главный фактор, объединяющий всю биосферу…

22. Как вы понимаете изречение: « Ничто не исчезает бесследно и не исчезает в никуда».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Шеховцова Наталья Степановна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205438

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства