учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности строения корня и его функции»
Урок по биологии в 6-м классе на тему:
«Особенности строения корня и его функции. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней».
Тип урока: урок-исследование. Слайд №1.
Цель урока:
Познавательная:
учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.
Развивающая:
учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.
Воспитательная:
учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжают формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.
Методы и приёмы:
1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
Лабораторное - проростки фасоли, пшеницы (на каждый стол), луковицы с корнями, комнатное растение с хорошо выраженными придаточными корнями, гербарий “Типы корневых систем”.
Ход урока
Организационный момент: 1-2 мин.
Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок.
Ребята!
Вашему вниманию предлагаю загадку – слушаем внимательно. О чём идёт речь?
Царства темного жильцы Ползут в разные концы, Неустанно влагу пьют, Всем растениям жизнь дают. Учитель: Что же это? Правильно, корни. Учитель читает стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В.Жак)
Учитель: Анализ стихотворения по вопросам:
Какова главная мысль стихотворения?
О каком органе цветкового растения идёт речь?
Это вегетативный или генеративный орган?
Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Какие функции выполняет корень?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.
Учитель сообщает учащимся тему урока: «Особенности строения корня и его функции. Видоизменения корней».
Учащиеся записывают в тетрадь.
Цель и задачи урока: исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем; развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.
Учитель знакомит учащихся с планом урока: (план записан на доске).
1). Внешнее строение корня и его функции.
2). Виды корней.
3). Лабораторная работа. Типы корневых систем.
4). Видоизменения корней.
1. Что такое корень? Вегетативный орган растения.
Функции корня. Самостоятельная работа с учебником. Ребята прочитайте в §13 первый абзац. Рассказ с элементами беседы о значении корня. Запишем в рабочих тетрадях. Слайды №2-6
1). Закрепляет растение в почве.
2). Корневое питание – снабжает растение водой и минеральными солями.
3). Орган вегетативного размножения.
4). Корни некоторых растений употребляют в пищу.
5). Запас питательных веществ.
Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.
Учитель: Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.
Какие виды корней различают у растений?
На партах проростки пшеницы и фасоли. Внимательно посмотрите на проростки этих растений. Чем они отличаются? Что мы видим у фасоли?
Ответ учащихся. Хорошо выраженный главный корень.
Откуда берёт начало главный корень?
Ответ учащихся. От зародышевого корешка. Верно. А у пшеницы?
Ответ учащихся.Нет главного корня, все корни почти одинаковы между собой.
Как называются эти корни? Придаточные.
Запишем определение придаточных корней в тетрадь.
Придаточными называются корни, берущие начало от участка стебля.
Демонстрация придаточных корней у лука и у комнатного растения. Обратите внимание – откуда берут начало придаточные корни.
Ветвятся ли главный и придаточные корни? Как они называются? Боковые, т.к. расположены сбоку. Различают боковые корни 1, 2, 3 порядков.
Работа с учебником – типы корней, читаем третий абзац в учебнике. Смотрим на рисунок 32. Зарисуем в тетради типы корней и подпишем. Слайд№7
Учитель: Ребята, а для чего проводят окучивание?
Ответы учащихся: Чтобы больше было корней. Правильно.
Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.
Типы корневых систем. Совокупность всех корней называют корневой системой.
Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем». Слайд№ 8
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.
Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями, которые у вас на столе.
Тип корневой системы
Стержневая корневая система
Мочковатая корневая система
Для какого класса характерна
Примеры растений
Виды корней
Учитель: Слайд № 9
Ребята, как вы думаете зависит ли размер и форма корневой системы растений от условий произрастания? Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве от корневой системы сосны, растущей на болоте? Подумайте, как будет выглядеть корневая система того и другого дерева? (Дети отвечают.) У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Корни будут проникать в глубину в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А её корни будут занимать большую площадь, но не могут проникать глубоко в землю. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.
Стержневую корневую систему можно изменить, превратив её в мочковатую. Корень растёт своей верхушкой. Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Дети отвечают.) Если удалить верхушку корня, то его рост прекратится, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересадке рассады в грунт, прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка. В результате прищипывания сильно разрастаются корни, которые располагаются в верхних, самых плодородных слоях почвы. Соответственно проросток будет развиваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.
Видоизменения корней. Слайды № 11-13
Мы познакомимся с разнообразными видоизменениями корней; - будем приводить примеры растений, которые имеют видоизменения; постараемся ответить на вопрос - каковы причины видоизменения корней и какое имеет это значение для растений
1). Корнеплоды. У некоторых растений в корнях откладываются запасные питательные вещества. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. Такие корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель. Если запасные вещества накапливаются в главном корне и в основании стебля главного побега, образуются корнеплоды (морковь). Растения, образующие корнеплоды, в основном двулетники. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй – они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.
2). Корневые клубни. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней - у георгина, чистяка, батата.
3). Бактериальные клубеньки. Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.
4). Ходульные – у пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.
5). Воздушные – у тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.
6). Втягивающие - у луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, у гусиного лука, гладиолуса среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.
7). Столбовидные - у фикуса-баньяна развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки. В Индии растёт священная баньяновая роща из одного дерева.занимающая площадь около 5000 квадратных метров.
8). А у плюща развиваются корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь вверх по стволам деревьев.
9). У мангров – деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни – дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.
10). Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.
Видоизменения корней
Характерные особенности
Для каких растений характерны?
Корнеплоды
корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид.
морковь, свёкла, репа, редька, редис
Корневые клубни.
корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней
у георгина, батата, чистяка
Бактериальные клубеньки.
в молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков.
у бобовых – горох, соя, чина
Ходульные
они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.
у пандуса
Воздушные
воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.
у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников.
Втягивающие
среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней
у луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, у гусиного лука, гладиолуса
Столбовидные
столбовидные надземные корни
у фикуса-баньяна
Корни-присоски
корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь в вверх по стволам деревьев
у плюща
Дыхательные
они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.
у болотного кипариса
Микориза
сожительство корней высших растений с гифами грибов
микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных.
Закрепление изученного материала.
Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантом. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.
1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
Учитель подводит итоги урока:
-Ребята, мы выполнили задачу урока?
-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
- Как мы это изучали?
Домашнее задание – 1 мин. Слайд №14 Изучить параграф 13, прочитать 4 абзаца и 15, знать основные понятия.
Литература:
1. Сонин. Н. И., Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011.-174. с.: ил.
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2007.- С.60-69
3. Биология. Рабочая тетрадь №1 6 класс
М: Дрофа, 2009.-С.26-28, 29-30
4. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.
5. Электронный диск «Уроки биологии, 6 класс с применением информационных технологий». Мультимедийное приложение к урокам.
Приложение №1
Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем». (Слайд№ 9)
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.
Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями.
Тип корневой системы
Стержневая корневая система
Мочковатая корневая система
Для какого класса характерна
Примеры растений
Виды корней
Приложение №2.
1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.