КСП урока по теме «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. ». 7 класс
КСП урока по теме «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. ». 7 класс
Название занятия:
Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.
Общая цель: Изучить особенности поведения общественных насекомых показать роль общественных насекомых в природе и практическое значение для человека.
Ожидаемый результат:
Учащиеся знают каких насекомых относят к общественным, их разделение внутри отряда, определяют роль в природе и жизни человека, умеют самостоятельно прорабатывать учебный материал, развивают навыки работы в коллаборативной среде, развивают свой познавательный интерес, применяют полученные знания на практике
Тип урока: Комбинированный.
Методы урока:
Частично-поисковый, словесно-иллюстративный, демонстрационный.
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Учебник «Биология 7 класс», карточки-опросники, раздаточный материал, презентация «Общественные насекомые», карточки критериального оценивания, дополнительный материал.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учеников
Орг.момент (1 мин) Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой класса через «Подари тепло своей ладони» Приветствуют учителя, дежурный по классу отмечает отсутствующих. Учащиеся обменивают друг с другом улыбками, желают удачи на уроке
Опрос домашнего задания (10 мин) Индивидуальная работа : написать эссе «Мои любимые насекомые»
Слушает ответы, оценивает через похвалу Выполняют задание, отвечают по желанию, оценивание через аплодисменты
Основная часть
(25 мин), презентация
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Создание проблемной ситуации:
Задание 1
Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.
Вопрос классу: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?
ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.
ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.
Задание 2
Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в школе (сл.3).
Для этого ученикам предлагается три схемы:
Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?
Ситуация "Прогноз"
Организация работы с таблицей (сл 5), анализ закономерности пчелиной семьи.
Групповая работа: используя текст дополнительного материала (прил 2) выполнить задания в группах через использование кластера
1 группа: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?
2 группа: Зачем муравью муравейник?
3 группа: Как общаются муравьи?
Корректирующая работа: выслушивает ответы учащихся, делает поправки, оценивает через похвалу.
Внимательно слушают задание, отвечают на задание, определяют тему урока.
Сравнивают схемы, отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, записывают в тетрадь
Записывают в тетрадь
Класс делится на 3 группы (случайное образование групп), распределяют обязанности в группе, изучают текст, анализируют его, выполняют постер. После выполнения задания – защита, оценивание через стикеры, по критериям составленными учителем
Физминутка (1 мин) Упражнения на снятие физического напряжения с ОДС учащихся Выполняют упражнения.
Закрепление нового материала
( 5 мин) 1. Ситуация «выбор»
Фронтальный опрос учащихся:
Какие насекомые относятся к общественным?
Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?
Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они? Отвечают на вопросы учителя.
Рефлексия
(2 мин) Предлагает учащимся оценить урок стикерами, сл. «Оцени урок» Используя стикеры оценивают урок и свое участие на уроке
Задания на дом:
(1 мин) §43 стр167-172. Сл.11
Подумай и ответь:
1. Что такое муравейник и что такое улей? Ввсе ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?
2. Почему муравьи не могут жить по одному?
3. Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?
Записывают домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КСП урока по теме «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. ». 7 класс »
КСП урока по теме «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека». 7 класс
Предмет: Биология
Неделя
День
Урок №
Класс: 7
Название занятия:
Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.
Общая цель:
Изучить особенности поведения общественных насекомых показать роль общественных насекомых в природе и практическое значение для человека.
Ожидаемый результат:
Учащиеся знаюткаких насекомых относят к общественным, их разделение внутри отряда, определяют роль в природе и жизни человека, умеют самостоятельно прорабатывать учебный материал, развивают навыки работы в коллаборативной среде, развивают свой познавательный интерес, применяют полученные знания на практике
Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой класса через «Подари тепло своей ладони»
Приветствуют учителя, дежурный по классу отмечает отсутствующих. Учащиеся обменивают друг с другом улыбками, желают удачи на уроке
Опрос домашнего задания (10 мин)
Индивидуальная работа : написать эссе «Мои любимые насекомые»
Слушает ответы, оценивает через похвалу
Выполняют задание, отвечают по желанию, оценивание через аплодисменты
Основная часть
(25 мин), презентация
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Создание проблемной ситуации:
Задание 1
Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.
Вопрос классу: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?
ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.
ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.
Задание 2
Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в школе (сл.3).
Для этого ученикам предлагается три схемы:
Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?
Ситуация "Прогноз"
Организация работы с таблицей (сл 5), анализ закономерности пчелиной семьи.
Групповая работа: используя текст дополнительного материала (прил 2) выполнить задания в группах через использование кластера
1 группа: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?
2 группа: Зачем муравью муравейник?
3 группа: Как общаются муравьи?
Корректирующая работа: выслушивает ответы учащихся, делает поправки, оценивает через похвалу.
Внимательно слушают задание, отвечают на задание, определяют тему урока.
Сравнивают схемы, отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, записывают в тетрадь
Записывают в тетрадь
Класс делится на 3 группы (случайное образование групп), распределяют обязанности в группе, изучают текст, анализируют его, выполняют постер. После выполнения задания – защита, оценивание через стикеры, по критериям составленными учителем
Физминутка (1 мин)
Упражнения на снятие физического напряжения с ОДС учащихся
Выполняют упражнения.
Закрепление нового материала
( 5 мин)
1. Ситуация «выбор»
Фронтальный опрос учащихся:
Какие насекомые относятся к общественным?
Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?
Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они?
Отвечают на вопросы учителя.
Рефлексия
(2 мин)
Предлагает учащимся оценить урок стикерами, сл. «Оцени урок»
Используя стикеры оценивают урок и свое участие на уроке
Задания на дом:
(1 мин)
§43 стр167-172. Сл.11
Подумай и ответь:
Что такое муравейник и что такое улей? Ввсе ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?
Почему муравьи не могут жить по одному?
Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?
Записывают домашнее задание
Карточка №1
Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?
Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.
Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).
Всем настоящим общественным насекомым свойствен полиморфизм: имеются размножающиеся особи (матки и самцы) и бесплодные рабочие. Матка большую часть своей жизни избавлена от добывания пищи, охраны потомства и т. п. (у некоторых термитов матка не способна даже самостоятельно передвигаться), поэтому вероятность ее гибели резко снижается, а плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими особями тоже часто существует “разделение труда”. Одни из них охраняют жилище, так что потомство и запасы пищи не остаются без защиты (правда, это не мешает многим видам паразитов и комменсалов жить в муравейниках); другие ухаживают за потомством; третьи в это же время заняты поисками и сбором пищи. Нередко имеется разделение бесплодных особей на касты (например, “рабочих” и “солдат”): специализированное строение позволяет им лучше справляться с определенными функциями.
Карточка № 2
Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?
Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.
Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.
Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.
Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.
Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.
Карточка № 3
Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?
При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.