kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок " Бактерии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  " Бактерии " 1 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок " Бактерии"»

Открытый урок 5 класс

учитель биологии Позднякова Татьяна Викторовна 2022г


« Бактерии»


Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериями.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о многообразной роли бактерий в природе и жизни человека, о значении бактерий.

Развивающие:

развивать логическое мышление ,познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные:

воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  роль бактерий в природе, положительное и отрицательное влияние бактерий на человека, меры предупреждения бактериальных заболеваний;

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

коммуникативные: 

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный труд.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.  

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Проявлять интерес к новому содержанию

  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Оборудование:

Учебник: биология 5 класс – В. В. Пасечник.; раздаточные материалы, таблицы.


Ход урока:

Этап 1. Приветствие:

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, повернемся к нашим гостям и скажим им « Добрый день»!

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Тихо все за парты сели,

На меня все посмотрели.

Наши ушки- на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Не минуты не теряем.


Этап 2. Актуализация знаний:


- Что бы начать наш с вами урок, для начала нужно определить тему. Давайте вспомним, с какими живыми организмами вы познакомились на прошлом уроке.

- Правильно, на прошлом уроке вы познакомились с царством БАКТЕРИИ

. С их общей характеристикой ,строением бактериальной клетки, формами бактерий, размножением.

Я предлагаю вам выполнить небольшое задание, это биологический диктант и вспомнить то, что мы уже знаем о бактериях. Так сказать , проверим вашу готовность к уроку.

Перед вами на партах лежат индивидуальные карты, которые мы будем заполнять во время урока. (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом).

Диктант

  1. Бактерии состоят из одной клетки?

  2. Бактерии имеют ядро?

  3. Бактерии размножаются спорами?

  4. Бактерии имеют разнообразную форму?

  5. Бактерии имеют оболочку?

  6. Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами?

  7. Бактерии не имеют хлорофилла?

  8. Округлые бактерии называют стрептококками?

  9. Бактерии имеют цитоплазму?

  10. Бактерии относятся к Царству Растений?

Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно.


Этап 3.

Подведение к теме урока : Они окружают нас повсюду . На столе и зеркале на компьютере монитора и даже на нашей коже. Они способны выживать в различных условиях во льдах Антарктиды. Благодаря им появились такие продукты , как кефир , йогурт и сыр.О чём идет речь ? Догадались?

Да , действительно, это бактерии.

Открываем тетради и записываем тему урока : « Роль бактерии в природе и жизни человека»

Какие цели мы перед собой представим ?

  1. Изучить роль бактерии в природе.

  2. Роль бактерии в жизни человека.

  3. Узнать , как можно использовать знания о бактерии в повседневной жизни.

 Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на группы. У вас на партах лежат разноцветные фигуры. Объединяемся в группы по цвету.

Итак, приступим к изучению новой темы. Начнем с общей информации о бактериях.

Посмотрите видео Мультфильм. Наука для детей - Бактерии | Смешарики. Пин-код – Супербактерия и ответьте на вопросы в рабочих листах. Узнаем, какая группа самая внимательная и сможет найти ответы на все вопросы (6 мин)

1) Где живут бактерии? (под землей, воздухе, воде, раскаленных песках и др.)

2) Кого называют главными обитателями Земли и почему? (Бактерии. Масса бактерий больше массы всех растений и животных вместе взятых).

3) Роль бактерий в природе и жизни человека (кисломолочные продукты: кефир, йогурт, сыр, очищение сточных вод, удаление нефтяных пятен, производство лекарств и др.)

4) Во сколько раз в организме человека больше бактерий, чем собственных клеток? (в 10 раз).

5) Где особенно много бактерий? (на коже, в желудке и кишечнике)

6) Возможно ли наше существование без бактерий? (нет)

7) В чем заключается опасность бактерий? (очень быстро размножаются, воспаление, закупорки каналов: воспаление легких, аппендицит, фурункулы и т.д.)

- Проверим ваши ответы.

- Молодцы, ребята! Все хорошо потрудились, а звание «Самые внимательные» получает команда ….

Какие существуют группы бактерий.

Бактерии : почвенные, молочнокислые, болезнетворные бактерии , бактерии гниения и разложения.

Сейчас мы каждые бактерий разберём.


У каждого из вас на столе есть информационные листы с таблицей, нужный для вас материал о группах бактерий и схемы.

И так, приступим..


1. Заполнение таблицы. Оценивание.


Значение бактерий в природе и жизни человека


Бактерии

Значение

Среда обитания

Положительное

Отрицательное

Гниения

Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной, повышают плодородие почвы.

Портят продукты питания.

Повсеместно

Почвенные

Разлагают перегной до неорганических веществ (минеральные вещества), необходимых растениям для жизни, повышают плодородие почвы.

-

Почва

Молочнокислые

Бактерии-кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов.

Способствуют скисанию молока (участвуют в разрушении органических веществ).

В различных органических веществах

Болезнетворные

-

Вызывают инфекционные заболевания у живых организмов, в т.ч. у человека.

В организмах


Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессе жизнедеятельности . Это азотофиксирующие бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений и образуют на них клубеньки, их называют клубеньковые

Физкультминутка (1 мин)

Бактерии живут везде (дети выполняют круговые движения головой)

В почве (дети топают), воздухе (разводят руками), воде (изображают волны).

Внутри животных, в человеке  (дети поглаживают животик)

И на загадочной комете! (стоя на носочках тянутся руками вверх).

Повторить 3 раза

Звание «Самые спортивные» получают все команды (или выделить одну).

Продолжаем дальше изучать .

Слушаем сообщение « Роль бактерии в хозяйственной деятельности человека»

Вывод:

Роль бактерий может быть как положительной, так и отрицательной.

Так, болезнетворные бактерии вызывают различные заболевания у живых организмов.

Прочитайте текст в учебнике на с. 60-62 и заполните схему в рабочих листах (4 минуты):

​​​​​​​

 (Бактериальные болезни человека), составьте в рабочих листах памятку «Профилактика бактериальных заболеваний человека».

Примерное содержание памятки:

1. Соблюдать правила личной гигиены (в т.ч. мыть руки перед едой, после туалета, после улицы)

2. Прохождение флюорографии

3. Профилактические прививки

4. Правильное питание

5. ЗОЖ

6. Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя)

7. Мыть сырые фрукты и овощи

8. Не пить воду из непроверенных источников

9. Бороться с переносчиками инфекций (крысы, блохи, мухи)

10. Не употреблять в пищу консервы со вздутыми крышками

- Давайте посмотрим, какие пункты вы включили в свои памятки.

- Молодцы, ребята! Человека везде подстерегают опасности, у него очень много невидимых врагов, которые стремятся попасть в организм. Поэтому мы должны научиться защищаться от них, используя самые элементарные правила личной гигиены. Это поможет вам сохранить здоровье смолоду и на долгие года.

Тест по теме «Бактерии в природе и жизни человека»

Выбрать один верный ответ.

1.В быту и пищевой промышленности широко используются бактерии

1) клубеньковые 2) молочнокислые 3) болезнетворные 4) гниения.

2.Бактерии, способные поглощать азот из воздуха

1) клубеньковые 2) гниения 3) болезнетворные 4) молочнокислые.

4.Кефир, творог, йогурт получают с помощью

1) дрожжей 2) бактерий гниения 3) молочнокислых бактерий

5.Что НЕ относится к мерам борьбы с болезнетворными бактериями

1) соблюдение правил личной гигиены

2) термическая обработка пищи и воды

3) прививки и вакцины

4) употребление овощей прямо с грядки.

Ответы на тест

Часть А: 2, 1, 3, 4

 Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты)

- Вернемся к целям нашего урока. Все ли поставленные цели мы выполнили?

- Оцените, насколько полезным и продуктивным был для вас урок. Продолжите предложения:

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

А сейчас оценим свое настроение в конце урока. Нарисуйте смайлик у себя в карте.

Широкая улыбка - На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна;

Легкая улыбка – На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения;

Грустный - На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне непонятна).

. Домашнее задание (1 мин)

- Обязательно для всех: п.12 прочитать, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Р.Т стр 30 № 45,46,47


Спасибо за урок, было очень интересно с вами работать! Урок закончен.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок " Бактерии"

Автор: Татьяна Викторовна Позднякова

Дата: 13.01.2023

Номер свидетельства: 622971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Открытый урок биологии в 6 классе по теме «Бактерии»"
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyi_urok_biologii_v_6_klasse_po_teme_bakterii"
    ["file_id"] => string(6) "648300"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711805800"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект открытого урока по биологии в5 классе (ФГОС) на тему "Мхи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-biologhii-v5-klassie-fgos-na-tiemu-mkhi"
    ["file_id"] => string(6) "199219"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428536889"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Открытый урок К?п жасушалы балдырлар"
    ["seo_title"] => string(34) "otkrytyiurokkopzhasushalybaldyrlar"
    ["file_id"] => string(6) "327570"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463462789"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Обобщение знаний по теме: «Строение клеток растений, животных, грибов, бактерий, вирусов. Роль бактерий и  вирусов в природе и в жизни человека»."
    ["seo_title"] => string(155) "obobshchieniie-znanii-po-tiemie-stroieniie-klietok-rastienii-zhivotnykh-ghribov-baktierii-virusov-rol-baktierii-i-virusov-v-prirodie-i-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "294144"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455611847"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок биологии по теме: Бактерии"
    ["seo_title"] => string(34) "urok-biologhii-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "288627"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454659434"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства