Открытый урок по биологии для 7 класса. Урок начинается с опроса домашнего задания, фронтальный опрос, где учащиеся должны дать полный ответ, далее урок продолжается и начинается новая тема, но прежде чем начать урок, детям задаются загадки для того что бы учащиеся могли сами найти тему урока. Дальше класс делится на группы и работают по проектам, они их защищают свои проекты тема самым сами самостоятельно изучая тему и объясняя ее другой группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Форма организации работы в классе: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
Содержание урока:
I. Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)
Стадия вызова:
- Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.
1. Я пахну летом и пыльцой.
Лечу к цветочкам пулей.
Но я бываю очень злой.
К тому, кто лезет в улей!
2.На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.
II.Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Активизация опорных знаний и умений.
-На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие.Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? ( выслушиваю ответы детей).
-Членистые конечности
-наличие хитинового покрова.
К какому к классу вы бы отнесли данных животных?
(к классу Насекомых).
Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.
В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.
Цели проекта:
Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;
изучить строение медоносной пчелы;
изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;
изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;
изучить историю пчеловодства;
сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;
презентовать наш проект.
III.Этапы работы над проектом.
1.Формируются 3 группы учащихся:
Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы- ответа.
На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам
« Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».
Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.
На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.
Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.
Я желаю вам удачи.
Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»
Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.
1.Систематичесое положение пчелы и муравья.
2. Внешнее строение пчелы:
- рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?
На какие отделы разделено тело пчелы?
Сколько пар крыльев?
Сколько пар ног?
Какие органы чувств различаются на голове пчелы?
Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?
3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.
4. Предложите меры по охране насекомых.
5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?
Инструктивная карта «Пчеловоды»
Цель: изучить историю пчеловодства.
1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?
3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?
4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?
5. Как называлось древнее пчеловодство?
6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович?
7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.
Инструктивная карта «Биологи»
Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.
Теоретическая часть.
1.Полиморфизм пчелиной семьи.
2.Полиморфизм муравьиной семьи.
3.Что называется роением? В чём его биологическая роль?
Практическая часть.
Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу "Полиморфизм пчёл и муравьёв»
Признаки сравнения.
Полиморфизм пчёл и муравьёв
Матка
пчелы
Матка
муравья
Трутень
Самец муравья
Рабочая пчела
Рабочие муравьи
1. Размеры тела.
l = 18-20 мм m = 0,25 г
До 50 мм
l = 15-16 мм m = 0,2 г
До 50 мм
l = 12-14 мм m = 0,1 г
2 мм
2. Количество особей в семье.
1
2 и более
Несколько
десятков
От нескольких десятков до нескольких сотен
70 000
От нескольких десятков до миллиона
3. Сроки жизни.
До 5 лет
12-20 лет
1 сезон
Несколько дней, недель
1 сезон
До 3 лет
4. Особенности строения.
Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией
похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения
пчела средней величины с очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке, брюшко округлое
Развиваются из неоплодотворённых яиц ,имеют крылья
на задних ногах корзиночки, на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовыйзобик; на конце брюшка жало
Самки с недоразвитой половой системой, Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют
5. Выполняемые функции.
Спаривание
и откладывание яиц
Спариваие
И откладывание яиц
Оплодотворение
самки
Оплодотворение самки
Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.
Забота о семье ( Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)
Ответьте на вопросы?
1.Дайте понятие полиморфизм?
2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.
2.Поиск информации.
Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.
3.Обработка информации.
Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.
4.Защита проекта.
Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:
1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.
2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.
4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.
5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве
IV. Домашнее задание.
§28 читать, папочку с проектной работой мы возьмёте в класс и до оформите работу .
Задания на выбор:
-Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде
- Производство шёлка
- Насекомых занесённых в Красную книгу.
V. Итоги урока и рефлексия.
Ребята, вы проделали большую работу.
Командиры групп оцените работу группы,учитывая степень участия в проекте.
Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы