Цели урока: рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.
Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.
Ход урока:
I.орг.Момент(1мин) II.Актуализация опорных знаний (10мин) Тестовая работа со взаимопроверкой. Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа
Вариант1. Какие особенности характерны для насекомых из отряда А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы
- Развитие с полным превращением.
- Развитие с неполным превращением.
- Две пары крыльев.
- Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
- Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
- Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
- Передние крылья более плотные, чем задние.
- На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
- Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
- Ротовой аппарат лижущего типа.
- Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
- У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
- Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
- Личинка имеет маску.
Вариант 2
Какие особенности характерны для насекомых из отряда А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые
- Развитие с полным превращением.
- Развитие с неполным превращением.
- Две пары крыльев.
- Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
- Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
- Передние крылья более плотные, чем задние.
- Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
- На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
- Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
- Ротовой аппарат лижущего типа.
- Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
- У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
- Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
- Личинка имеет маску.
III. Активизация познавательной деятельности. (2 мин)
Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.
IV. изучение нового материала (25мин)
Рассказ учителя.
Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)
Где живут пчелы? (улей)
Мед и воск вместе с мехами у наших предков- славян считались главными предметами торговли. Мед использовался вместо сахара, воск использовался в свечах. В те времена еще не было пасек и для пчел человек предоставлял дупла лесных деревьев- «бортни»-бортничество. При этом ульи зачастую разорялись.
В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.
Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.
Сообщение учащегося. Состав пчелиной семьи.(презентация)
По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.
Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.
После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:
- Все справились с заданием?
- Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?
Пчелы и муравьи общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. Но только у пчел имеется «язык танца». Видеофрагмент.
Как вы думаете такое сложное поведение можно назвать разумным? (нет)
Их поведение является инстинктивным, бессознательным.
Запись в тетради. Инстинкт-совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.
Помимо полезных насекомых есть также и вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Изучение материала происходит в процессе беседы. Учащиеся работают с раздаточным материалом: таблицы, насекомые.
Задание: определить к какому отряду относится ваше насекомое и какой вред оно наносит культурным растениям. План ответа:
1. Название отряда.
2. Название насекомого.
3. Признаки отряда.
4. Значение.
Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Опрашиваются несколько учащихся. Выставляются оценки.
Дополнительно. Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?
V. Закрепление материала. (4 мин)
С какими насекомыми мы сегодня познакомились?
Какие особенности встречаются в семьях?
Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.
VI. Рефлексия.(1мин) Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.
VII. Д\З Повторить темы по разделу членистоногие. Подготовка к контрольной работе.