Конспект урока по биологии 7 класс по теме: "Отряд перепончатокрылые. Общественные насекомые".
Конспект урока по биологии 7 класс по теме: "Отряд перепончатокрылые. Общественные насекомые".
Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.
Цель урока: познакомить с особенностями отряда перепончатокрылые, многообразием видов и особенностями общественных насекомых.
Задачи:
обучающие: изучить особенности отряда многообразие видов и особенностей жизнедеятельности общественных насекомых на примере пчелы медоносной и муравья лесного;
развивающие: умение выделять главное в тексте учебника, дополнительной литературе и рассказе учителя;
воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 7 класс по теме: "Отряд перепончатокрылые. Общественные насекомые".»
Урок биологии в 7-м классе по теме " Отряд перепончатокрылые. Общественные насекомые"
Цель урока: Познакомить с особенностями отряда перепончатокрылые, многообразием отряда, особенностями общественных насекомых.
Задачи:
Обучающие: изучить особенности насекомых отряда перепончатокрылые, изучить многообразие общественных насекомых, изучить особенности поведения общественных насекомых;
Развивающие:развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения; развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.
Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету биологии , активной творческой личности ученика, воспитание бережного отношения к общественным насекомым.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, презентация «отряд Перепончатокрылые», тексты для решения проблемных вопросов по теме урока, учебник Латюшин В.В. Шапкин В.А.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев
Представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи
Знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
Часть детей работают самостоятельно по карточкам с заданиями, остальные работают с учителем.
А) Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи личинки имеют особый орган- маску. (Стрекозы)
Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущий ротовой аппарат. (Жесткокрылые)
В) Отряд включает в себя более 30 тысяч видов.Все представители- сосущие насекомые, питающиеся соками растений. Ротовой аппарат колюще - сосущий. Две пары прозрачных крыльев. Передние развиты лучше. Не у всех представителей есть глаза. (Равнокрылые)
Г) Этот отряд объединяет самых красочных насекомых. Имеют две пары крыльев, покрытых чешуйками. Их личинок называют гусеницами. На голове расположены глаза и ротовой аппарат сосущего типа. Есть дневные и ночные виды.(Чешуекрылые)
Д) Очень большой отряд насекомых, сохранилась одна пара крыльев, ротовой аппарат колюще-сосущего типа, лижущего типа. являются переносчиками болезней. Личинки червеобразные, не имеют ног, иногда и головы. (Двукрылые)
Карточка 3.Тест «Признаки отрядов насекомых»
Выберите правильный ответ из предложенных
1.У бабочек ротовой аппарат:
а) лижущий, б) грызущий,
в) сосущий, г) колюще-сосущий
2. Бабочки имеют:
а) две пары перепончатых крыльев б) две пары крыльев покрытых чешуйками
в) одну пару перепончатых крыльев г) две пары прозрачных крыльев
3.У бабочек развитие:
а) прямое б) с неполным превращением в) с полным превращением.
4. У равнокрылых ротовой аппарат:
а) лижущий б) грызущий
в) колюще-сосущий г) сосущий
5.Равнокрылые имеют:
а) две пары чешуйчатых крыльев б) две пары прозрачных крыльев
в) две пары перепончатых крыльев. г) не имеют крыльев
6. У равнокрылых развитие:
а) прямое б) с неполным превращением в) с полным превращением.
7.У двукрылых ротовой аппарат:
а) грызущий б) лижущий
в) колюще-сосущий г) сосущий
8.Двукрылые имеют:
а) две пары перепончатых крыльев б) две пары прозрачных крыльев
в) одну пару перепончатых крыльев г) две пары крыльев покрытых чешуйками
9.У двукрылых развитие:
а) прямое б) с неполным превращением в) с полным превращением.
Задание 3 (для всех) На доске написаны названия отрядов, необходимо объяснить их названия, перечислить характерные признаки отряда.
