Тема урока «В мире животных» по программе «Биология 5-9 классы» УМК Н.И. Сонина, В.Б. Захарова является первой в части 4 «Царство животные». Данная тема знакомит учащихся с внешнем строением животных, с эволюционном развитием животных и подводит учащихся к изучению темы «Подцарства простейшие». Тип урока изучение нового материала. Урок разработан в соответствии с основным обязательным минимум и образовательным стандартом, заявленным в государственной программе ( примерная программа ГОС – 2004). Цель урока – изучить признаки царства Животных, расширить представления учащихся о живой природе. На данном уроке решался комплекс взаимосвязанных задач: образовательные: создание условия для формирования знаний о царстве животных; выявление черт сходства и различия между животными и растениями.
Развивающие: развитие умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно – следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли, формировать критического мышления, научить работать с источниками информации, выделять главное, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: сформирование естественнонаучное мировоззрение и понимания необходимости бережного отношения к природе.
При постановке цели и задач обучения, развития и воспитания руководствовалась тем, что учащихся 7 класса необходимо было вовлечь в активную познавательную деятельность. Для реализации поставленных задач сыграло важную роль межличностных общений «ученик - учитель», «ученик – ученик», поэтому на уроке использовалась преимущественно групповая форма работы. Технологии:
информационно-коммуникационные технологии;
обучение в сотрудничестве (работа в парах, в группах);
здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье), а также меняются виды деятельности обучающихся на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок "В мире животных"»
Конспект открытого урока по биологии в 7 «А» классе
Дата проведения: 24 ноября 2015 г
Тема урока: «В мире животных»
Цель урока: изучить признаки царства Животных, расширить представления учащихся о живой природе
Задачи урока:
создать условия для формирования знаний о царстве Животных;
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно – следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли;
развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически;
формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку
Ход урока:
Организационный момент ( 5 минут).
Здравствуйте ребята! Садитесь! Сегодня у нас необычный урок, он проходит рамках методической недели в школе, поэтому на нем присутствует много гостей – учителей школы. По итогам этого урока каждый из вас заполнит портфолио урока. А что такое портфолио? (Портфолио – это собрание работ определенного человека, иллюстрирующее его знание, навыки в каком – либо виде деятельности. В данном случае на нашем уроке). Давайте заполним титульный лист портфолио. На уроках биологии мы изучили царства….. А сегодня мы будем знакомиться с новым царством живых организмов, каким вы узнаете, посмотрев фрагмент видеофильма.
( Просмотр видеофильма «Многообразие животного мира»)
«В мире животных» советская и российская телепередача, посвященная зоологии и исследованиям животного мира, поэтому и тема нашего урока ( В мире животных). В рабочих листах записываем дату и тему урока. Проверим наше настроение. Выделите с помощью опознавательного знака тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.
Царство животных – самая разнообразная группа организмов на Земле. Они разнообразны по размерам. Например, масса тела синего кита достигает 150 т, а инфузорию туфельку можно обнаружить лишь с помощью микроскопа. Животные обитают в разных средах обитания, хорошо приспособлены к обитанию в определенных условиях. Среди них есть растительноядные, хищные животные, падалоеды и паразиты.
Мозговой штурм (7 минут).
Вставить пропущенные слова в предложении.
Среди обитателей нашей планеты насчитывают 1,5 – 2 млн видов…(животных). Их изучением занимается наука ….(зоология). В настоящее время зоологи подразделяют царство животных на два подцарства - …(Одноклеточные) и …(Многоклеточные). К одноклеточным, или …(простейшим), относятся животные, тело которых состоит из одной …(клетки). Многоклеточные живые организмы подразделяют на две большие группы …(беспозвоночные) и …(позвоночные).
Слова для справок: зоология, животные, одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные, простейшие, клетки.
Проверка выполненной работы, самооценка в портфолио
Актуализация знаний. Работа в группах. ( 7 минут)
Одним из самых интересных и важных вопросов биологии является вопрос: в чем причина такого многообразия живых организмов на нашей планете? Ответ на него мы найдем, рассказав о строении «эволюционного древа». Составить рассказ, ответив на вопрос « О чем может рассказать «эволюционное древо»
Ключевые слова : эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, происхождение
( Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, это одноклеточные, они имеют самую простую организацию.И т.д.)
Защита рассказа каждой группы.
Заполнение портфолио
Физминутка ( 1 минута)
Изучение нового материала. ( 7 минут)
Животные, как и растения, дышат, питаются, растут, размножаются. Но все же они отличаются друг от друга. В чем причина отличия животных и растений нам предстоит выяснить.
