Цели урока: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
Задачи: разъяснить значение витаминов; дать понятия об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах.
II. Актуализация опорных знаний. Слайды №1 (схема)
Используя опорную схему. дайте определение понятия обмена веществ в организме.
Пластический и энергетический обмен.
Какова роль обмена веществ в организме?
Слайд №2 (схема) Объясните следующие факты: 1.Белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводов. После смерти мыши в ее печени был обнаружен животный крахмал - гликоген.
2. При откорме свиней использовали корм , богатый углеводами. Однако, несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкожного жира. Почему?
3. Ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека. Объясните, почему?
III. Изучение нового материала
Объяснение учителя с элементами беседы.
Слайд №3
Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли.
Слайд №4
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни причины которой не были известны. Во время экспедиции Васко да Гамы в Индию погибло 100 человек экипажа из 160. Особенно страдали моряки северных экспедиций.
Слайд №5 В 1881 году русский врач Н.И. Лунин произвел опыты с двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы. соли и вода в тех же пропорциях что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в Росси, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты были те же.
Н.И.Лунин решил, что в пище есть какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни.
Слайд №6 Польский биохимик Казимир Функ получил из рисовых отрубей желтые кристаллики. Вещество излечило подопытных животных.
Функ назвал витамином – вещество содержало аминогруппу.
В 1914 году Функ выпустил книгу с названием «Витамины». Термин прижился , хотя не все витамины содержат аминогруппу и имеют различные химические структуры.
Тема урока Слайд №7
Слайд №8 Витамины —– это группа биологически активных веществ
различной химической природы, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.
Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ. Обратите внимание на схему. Слайд № 9
Вспомните, что такое ферменты?
Какую роль они играют в обмене веществ?
Все химические реакции протекают при участии биологических катализаторов, ферментов.
Слайд №10 Ферменты это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращение питательных веществ в клетках тканях. В отличие от ферментов , витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями живущими в нашем кишечнике.
Слайд №11 Витамины принято обозначать буквами латинского В настоящее время известно около 50 витаминов. Интересно, что вещество, являющееся витамином для одного организма, для других видов витамином не является. Например, витамин С необходим человеку, всем приматам, а большинство других млекопитающих его могут синтезировать.
Все витамины делятся на две большие группы: растворимые в воде (водорастворимые) и растворимые в жирах (жирорастворимые). Слайд №12
Слайд №13 При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание авитаминоз. Если организм получает витамин, но недостаточно, то возникает заболевание гиповитаминоз. Гипервитаминоз- избыток витамина.
Познакомимся с основными группами витаминов подробнее. Самостоятельная работа с учебником и таблицей в рабочей тетради.
1 группа Задание №173 Водо-, 2 группа Задание №174 жирорастворимые витамины.
Значение витаминов для организма
Витамин
Источник
Суточная потребность, мг 1
Авитаминоз
Гиповитаминоз
Гипервитаминоз
А
Печень,
яйца,
морковь,
рыбий жир
0,9
«Куриная слепота», замедление роста, нарушение слизистых и кожи
Вымывание кальция из костей, повышение содержания его в крови
Обсуждение результатов заполнения таблицы, учащиеся дополняют ответы друг друга. Учитель демонстрирует авитаминозы и источники витамина для организма.
Слайды №№ 14-30
Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи. Слайд №31
VI. Закрепление знаний
Подведем итоги Слайды № 32-49,
Слайд №50 Памятка: При употреблении витаминов надо строго соблюдать суточную потребность и перед применением обязательно проконсультироваться с врачом.
V. Задание на дом
Изучить § 37
VI.Заслушиваем дополнительную информацию
1.Случайные наблюдения и ценные выводы.
2.Витамин К-фактор свертывания крови.
3.Витаминами лечат болезни крови.
4. Витамины против инфекций.
5.Витамины в продуктах.
6. Как сохранить витамины.
Если хотите, чтобы у вас была хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод!