Изучение нового материала 1.Актуализация опорных знаний 1 вариант Я пахну летом и пыльцой. Лечу к цветочкам пулей. Но я бываю очень злой. К тому, кто лезет в улей! 2 вариант На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. -На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? ( выслушиваю ответы детей). -Членистые конечности -наличие хитинового покрова. К какому к классу вы бы отнесли данных животных? (к классу Насекомых). 2.Мотивация,подготовка к восприятию Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи. Вспомните (можно показать отрывок из мультфильма), как в мультфильме Винни – Пух пытался добыть себе мед. С какими проблемами он столкнулся? Перед вами та же самая задача. Как вы это сделаете? Сегодня мы продолжим знакомиться с представителями типы Членистоногие на примере общественных насекомых – пчел и муравьев. -Как вы думаете, почему они так называются? (ответы) В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта. Цели проекта: Изучить систематическое положение медоносной пчелы; изучить строение медоносной пчелы; изучить полиморфизм в улье изучить значение пчёл в природе и жизни человека; изучить историю пчеловодства; сделать вывод почему пчёл относят к общественным животным; презентовать наш проект. Цели проекта: 2 Изучить систематическое положение муравья; изучить строение муравья изучить полиморфизм и муравейнике; изучить значение муравьёв в природе и жизни человека; сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным; презентовать наш проект. 3.Муравьи А) Состав семьи муравьев Самка- намного крупнее рабочих муравьев и самца, имеет крылья, которые обламывает после брачного полета. Рабочие муравьи бескрылые, они добывают корм, кормят самку, чистят и защищают муравейник. Самцы имеют крылья, погибают после спаривания. Общаются муравьи между собой, прикасаясь усиками, ножками друг к другу или с помощью «химического языка» Б) Устройство муравейника Примечание : на слайде 5 имеется внедренный объект с дополнительной информацией по устройству муравейника. При необходимости можно воспроизвести дополнительную информацию щелчком мыши. - Каков тип развития муравьев? - В каких слоях муравейника находятся куколки? 4. Пчелы А) Семья пчел Признаки сравнения | Полиморфизм пчел | Особи | матка | трутень | Рабочая пчела | Кол-во особей в семье | 1 | Несколько с | тен 70 тысяч | Из каких яиц развиваются | Из оплодотворенных | неоплодотворённых | Из оплодотворенных | Кормление в личиночной стадии | Зобным молочком | Молочком, затем пергой | Молочком, затем пергой | Особенности строения | Крупная пчела, длинное заостренное брюшко связано с ее воспроизводительной функцией | Пчела средней величины с очень крупными глазами, брюшко округлое, связано с поиском матки во время брачного полета | На задних ногах корзиночки, на конце брюшка жало | Выполняемые функции | Спаривание и откладывание яиц | Оплодотворение самки | Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья | Примечание: на слайде 7 имеется внедренный объект с заполненной таблицей. Его можно открыть щелчком мыши для проверки самостоятельной работы учащихся Б) Строение пчелы в связи с ее функциями Хорошо развитые органы чувств играют огромную роль: усики-органы обоняния и осязания необходимы при поиске цветков. Различают синий, желтый, фиолетовый и даже невидимые человеку ультрафиолетовые лучи, но красный цвет не видят. Грызущие верхние челюсти разминают воск при постройке сот, и помогают снимать пыльцу с тычинок. Нижними челюстями слизывает и сосет нектар. Грудь пчелы густо покрыта волосками. Ноги приспособлены для сбора пыльцы и постройки сотов на них есть специальные щеточки и корзиночки. ЗАПОМНИ! Жало у пчёл – только для защиты, а не для нападения. Ужалив, пчела погибает. Если вокруг тебя летают пчёлы или осы нельзя: кричать; махать руками; убегать. Всё это может вызвать агрессивное поведение насекомых! В) Инстинкты пчел Поведение пчел и муравьев неразумно: инстинктивно. (Инстинкт – это наследственно закрепленные реакции на раздражения. У пчел инстинкт проявляется в заботе о потомстве, в защите, уборке, ремонте, защите улья.) 5.Физкультминутка: выполняются упражнения в положении «стоя» 6. Значение пчел и муравьев Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи: мед, прополис, маточное молочко воск пчелиный, пчелиный яд. Муравьи – санитары леса. Они истребляют вредных насекомых – тлей и гусениц и переносят семена растений. В природе значение муравьев огромно. Виды, представители которых строят муравейники, как и дождевые черви, служат почвообразователями. Муравьи прекрасно борются с вредителями растений, уничтожая их в процессе добывания пищи для себя или своих личинок. Муравьи способствуют распространению растений некоторых видов. У этих растений семена имеют специальные образования, лакомые для муравьев. Муравьи их поедают, разнося при этом семена на некоторое расстояние от материнского растения. Есть муравьи, приносящие вред здоровью человека, его жилью, садам и огородам. Живущие в домах муравьи портят запасы пищи, разносят некоторые заболевания. Муравьи, живущие в садах, разносят тлю, чем вредят посадкам. |