Заполнить сравнительную таблицу «Основные признаки царства животных», используя информацию в учебнике на стр.88
Основные признаки
Царство растений
Царство животных
Строение клетки
Есть хлоропласты и другие пигменты
Нет хлоропластов и пигментов
Способ питания
Автотрофный, гетеротрофный
Захватывают пищу
Гетеротрофный
Всасывают вещества
Движение
Не подвижны
Двигаются
Рост
Растут на протяжении всей жизни
Растут ограниченно
Система органов
Нет
имеется
Проверка заполнения таблицы, оценивание в портфолио
Закрепление изученного материала ( 10 минут)
Скажите, пожалуйста, вы хорошо информированы о царстве животных. Давайте проверим. Воспользуемся тестом «А правда ли, что…»
Высказывание учащихся каждой группы. Представители у доски.
- Кошки являются участниками Первой мировой и Второй мировых войн…
- Собаки побывали в космосе после Ю.А. Гагарина…
- Животное, у которого самый большой мозг это муравей…
- Кенгуру обозначает «Не понимаем»….
- Крокодилы глотают камни….
- Ежегодно тысячи новых деревьев вырастают благодаря белкам…
- Ежи питаются ягодами, грибами и фруктами…
- Львица – хорошая мать….
- Первым русским человеком, который познакомился с простейшими, был царь Петр I…
- Рыбы способны предсказывать землетрясение…
Работа с источником информации «Это интересно»
Во время Первой мировой войны кошек держали в окопах, чтобы они заранее предупреждали о газовой атаке. А в годы второй мировой войны их брали на борт субмарин в качестве живых детекторов воздуха.
55 лет назад космос покорили советские собаки Белка и Стрелка. 19 августа 1960 г они стали первыми живыми существами планеты Земля, которые пролетели в безвоздушном пространстве более суток и благополучно вернулись домой. А Ю.А. Гагарин побывал в космосе 12 апреля 1961 года.
Животное с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей.
Европейцы, приехав в Австралию, спрашивали аборигенов: «А что это тут у вас за странно прыгающие звери?» . Аборигены отвечали: «Кенгуру», что значило «Не понимаем».
Крокодилы глотают камни, что глубже нырнуть.
Белки сажают тысячи новых деревьев каждый год, просто забывая, где они спрятали свои желуди.
Еж – активный и безжалостный хищник, чей обед состоит в основном из насекомых, а также мышей и лягушек. Растительную пищу еж не усваивает, поэтому даже в рот не берет. Иногда его можно застать за исследованием подгнивших фруктов или овощей. Однако зверька в данном случае интересуют не сами плоды, а скрывающиеся в них личинки насекомых.
Большинство из нас умиляется, глядя, как львица играет со своими львятами. Но не многие в курсе, что матери больше заботятся о своих дочерях, чем о сыновьях, и могут вполне равнодушно наблюдать, как взрослый лев разрывает их маленького львенка. Самец, таким образом, избавляется от потенциального соперника, даже если это их сын.
Первым русским человеком, познакомившимся с простейшими, был царь Петр I. Во время своей поездки по Голландии, находясь в городе Делфте, он пригласил первооткрывателя простейших Антонио Левенгука на свой корабль. Ученый продемонстрировал царю микроскоп и увиденных с его помощью «анималькулей» ( так Левенгук называл простейших), чем привел Петра I в неописуемый восторг.
В Японском море водится необычная рыбка кули-кули, способная за несколько часов предсказывать землетрясении. Рыбка проявляет заметную активность не только в естественной среде обитания, но и в аквариумах или банках с водой. Поэтому ее разводят в специальных бассейнах и продают по дорогой цене в сейсмических районах Японии, где за поведением таких рыб следят местные жители. Выяснено, что боковая линия этой рыбки буквально усеяна электрорецепторами, способными воспринимать инфразвуки – предвестниками землетрясения.
Заполнение в портфолио
Составление синквейна о царстве животных ( 2 минуты)
Животные
Одноклеточные и многоклеточные
Растут, приспосабливаются, передвигаются
Имеют гетеротрофный тип питания
Царство
Рефлексия.
Заполните лист – рефлексии
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
(подчеркните)
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
Итог.
Подведем итог по портфолио. Суммируйте свои баллы. Если вы набрали от 20 до 25 баллов – «5»
От 15 до 19 баллов – «4»
Домашнее задание: учебник с. 88
Составить кроссворд «Царство животных»
Составьте информацию «Это интересно»
Упражнение комплимент (комплимент – похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, дети благодарят друг друга, учителя, гостей.)
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "122107"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414154641"
}
}