kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы наследования генетической информации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах;  продолжить формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы наследования генетической информации»

Урок по биологии в 9 классе на тему

«Основы наследования генетической информации»

Подготовила учитель биологии Емельянова Оксана Мирославовна

Кокалажарской средней школы

Района имени Габита Мусрепова

Северо- Казахстанской области


Урок «Основы наследования генетической информации»

Цели: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах; продолжить формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.

Оборудование: таблица «Генетика пола»; плакат «Основные типы хромосомного определения пола».

Ход урока

  1. Организационный момент

На доске;

Издавна людей удивляля и интересовала проблема почти равного распределения женских и мужских особей в новых поколениях. Генетика объяснила сущность этой проблемы.

  1. Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 3.

(Ответы : 1-4; 2-2; 3-3; 4-2; 5-1; 6-3; 7-4; 8-1.)

  1. Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя.

- Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна и для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но не одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии не раскрыло механизм наследования и определения пола.

- О механизмах наследования и определения пола мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Учитель с помощью учащихся формулирует цель и задачи урока.

  1. Постановка проблемы.

- Нам известно, что большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причем внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему четкое деление на мужские и женские особи, свойственно определенное соотношение полов, близкое 1:1. Как объяснить это явление?

- Мы уже с этим соотношением при составлении схемы анализирующего скрещивания гетерозиготной и рецессивной форм.

Учитель рисует на доске схему.

- По аналогии с анализирующем скрещиванием можно предположить, что один пол дает два типа гамет (гетерогаметный) , а другой – один тип (гомогаметный). От того, какой из типов гамет гетерогаметного пола встретиться при оплодотворении с гаметой единственного типа гомогаметного пола, зависит пол развивающегося потомка. Такое же предположение высказал Г.Мендель. Возникает вопрос, в чем отличие между гаметами разных типов?

- Это предположение было подтверждено в начале ХХ века, когда Т. Моргану и его сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом. Чем?

3. Самостоятельная работа с учебником.

Организуется самостоятельная работа с материалом учебника для поиска ответа на поставленный вопрос. (На столах технологические карты с вопросами и заданиями).

4. Продолжение изучения материала.

- Наличие половых хромосом ХХ и ХY не только объясняет наличие мужского и женского полов, но и обуславливает рождение равного числа детей обоего пола.

На доске:

Генетическое объяснение соотношения полов у человека

Отношение полов 1:1

- Однако вопреки теоретически ожидаемому равенству, среди рождающихся мальчиков и девочек не наблюдается строго соотношения 1:1. Обычно мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. Например, на 100 девочек среди белого населения США рождается 106 мальчиков; в Греции -113,2;в Южной Корее -113,1 и т.д. В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика, к юношескому возрасту на 100 девушек – 100 юношей, к 50 годам на 100 женщин – всего 50 мужчин.

- Это так называемое вторичное изменение соотношение полов объясняется их разной жизнеспособностью. Как у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, и продолжительность жизни мужских особей поэтому короче, чем женских.

5. Активизация познавательной деятельности.

Проблема «Установить личность, сменить пол».

-В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются соревноваться с … женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина … в женском обличье! Выиграть – не в споре равных, а у тех, кто ему заведомо уступает. Оказывается, такое плутовство возможно: существуют способы обмануть судей. Как не допустить появления на женских соревнованиях мужчин?

- Предложите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки. Ведь, как известно, внешность часто обманчива.

Учащиеся высказывают свои предположения, затем выступает ученик с докладом «Определение пола у человека».

Определение пола у человека.

В конце М. Барр обнаружил различия в строении интерфазных ядер соматических клеток у самок и самцов кошек: в ядрах клеток самок была обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка, названная половым хроматином, или тельцем Бара. Одна Х – хромосома всегда оказывается в активном состоянии и имеет обычный вид. Другая, если она имеется, бывает в покоящемся состоянии, в виде этого самого тельца Бара. Поэтому число телец Бара всегда на единицу меньше числа наличных Х- хромосом, то есть у самца (ХY) их нет вовсе, а у самки (ХХ) – только одно. Такая закономерность оказалась характерной для млекопитающих, в том числе для человека.

Наличие полового хроматина довольно редко определяется методом исследования эпителиальных клеток в соскобе слизистой щеки. С этой целью тупой стороной лезвия скальпеля делается соскоб с внутренней стороны щеки (в ротовой полости) , что совершенно безвредно и безболезненно. Эпителиальные клетки, содержащиеся в соскобе, подвергаются окраске и рассматриваются под микроскопом. Следовательно, отличить клетки мужчин от клеток женщин можно как непосредственно- путем анализа хромосомного набора соматических клеток, так и косвенно – по наличию полового хроматина.

В период с 1969 по 1989 годы в России эту процедуру прошли около 12 тысяч человек. Всего за это время сняты с соревнований 16 человек.

Накануне международных соревнований эта процедура проводится с 1968 года.

При помощи этого метода диагностируют в настоящее время и некоторые аномалии пола, например, синдром Клайнфельтера (ХХY) , синдром Тернера (ХО).

6. Работа с инструктивной картой.

- Перед нами новая проблема.

- Нам известно, что любой организм обладает большим количеством аутосомных признаков, то есть признаков, за которые отвечают гены, локализованные в аутосомах. А есть ли признаки, сцепленные с полом? Если да, то чем отличается наследование аутосомных признаков от признаков, сцепленных с полом?

- Проведем работу с инструктивной картой 2.

Домашнее задание.

Параграф 41, вопросы после параграфа, термины; решить задачу, ответить на вопрос: «Почему не бывает черепаховых котов?» (Если В – черная окраска, в – рыжая окраска – гены расположены в Х – хромосомах; черепаховая окраска – чередование черных и рыжих пятен).























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Основы наследования генетической информации

Автор: Емельянова Оксана Мирославовна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Элективный учебный предмет "Актуальные проблемы курса биологии" "
    ["seo_title"] => string(69) "eliektivnyi-uchiebnyi-priedmiet-aktual-nyie-probliemy-kursa-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125673"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415029892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Самостоятельная работа по теме «Основы генетики и селекции» "
    ["seo_title"] => string(68) "samostoiatiel-naia-rabota-po-tiemie-osnovy-ghienietiki-i-sieliektsii"
    ["file_id"] => string(6) "119522"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413454018"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Личностно-ориентированное обучение "
    ["seo_title"] => string(40) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "133449"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416506195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "урок на тему "Генетика и медицина. Методы изучения генетики человека""
    ["seo_title"] => string(72) "uroknatiemugienietikaimieditsinamietodyizuchieniiaghienietikichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "279373"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453221322"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "« Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики». "
    ["seo_title"] => string(82) "nauka-ghienietika-iz-istorii-razvitiia-ghienietiki-osnovnyie-poniatiia-ghienietiki"
    ["file_id"] => string(6) "109986"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405345330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства