kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности строения корня и его функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности строения корня и его функции»

Урок по биологии в 6-м классе на тему:



«Особенности строения корня и его функции. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней».



Тип урока: урок-исследование. Слайд №1.

Цель урока:

Познавательная:

учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

Развивающая:

учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.

Воспитательная:

учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжают формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Методы и приёмы:

1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

2. наглядные (наблюдение, демонстрация презентации);

3. практические (лабораторная работа)

Средства обучения:

1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);

2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);



Оборудование: таблица «Строение корня», «Типы корневых систем», компьютер, экран.

Лабораторное - проростки фасоли, пшеницы (на каждый стол), луковицы с корнями, комнатное растение с хорошо выраженными придаточными корнями, гербарий “Типы корневых систем”.



Ход урока

  1. Организационный момент: 1-2 мин.

Здравствуйте ребята!  Начинаем наш урок.

Ребята!

Вашему вниманию предлагаю загадку – слушаем внимательно. О чём идёт речь?

Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают.
Учитель:  Что же это?  Правильно, корни.
Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

(В.Жак)

Учитель: Анализ стихотворения по вопросам:

Какова главная мысль стихотворения?

О каком органе цветкового растения идёт речь?

Это вегетативный или генеративный орган?

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Какие функции выполняет корень?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.

2. Исполнительный этап: 15 мин. - объяснение учителя

Учитель сообщает учащимся тему урока: «Особенности строения корня и его функции. Видоизменения корней».

Учащиеся записывают в тетрадь.

Цель и задачи урока: исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем; развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

Учитель знакомит учащихся с планом урока: (план записан на доске).

1). Внешнее строение корня и его функции.

2). Виды корней.

3). Лабораторная работа. Типы корневых систем.

4). Видоизменения корней.

1. Что такое корень? Вегетативный орган растения.

Функции корня. Самостоятельная работа с учебником. Ребята прочитайте в §13 первый абзац. Рассказ с элементами беседы о значении корня. Запишем в рабочих тетрадях. Слайды №2-6

1). Закрепляет растение в почве.

2). Корневое питание – снабжает растение водой и минеральными солями.

3). Орган вегетативного размножения.

4). Корни некоторых растений употребляют в пищу.

5). Запас питательных веществ.

Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.

Учитель: Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.

  1. Какие виды корней различают у растений?

На партах проростки пшеницы и фасоли. Внимательно посмотрите на проростки этих растений. Чем они отличаются? Что мы видим у фасоли?

Ответ учащихся. Хорошо выраженный главный корень.

Откуда берёт начало главный корень?

Ответ учащихся. От зародышевого корешка. Верно. А у пшеницы?

Ответ учащихся.Нет главного корня, все корни почти одинаковы между собой.

Как называются эти корни? Придаточные.

Запишем определение придаточных корней в тетрадь.

Придаточными называются корни, берущие начало от участка стебля.

Демонстрация придаточных корней у лука и у комнатного растения. Обратите внимание – откуда берут начало придаточные корни.

Ветвятся ли главный и придаточные корни? Как они называются? Боковые, т.к. расположены сбоку. Различают боковые корни 1, 2, 3 порядков.

Работа с учебником – типы корней, читаем третий абзац в учебнике. Смотрим на рисунок 32. Зарисуем в тетради типы корней и подпишем. Слайд№7

Учитель: Ребята, а для чего проводят окучивание?

Ответы учащихся: Чтобы больше было корней. Правильно.

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.

  1. Типы корневых систем. Совокупность всех корней называют корневой системой.



Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем». Слайд№ 8

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Задания.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?

  2. Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?

  3. Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.

  4. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.

  5. По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.

Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями, которые у вас на столе.


Тип корневой системы

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

Для какого класса характерна



Примеры растений




Виды корней






Учитель: Слайд № 9

Ребята, как вы думаете зависит ли размер и форма корневой системы растений от условий произрастания? Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве от корневой системы сосны, растущей на болоте? Подумайте, как будет выглядеть корневая система того и другого дерева? (Дети отвечают.) У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Корни будут проникать в глубину в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А её корни будут занимать большую площадь, но не могут проникать глубоко в землю. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.

Стержневую корневую систему можно изменить, превратив её в мочковатую. Корень растёт своей верхушкой. Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Дети отвечают.) Если удалить верхушку корня, то его рост прекратится, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересадке рассады в грунт, прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка. В результате прищипывания сильно разрастаются корни, которые располагаются в верхних, самых плодородных слоях почвы. Соответственно проросток будет развиваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.

  1. Видоизменения корней. Слайды № 11-13

Мы познакомимся с разнообразными видоизменениями корней; - будем приводить примеры растений, которые имеют видоизменения; постараемся ответить на вопрос - каковы причины видоизменения корней и какое имеет это значение для растений

1). Корнеплоды. У некоторых растений в корнях откладываются запасные питательные вещества. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. Такие корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель. Если запасные вещества накапливаются в главном корне и в основании стебля главного побега, образуются корнеплоды (морковь). Растения, образующие корнеплоды, в основном двулетники. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй – они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

2). Корневые клубни. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней - у георгина, чистяка, батата.

3). Бактериальные клубеньки. Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.

4). Ходульные – у пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

5). Воздушные – у тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

6). Втягивающие - у луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, у гусиного лука, гладиолуса среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.

7). Столбовидные - у фикуса-баньяна развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки. В Индии растёт священная баньяновая роща из одного дерева.занимающая площадь около 5000 квадратных метров.

8). А у плюща развиваются корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь вверх по стволам деревьев.

9). У мангров – деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни – дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.

10). Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.



Видоизменения корней

Характерные особенности

Для каких растений характерны?

Корнеплоды

корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид.

морковь, свёкла, репа, редька, редис

Корневые клубни.

корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней

у георгина, батата, чистяка


Бактериальные клубеньки.

в молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков.

у бобовых – горох, соя, чина

Ходульные

они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

у пандуса

Воздушные

воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.


у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников.

Втягивающие

среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней

у луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, у гусиного лука, гладиолуса

Столбовидные

столбовидные надземные корни

у фикуса-баньяна

Корни-присоски

корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь в вверх по стволам деревьев

у плюща

Дыхательные

они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.


у болотного кипариса

Микориза

сожительство корней высших растений с гифами грибов

микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных.



Закрепление изученного материала.

Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантом. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.



2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.



Учитель подводит итоги урока:

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

- Как мы это изучали?               

Домашнее задание – 1 мин. Слайд №14 Изучить параграф 13, прочитать 4 абзаца и 15, знать основные понятия.

Литература:

1. Сонин. Н. И., Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011.-174. с.: ил.

2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2007.- С.60-69

3. Биология. Рабочая тетрадь №1 6 класс

М: Дрофа, 2009.-С.26-28, 29-30

4. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.

5. Электронный диск «Уроки биологии, 6 класс с применением информационных технологий». Мультимедийное приложение к урокам.













Приложение №1

Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем». (Слайд№ 9)

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Задания.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?

  2. Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?

  3. Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.

  4. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.

  5. По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.

Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями.



Тип корневой системы

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

Для какого класса характерна



Примеры растений






Виды корней




















Приложение №2.

1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Особенности строения корня и его функции

Автор: Икрамова Екатерина Владимировна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация к уроку: Корень, его строение и значение "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-korien-iegho-stroieniie-i-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "137798"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417436095"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Тренажеры для подготовки к итоговой аттестации по теме "Особенности строения растительной клетки. Ткани растений". "
    ["seo_title"] => string(126) "trienazhiery-dlia-podghotovki-k-itoghovoi-attiestatsii-po-tiemie-osobiennosti-stroieniia-rastitiel-noi-klietki-tkani-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "101414"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402416897"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация для урока "Внутреннее строение корня в связи с его функциями" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-dlia-uroka-vnutriennieie-stroieniie-kornia-v-sviazi-s-iegho-funktsiiami"
    ["file_id"] => string(6) "168735"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423294038"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "внутренее строение млекопитающих "
    ["seo_title"] => string(43) "vnutrienieie-stroieniie-mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "192506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427465294"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Внутреннее строение млекопитающих "
    ["seo_title"] => string(44) "vnutriennieie-stroieniie-mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "192510"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427465557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства