Тема урока: Басни С.Михалкова «Муха и Пчела», «Лев и Муха». Обобщение
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с баснями Михалкова «Муха и Пчела», «Лев и Муха», понять мораль басни, охарактеризовать Муху и Пчелу.
2. Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление. Умение работать в группе.
3. Прививать уважительное отношение к труду, воспитывать неприятие к лени и тунеядству.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «С. В. Михалков», аудиозапись басни.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Покажите свое настроение с помощью жестов.
II Актуализация знаний.
1. Деление класса на группы (четные и нечетные).
Эвристическая разминка.
- Посмотрите на доску. Прочитайте фамилии этих людей:
Эзоп, И. Крылов, Ж. де Лафонтен, С. Михалков, Абай и Ахмет Байтурсынов
- Что объединяет этих людей?
- Какой жанр художественного произведения был в творчестве каждого из этих писателей? (Басня)
- Что такое басня?
Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль
Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.
Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.
Мораль - поучение
2. Проверка домашнего задания: чтение басен наизусть по ролям И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (1 гр.), «Лебедь, Щука и Рак» (2 гр.)
3. Сбор ассоциации в кластер.
1 группе - Стрекоза, 2 группе - Муравей.
(Дети, совещаясь в группах, составляют кластер, затем защищают его)
III.Целеполагание. 1. Загадка
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает? (Муха )
2. Как вы думаете, о каком насекомом мы сегодня будем говорить на уроке? (о мухе)
3. Запись темы урока на доске. Сергей Владимирович Михалков. Басни «Муха и Пчела», «Лев и Муха»
- Попробуйте самостоятельно сформулировать цели нашего урока.
4.Дети формулируют цели урока.
А) Узнать об авторе.
Б) Познакомиться с его баснями «Муха и пчела», «Лев и Муха»
В) Определить мораль басен.
III. Реализация. Презентация о С. Михалкове.
Сергей Владимирович Михалков (1913 - 2009) – писатель, поэт, драматург.
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Школьные годы провёл в Пятигорске. Сочинением стихов С. В. Михалков увлёкся ещё в школе, с 9 лет. Издавал домашний «Литературно - художественный журнал», где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Отец, желая помочь сыну определиться в жизни, послал стихи мальчика поэту А. Безыменскому, который отметил способности юного автора. В 1930 году его первое стихотворение было опубликовано в ростовском журнале.
Сергей Владимирович Михалков, известный детский писатель и поэт, считается также лучшим русским баснописцем 20 века.
1. Задание группам - прочитать в учебнике об авторе и составить сообщение о писателе по данному плану.
А) Дата рождения (родился 28 февраля/ 13 марта 1913 года )
Б) Что вы узнали об авторе? (Классик русской детской литературы. Автор гимна России)
В) Его основные произведения и герои. (Его герои ленивые, трудолюбивые и простые, обычные люди)
Г) Какие у С. Михалкова произведения? (Поучительные, смешные произведения).
Выступление групп.
2. Прослушивание басни «Муха и Пчела» в аудиозаписи.
3. Задание группам: прочитать басню в лицах. Дается время на подготовку.
Взаимооценивание группами друг друга стратегией «Похвальный бутерброд», учитывается качество чтения и актерское мастерство учащихся.
4. А теперь обратите внимание на доску. На доске: муха (рисунок) пчела (рисунок)
Стратегия «Кластер» (дополните) Охарактеризуйте Муху (2-гр) и Пчелу(1-гр)
Вопросы. Где они обитают, как добывают пищу? Обратите внимание на манеру их «говорить»
Кто вам больше нравится? Что противоположного в этих образах? Каких людей подразумевает автор под Мухой и Пчелой? В чём отличие басни от других стихотворных произведении? Какова мораль басни?
5. Чтение учителем басни «Лев и Муха»
6. Сравнивание мух
7. *Словарная работа:
Бездумно – уайымсыз советница – кеңесші, ақыл беруші Хобот – тұмсық Беспечный – бейқам подчас – бір мезгілде Даром – тегін вершить – басқару
ІV. Закрепление нового материала
*Выразительное чтение басни. *Анализ басни по вопросам: -Найдите в басне мораль. -Какую житейскую ситуацию имеет в виду автор? -Были ли с вами в жизни такие случаи? *Прослушать несколько вариантов придуманных детьми рассказов.
V. Домашнее задание: выучить басню Михалкова наизусть, стр 72, 75 + теоретический материал из тетради
VІ. Этап оценивания (По количеству смайликов)
VІІ. Подведение итогов занятий Викторина «Кто быстрее?»
1. Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ в стихах
2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ: баснописцем
3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ: Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи
4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ: Эзоп, Лафонтен, Сумароков, Кантемир, Крылов, Михалков и другие
5. Кого считают «отцом русской басни»?
Ответ: Ивана Андреевича Крылова
6. Что такое мораль басни?
Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни
7. Какова основная цель басни?
Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.
8. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ: Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
9. Кто автор этих строк?
Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу, И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Ответ: С.Михалков
10. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?
«Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;
Ответ: «Стрекоза и Муравей»
«Кто виноват из них, кто прав судить не нам; » Ответ: «Лебедь, Щука и Рак»
11. Что такое олицетворение?
Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.
12. Что такое «эзопов язык»?
Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.
13. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.
VIII. Рефлексия Понравился ли урок? Покажите смайликами