Жесткокрылые (первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья)
Полужесткокрылые (передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев - перепончатая)
Двукрылые (Хорошо развиты два передние крыла. Задние называются жужжальца)
Чешуекрылые (Крылья покрыты чешуйками)
Прямокрылые (Прямые узкие передние крылья)
Продолжаем знакомиться с отрядами насекомых, с каким? узнаем, выполнив следующее задание:
В предложенном перечне найдите лишнее
Скарабей, божья коровка, жук майский, пчела (отряд Жуки или жесткокрылые)
Красноклоп, щитник, водомерка, шмель (Отряд Клопы или полужесткокрылые)
Кузнечики, кобылки, сверчки, оса (Прямокрылые)
Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?
Показ слайдов с изображениями пчелы, шмеля, осы. Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?Что вам известно об этих насекомых? Какие признаки у них общие? (Прозрачные перепончатые крылья, есть жало…) Что бы вы хотели еще узнать?
Задание 1 Каковы особенности отряда Перепончатокрылых? Самостоятельная работа с учебником стр.85-86, выберите характерные признаки отряда.
1.2 пары перепончатых крыльев,передние больше задних
2.ротовой аппарат лижущий, грызущий
3.развитие с полным превращением
К отряду перепончатокрылых относятся : пчелы, осы, шершни, муравьи, наездники, пилильщики
Показ слайдов представителей отряда
Сообщение учащегося «Бурзянская пчела», демонстрация слайдов.
Задание 2
Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.
Иерархия (греч. hierarchía, от hierós — священный и arche — власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
Для этого на доске ученикам предлагается три схемы: иерархия в школе, в пчелиной и муравьиной семье.
Вопрос учителя:
-Что общего между представленными схемами? Обсуждение проблемы.
Учитель: Давайте подумаем, что такое общество в целом? Что объединяет людей в обществе? (Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. )
Учитель: Представителей отряда называют общественными насекомыми.Можно ли считать, что муравьиная и пчелиная семьи образуют своего рода общество?Кто знает, если пчелы и муравьи относятся к общественным насекомым, то как распределены обязанности в их семье?
Для ответа на вопрос класс делится на группы, организуется самостоятельная работа с текстом учебника (Латюшин. Шапкин) стр.87-91. Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будут отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье.
Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:
Пчелиная семья
Член пчелиной семьи
Особенности и роль в семье
1. Матка
Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.
2. Трутень
Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.
3. Рабочие пчелы
Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.
Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.
Муравьиная семья
Член муравьиной семьи
Особенности и роль в семье
1. Матка(царица)
Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц
2. Самец
Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают
3. Рабочий муравей
Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.
Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов
Во время выполнения задания учитель следит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки. После выполнения задания учитель задает вопросы к классу: Все справились с заданием? Какие трудности возникли при выполнении задания, что было непонятно?
Вывод: Для пчел и муравьев характерен полиморфизм (многообразие) - наличие в пределах одного вида резко отличающих по внешнему облику особей. Полиморфизм у общественных насекомых связан с разделением функций в семье.
Учитель:Ребята, кто из вас знает, где живут муравьи и пчелы? что такое муравейник и что такое улей? (демонстрация дома ос, шершня)
Закрепление
Организуется поисковая деятельность учащихся. Учащиеся делятся на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.
Карточка №1
Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?
Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.
Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).
Всем настоящим общественным насекомым свойствен полиморфизм: имеются размножающиеся особи (матки и самцы) и бесплодные рабочие. Матка большую часть своей жизни избавлена от добывания пищи, охраны потомства и т. п. (у некоторых термитов матка не способна даже самостоятельно передвигаться), поэтому вероятность ее гибели резко снижается, а плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими особями тоже часто существует “разделение труда”. Одни из них охраняют жилище, так что потомство и запасы пищи не остаются без защиты (правда, это не мешает многим видам паразитов и комменсалов жить в муравейниках); другие ухаживают за потомством; третьи в это же время заняты поисками и сбором пищи. Нередко имеется разделение бесплодных особей на касты (например, “рабочих” и “солдат”): специализированное строение позволяет им лучше справляться с определенными функциями.
Вывод: Совместный образ жизни позволяет
1.Строить крупные жилища
2.Защита самих насекомых и их потомства
3.Овладеть более крупной добычей
Карточка № 3
Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?
При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо
Вывод: При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы.
Карточка № 2
Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?
Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.
Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.
Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.
Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.
Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.
Вывод: Совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.
Учитель: Поведение общественных насекомых сложное.Можно ли сказать, что насекомые обладают разумом? Чтобы разрешить данную проблему, давайте обратимся к учебнику стр. 89,
Найти и записать информацию о том, что такое инстинкт ?
Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.
Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.
Рефлексия: Чем интересны изученные насекомые? Что нового узнали для себя?
Домашнее задание П.19 (прочитать)
Темы сообщений «Что такое мед? Значение меда», «Пчеловодство в Башкирии»
Бурзянская пчела (сообщение)
. В Бурзянском районе Башкортостана водится особый вид пчёл – бурзянские бортевые пчёлы. Дикий мёд, который дает бурзянская бортевая пчела, по своим качествам превосходит рамочный, благодаря наличию в нём воска, перги, широкого ряда микроэлементов и отсутствию вредных примесей. Борти (ульи) находятся в глубине лесных массивов Бурзянского района, в заповеднике «Шульган-Таш». Сейчас в заповеднике четыре пасеки чистопородных бурзянских пчел, две из которых имеют статус племенных. Организована специальная лаборатория по изучению пчёл.
Чем отличается «бурзяночка» от своих сородичей? Одна из первых отличительных черт – чрезвычайная работоспособность. Семья пчёл работает с утра и до позднего вечера, совершая огромное количество вылетов и побивая все рекорды медосборов: во время хорошего медосбора в улей может поступать до 10 кг нектара в день! И это в течение двух-трех недель цветения липы! Пчёлы неустанно трудятся даже в холодные дождливые дни.. Следующая отличительная черта «бурзяночки» - выносливость и морозоустойчивость. В самые морозные уральские зимы научились эти пчёлы выживать без помощи человека. Известны случаи, когда пчелы выживали после 56 ?С морозов. У башкирских пчел сухая печатка мёда, что особенно ценно при зимовке в суровых условиях и при производстве высококачественного мёда. Ещё одна черта – особая «злобливость» – качество, которое помогает выживать пчёлам в условиях дикой природы, когда в борть норовят залезть и куница, и медведь. Следующая отличительная особенность – «ройливость». Одна пчелиная семья этой популяции за сезон отпускает не менее двух-трех роев, которые заселяют новые дупла и борти. Чем больше в лесу естественных дупел, заселенных пчёлами, тем лучше заселяются и борти. Кроме того, башкирские пчелы необычайно устойчивы к различным заболеваниям и отличаются высокой мёдопродуктивностью в условиях бурного медосбора с липы.
Башкирская пчела занесена в «Красную книгу» как вымирающий вид. Генофонд этой уникальной пчелы охраняется государственным природным заповедником «Шульган-Таш».
( На партах рисунки пчелы).
- Имеют фасеточные глаза, кроме этого на лбу или темени 3 простых глазках.
- Типы ротового аппарата:
Пчелы и осы, шмели - сосущий
Пилильщики, муравьи - грызущий
- У самок перепончатокрылых на конце брюшка располагается яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца.
У наездников он в 2 раза длиннее тела. У жалящих яйцеклад превратился в жало, которое играет защитную роль.
- Назовите характерные особенности пчелы медоносной с полетом и сбором пыльцы (рисунок у каждого на парте)
Рисунок 1
- корзиночка, в которую собирается пыльца
- на внутренней стороне лапок находятся щеточки, которыми пчела счищает с тела пыльцу и вталкивает ее в корзиночку.
- Нужно отметить то, что брюшко с грудным отделом соединено подвижно. Зачем? (такой характер соединения позволяет пчеле жалить)
Тест «Признаки отрядов насекомых»
Выберите правильный ответ из предложенных
1.У бабочек ротовой аппарат:
а) лижущий, б) грызущий,
в) сосущий, г) колюще-сосущий
2. Бабочки имеют:
а) две пары перепончатых крыльев б) две пары крыльев покрытых чешуйками
в) одну пару перепончатых крыльев г) две пары прозрачных крыльев
3.У бабочек развитие:
а) прямое б) с неполным превращением в) с полным превращением.
4. У равнокрылых ротовой аппарат:
а) лижущий б) грызущий
в) колюще-сосущий г) сосущий
5.Равнокрылые имеют:
а) две пары чешуйчатых крыльев б) две пары прозрачных крыльев
в) две пары перепончатых крыльев. г) не имеют крыльев
6. У равнокрылых развитие:
а) прямое б) с неполным превращением в) с полным превращением.
7.У двукрылых ротовой аппарат:
а) грызущий б) лижущий
в) колюще-сосущий г) сосущий
8.Двукрылые имеют:
а) две пары перепончатых крыльев б) две пары прозрачных крыльев
в) одну пару перепончатых крыльев г) две пары крыльев покрытых чешуйками
9.У двукрылых развитие:
а) прямое б) с неполным превращением в) с полным превращением.
10.У блох ротовой аппарат:
а) грызущий
б) колюще – сосущий
в) лижущий
г) грызуще- лижущий
11.У блох развитие:
а) с полным превращением б) прямое в) с неполным превращением.
12.У блох:
а) две пары перепончатых крыльев б) одна пара крыльев
в) нет крыльев г) две пары прозрачных крыльев
Тест по теме «Кровообращение» 1 вариант
Какая из фаз сердечного цикла длится 0,4 сек?
а) сокращение предсердий
б) сокращение желудочков
в) общая пауза
г) весь сердечный цикл
Какой клапан находится между левым предсердием и левым желудочком?
а) двухстворчатый
б) трёхстворчатый
в) полулунный
г) клапан отсутствует
Какова нормальная частота сердечных сокращений в минуту у взрослого человека в покое?
а) 70-80 в) не менее 60
б) 100-120 г) более 90
Сколько створок имеет клапан, который расположен между камерами сердца, обозначенными на рисунке буквами А и Б?
а) 0 в) 2
б) 1 г) 3
Стенки какой из камер сердца самые толстые?
а) правого предсердия
б) правого желудочка
в) левого предсердия
г) левого желудочка
Из скольких слоев клеток состоят артерии?
а) 1 в) 3
б) 2 г) 4
В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения?
а) правом предсердии
б) правом желудочке
в) левом предсердии
г) левом желудочке
Часть В
Установите последовательность движения крови по малому кругу кровообращения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) левое предсердие
2) легочная артерия
3) капилляры легких
4) правый желудочек
5) легочная вена
Часть С Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?
Тест по теме «Кровообращение» 2 вариант
Стенки какой из камер сердца самые толстые?
а) левого предсердия
б) правого предсердия
в) левого желудочка
г) правого желудочка
Какой клапан находится между правым предсердием и правым желудочком?
а) двухстворчатый
б) трёхстворчатый
в) полулунный
г) клапан отсутствует
В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения?
а) правом предсердии
б) правом желудочке
в) левом предсердии
г) левом желудочке
Кровь из сердечной камеры, обозначенной на рисунке буквой В, поступает в:
а)левый желудочек б) правое предсердием
в) аорту г) лёгочную артерию
Из скольких слоев клеток состоит стенка артерии?
а) 1 б) 2
в) 3 г) 4
С помощью какого прибора измеряют артериальное давление?
а) барометра в) тонометра
б) спирометра г) динамометра
Как называются сосуды, несущие кровь к сердцу?
а) артериолы в) капилляры
б) вены г) артерии
Часть В
Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
сокращение левого желудочка
артерии
нижняя и верхняя полые вены
аорта
капилляры в тканях
правое предсердие
Часть С В каком случае лекарство подействует быстрее: если его ввести в вену или принять в виде таблетки? Ответ поясните.