kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.Михалков "Муха и Пчела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Басни С.Михалкова «Муха и Пчела», «Лев и  Муха». Обобщение
  Цели урока:
1. Познакомить учащихся с баснями Михалкова «Муха и Пчела», «Лев и Муха»,  понять мораль басни, охарактеризовать Муху и Пчелу.
2. Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление. Умение работать в группе.
3. Прививать уважительное отношение к труду, воспитывать неприятие к лени и тунеядству.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «С. В. Михалков», аудиозапись басни.
 Тип урока: изучение нового материала.

                                                           Ход урока:
I. Организационный момент. 
Эмоциональный настрой. Покажите свое настроение с помощью жестов.
II Актуализация знаний.
1. Деление класса на группы (четные и нечетные).
 Эвристическая разминка.
- Посмотрите на доску. Прочитайте фамилии этих людей:
Эзоп, И. Крылов, Ж. де Лафонтен, С. Михалков,  Абай и Ахмет Байтурсынов
- Что объединяет этих людей?
- Какой жанр художественного произведения был в творчестве каждого из этих писателей? (Басня)
 - Что такое басня?
Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль 
Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей. 
Аллегория – когда под животными подразумеваются люди. 
Мораль - поучение 
 2. Проверка домашнего задания: чтение басен наизусть по ролям И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (1 гр.), «Лебедь, Щука и Рак» (2 гр.)
3. Сбор ассоциации в кластер.
1 группе - Стрекоза, 2 группе - Муравей.
(Дети, совещаясь в группах, составляют кластер, затем защищают его)
III.Целеполагание.  1. Загадка
Кто над нами вверх ногами 
Ходит - не страшится, 
Упасть не боится, 
целый день летает, 
Всем надоедает?      (Муха )

2. Как вы думаете, о каком насекомом мы  сегодня  будем говорить на уроке? (о мухе)
3. Запись темы урока на доске. Сергей Владимирович Михалков. Басни «Муха и Пчела», «Лев и Муха»
- Попробуйте самостоятельно сформулировать цели нашего урока.


4.Дети формулируют цели урока.
А) Узнать об авторе.
Б) Познакомиться с его баснями «Муха и пчела», «Лев и Муха»
В) Определить мораль басен.

III. Реализация.  Презентация о С. Михалкове.
Сергей Владимирович Михалков (1913 - 2009) – писатель, поэт, драматург.
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Школьные годы провёл в Пятигорске. Сочинением стихов С. В. Михалков увлёкся ещё в школе, с 9 лет. Издавал домашний «Литературно - художественный журнал», где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Отец, желая помочь сыну определиться в жизни, послал стихи мальчика поэту А. Безыменскому, который отметил способности юного автора. В 1930 году его первое стихотворение было опубликовано в ростовском журнале.  
Сергей Владимирович Михалков, известный детский писатель и поэт, считается также лучшим русским баснописцем 20 века.
 
1. Задание группам - прочитать в учебнике об авторе и составить сообщение о писателе по данному плану.
А) Дата рождения       (родился 28 февраля/ 13 марта 1913 года )
Б) Что вы узнали об авторе?   (Классик русской детской литературы. Автор гимна России)
В) Его основные произведения и герои. (Его герои ленивые, трудолюбивые и простые, обычные люди)
Г) Какие у  С. Михалкова произведения? (Поучительные, смешные произведения). 
Выступление групп.

2. Прослушивание басни «Муха и Пчела» в аудиозаписи.

3. Задание группам: прочитать басню в лицах. Дается время на подготовку.

Взаимооценивание группами друг друга стратегией «Похвальный бутерброд», учитывается качество чтения и актерское мастерство учащихся.

4. А теперь обратите внимание на доску. На доске:   муха (рисунок)     пчела (рисунок)
 Стратегия «Кластер» (дополните) Охарактеризуйте Муху (2-гр) и Пчелу(1-гр)

Вопросы. Где они обитают, как добывают пищу? Обратите внимание на манеру их «говорить»
Кто вам больше нравится?                                                                                                                                           Что противоположного в этих образах?                                                                                                                Каких людей подразумевает автор под Мухой и Пчелой?                                                                                                В чём отличие басни от других стихотворных произведении?                                                                           Какова мораль басни?
 
5. Чтение учителем басни «Лев и Муха»
6. Сравнивание мух
 7. *Словарная работа: 
Бездумно – уайымсыз               советница – кеңесші, ақыл беруші        Хобот – тұмсық                                                                             Беспечный – бейқам подчас – бір мезгілде          Даром – тегін                 вершить – басқару 
ІV. Закрепление нового материала
*Выразительное чтение басни.                                                                                                                                  *Анализ басни по вопросам:                                                                                                                                             -Найдите в басне мораль.                                                                                                                                                   -Какую житейскую ситуацию имеет в виду автор?                                                                                                          -Были ли с вами в жизни такие случаи?                                                                                                          *Прослушать несколько вариантов придуманных детьми рассказов. 
V. Домашнее задание: выучить басню Михалкова наизусть, стр 72, 75 + теоретический материал из тетради 
VІ. Этап оценивания     (По количеству смайликов)
  VІІ. Подведение итогов занятий         Викторина  «Кто быстрее?»
1. Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ в стихах
2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ: баснописцем
3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ: Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи
4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ: Эзоп,  Лафонтен, Сумароков, Кантемир,  Крылов,  Михалков и другие
5. Кого считают «отцом русской басни»?
Ответ:  Ивана Андреевича Крылова
6. Что такое мораль басни?
Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни
 7. Какова основная цель басни?
Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.
8. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ: Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
9. Кто автор этих строк?
 Не так ли папенькины дочки и сынки,                                                                                                                      Бездумно проводя беспечные деньки,                                                                                                                             Безделье выдают за некую отвагу,                                                                                                                                                             И в лености своей, от жизни далеки,                                                                                                                              Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Ответ: С.Михалков
10. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?
  «Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;
Ответ: «Стрекоза и Муравей»
 «Кто виноват из них, кто прав судить не нам; »                                                                                                                   Ответ: «Лебедь, Щука и Рак»
11. Что такое олицетворение?
Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.
12. Что такое «эзопов язык»?
Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.
13. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.
VIII. Рефлексия          Понравился ли урок?    Покажите смайликами 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
С.Михалков "Муха и Пчела"

Автор: Баратова-Махпирова Аида Тилвалдиевна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464689


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства