образовательные: познакомить учащихся с характерными особенностями голосеменных растений на примере сосны и ели; происхождением голосеменных; познакомить с особенностями размножения растений на примере размножения сосны; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных растений;
развивающие: развить понятие об усложнении развития растений; сформировать умение сравнивать, обобщать и делать выводы; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами;
воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.
Оборудование: гербарии хвойных растений, лупы, линейки, ветки побегов сосны и ели, коллекция шишек голосеменных, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, сигнальные карточки, ПК, ММ проектор, компьютерная презентация о голосеменных.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отдел Голосеменные. »
Тема: Отдел Голосеменные.
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с характерными особенностями голосеменных растений на примере сосны и ели; происхождением голосеменных; познакомить с особенностями размножения растений на примере размножения сосны; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных растений;
развивающие: развить понятие об усложнении развития растений; сформировать умение сравнивать, обобщать и делать выводы; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами;
воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.
Оборудование: гербарии хвойных растений, лупы, линейки, ветки побегов сосны и ели, коллекция шишек голосеменных, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, сигнальные карточки, ПК, ММ проектор, компьютерная презентация о голосеменных.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
4. Изучение нового материала: 1) Общая характеристика голосеменных. 2) Среда обитания, внешнее строение, биологические особенности сосны обыкновенной и ели обыкновенной
3)Строение хвои и шишек голосеменных.
4) Лабораторная работа «Изучение строения хвои и шишек сосны и ели».
5) Размножение голосеменных растений на примере сосны.
6) Беседа о значении сосны и ели, их охраны. 5. Закрепление изученного материала: 6. Подведение итогов урока 7. Домашнее задание
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Проверка знаний по теме «Плауны. Хвощи. Папоротники».
1 вариант
1. К папоротникообразным не относится:
А) хвощ
Б) плаун
В) сфагнум
2.Какие признаки характерны для папоротников?:
А) наличие слоевища, ризоидов
Б) наличие стебля, листьев
В) наличие стебля, листьев, корня.
3.У взрослого растения папоротника образуются:
А) споры
Б) яйцеклетки
В) сперматозоиды
4.Вода необходима папоротникам для:
А) передвижения
Б) размножения
В) дыхания
5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:
А) взрослое растение – заросток – споры - проросток
Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток
В) заросток – споры – взрослое растение – проросток
2 вариант
1. К папоротникообразным относится:
А) кукушкин лён
Б) плаун
В) риччия
2.Вайями называют:
А) корневища папоротников
Б) побеги папоротников
В) рассечённые листья папоротников
3.Что развивается у папоротников в спорангиях:
А) семена
Б) пыльца
В) споры
4.В каких условиях растут папоротникообразные?
А) где холодно и влажно
Б) где сухо и солнечно
В) во влажных и тенистых местах
5.Древние папоротники образуют залежи:
А) гранита
Б) каменного угля
В) торфа
III.Актуализация знаний.
- С какими отделами растительного мира мы с вами уже познакомились?
Слайд №1 (Водоросли. Мхи. Папоротники)
- С помощью чего размножаются все эти растения? (с помощью спор)
IV. Изучение нового материала.
Общая характеристика голосеменных.
Рассказ учителя.
В начале мезозойской эры 300 млн. лет назад, в тропических лесах в связи с изменениями климата и иссушением болот и водоемов стали вымирать последние представители древовидных семенных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влажности. Это голосеменные. Слайд №2
Голосеменные – высшие растения, у которых впервые появилось семя. Им для размножения не требовалась вода, так как мужские и женские шишки находятся на одном растении. Образование семян - важный этап в эволюции. Современные голосеменные растения произошли, возможно, от ныне полностью вымерших голосеменных папоротников. Скорее всего, их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений. В современной флоре голосеменные широко распространены на Земле. Они играют важную роль в формировании растительного покрова планеты. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —лианами; травянистых растений среди них нет.
Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.
Современные голосеменные представлены, в основном, хвойными видами. Но, помимо них, отдел включает в себя саговниковые и гинкговые. Из гинкговых осталось только одно растение – гинкго билоба. Саговниковые внешне похожи на пальмы – вечнозеленые растения, произрастают в тропических и субтропических областях. Их насчитывают около 100 видов. В Северной Америке обитают секвойи. Их называют мамонтовыми деревьями, так как они вполне могли быть современниками мамонтов. Продолжительность их жизни достигает 5 000 лет!
Хвойные превосходят по численности и распространению все другие голосеменные растения. Их насчитывают около 600 видов.
Наиболее широко распространены сосна, ель, пихта, лиственница, кипарис, туя, можжевельник, тисс, кедр.
Слайд №3
Среда обитания, внешнее строение, биологические особенности сосны обыкновенной и ели обыкновенной.
Сегодня мы поговорим о двух представителях отдела. Постарайтесь их узнать!
По округе славится Зеленая красавица: Сарафан как колокол, По Земле да волоком Шапочка с опушечкой, С острою макушечкой. (Ель.)
В жару слезою желтою плачет, А в холод слезы прячет. Не лиственница и не елка, хоть есть и шишки, и иголки
А теперь составьте по плану рассказ о сосновом и еловом лесе.
Сосна:
Почему в лесу нижние ветки сосны отмирают?
Почему ураганный ветер обычно не выкорчевывает сосны, а ломает их стволы?
Как располагается хвоя на ветках сосны?
Ель:
Почему у ели в лесу сохраняются нижние ветки?
Почему во время бури ветер выкорчевывает ели?
Как располагается хвоя на ветках ели?
Слайд № 4
Дополнение учителя:
Ель обыкновенная - типичное дерево лесов Средней Европы и тайги Северной Европы, наиболее распространенная хвойная порода. Ель обыкновенную иногда называют высокой. Действительно, красавицы ели – это очень высокие (выше 40 м.) деревья. Доживает до 400-700 лет. Ель образует темнохвойные леса. В еловом лесу сумрачно и прохладно. Недаром обычное название еловых лесов у местного населения «темнолесье» или «чернолесье». Именно такие леса народная фантазия населяла лешими, бабой-ягой и другой нечистой силой. Вместе с тем еловые леса не лишены своеобразной прелести. Особенно хорош еловый лес зимой, когда белизна снега контрастирует с темой хвоей крон.
Сосна обыкновенная – одна из самых распространенных хвойных пород севера и Средней полосы России. Образует светлохвойные леса. Сосна очень неприхотлива и может произрастать как и на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. В лесу сосны имеют (до 35 метров) колоннообразный ствол. Продолжительность жизни 150-200 лет. Рекорд долгожительства побивает один из видов сосны – североамериканская сосна долговечная. В Восточной Неваде найден экземпляр этого вида, возраст которого 4 900 лет, т.е. почти пять тысячелетий! Значит, уже во время строительства пирамид Хеопса это растение было довольно старым деревом (ему было 2 000 лет). Воздух в сосновых борах почти стерилен от того, что выделяемые смолой вещества - фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах. Сосна насыщена смолой, даже если слегка поранить любую часть дерева, вытекающая смола затянет порез и спасет растение т заболевания.
Строение хвои и шишек голосеменных.
Шишки – видоизмененные побеги. Шишка состоит из центральной оси, на которой сидят кроющие чешуи, в пазухах каждой из которой находится так называемая «семенная чешуя».
Хвоинки - видоизмененные листья. Хвоинки покрыты толстостенной кожицей, устьиц у них немного, и они находятся в углублениях. В силу особенностей строения сосны и ели в любое время года экономно испаряют влагу. Хвоя ели держится до 10 лет. У сосны хвоинки сохраняются 2-4 года.
Лабораторная работа № 7«Изучение строения хвои и шишек сосны и ели».
- А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели. (Объяснение целей работы, последовательность её выполнения. На партах у учащихся инструктивные карточки.)
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.
Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.
1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу.
2.Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.
3.Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу.
Работа выполняется в парах. Оформляется в виде таблицы в тетрадях. (На доске).
Название растения
Хвоя
Шишка
Длина
Окраска
Расположение на ветке
Размер
Форма чешуек
Плотность
Стол, выполнивший работу первым, заполняет таблицу на доске.
В конце работы сравнить хвою и шишки сосны и ели по вопросам:
Чем отличается хвоя сосны и ели?
Можно ли по внешнему виду отличить шишки сосны и ели?
Чем отличается чешуя ели от чешуи сосны?
Комментарии учителя. Ребята, обратите внимание, хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях.
Размножение голосеменных растений на примере сосны.
А сейчас мы посмотрим анимационный фрагмент о размножении сосны. Постарайтесь запомнить, как происходит этот процесс.
- Когда происходит размножение сосны? (весной)
- Сколько и какие виды шишек образуются на побегах? (два – мужские - (желтые, крупные, у основания веток, и женские – красные, мелкие, на концах побегов)
- Где находятся спермии? (в пылинках)
- Где находятся яйцеклетки? (в семязачатках на чешуях женских шишек)
- В ходе какого процесса пылинки попадают на семязачатки? (опыление)
- Когда произойдет оплодотворение? (летом следующего года)
- Как изменяется женская шишка за время созревания семян? (растет, становится зеленой, одревесневает, становится бурой, раскрывается)
- Сколько времени созревает семя? (полгода)
- Давайте уточним, когда семена высыпаются из шишек? (в конце зимы)
- Какую роль играет крылышко семени? (способствует распространению ветром: летит по воздуху или скользит по ледяному насту).
- В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?
В семени зародыш защищен от неблагоприятных условий.
У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание.
Семенное размножение не зависит от наличия воды.
Беседа о значении сосны и ели, их охраны.
Рассказ 2-х учеников о значении сосны и ели
Дополнение учителя.
Древесина сосновых разнообразна по цвету, фактуре, физическим свойствам. До наших дней дошли легенды о поражающих своим великолепием дворцах Давида и Соломона.
Деревянные сооружения в Кижах возведены из сосны обыкновенной и ели европейской и просуществовали уже в течение нескольких столетий.
- Какое из хвойных растений дает самый ценный продукт, используемый в пищу? (Кедр. Кедровые орешки – полезны и питательны, содержат до 60 % жира, 20 % белка, 12% крахмала, витамины и другие вещества).
Как вы поняли, голосеменные растения не только украшают нашу планету, но и имеют большое значение в природе и в жизни человека.
В течение 2х последних столетий человек, руководствуясь в основном экономическими соображениями, безжалостно рубил эти леса. Рубил, не думая о том, что возобновление их идет в большинстве случаев очень трудным и сложным путем. Когда появляются «окна» на месте выпавших старых деревьев в сумрак врывается свет, медленно растущий молодняк хвойных обгоняют присутствующие здесь береза и осина. Хвойный лес постепенно сменяется лиственным лесом. Особенно страдает ель. Перед Новым годом несколько десятков миллионов молодых деревьев – елей.
Вы, подрастающее поколение, должны не только любоваться лесом, пользоваться его благами, но и охранять лес. Это наше с вами богатство!
V. Закрепление изученного материала.
Какие утверждения верны? Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.
Зеленый цвет – “утверждение верно”
Красный цвет – “не согласен с утверждением”
1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.
2. Голосеменные растения – исключительно деревья.
3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.
4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.
5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.
9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.
10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.
VI. Давайте подведем итог урока.
1. Почему отдел называется голосеменные?
2. Назовите характерные особенности голосеменных растений.
Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.
По итогам этого урока каждый ученик получит оценки за лабораторную работу, а отдельные учащиеся за активную работу на уроке.
VII. Домашнее задание:
Параграф 42, подготовиться к тесту по теме «Отдел Голосеменные», подготовить сообщения о представителях голосеменных растений (по желанию).