урок на тему "Генетика и медицина. Методы изучения генетики человека"
Урок на тему "Генетика и медицина. Методы изучения генетики человека"
ТЕМА: «Генетика и медицина. Методы изучения генетики человека»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕРА-КЛАССА: создать условия для осознания, осмысления учебной информации и применения знаний и умений
ОБУЧАЮЩАЯ: продолжить формирование знаний о генах, о генотипе - закрепить понятия мутационной изменчивости - сформировать представление о методах изучения генетики человека
- показать единство биологических закономерностей для всей живой природы
РАЗВИВАЮЩАЯ: - развивать культуру речи, логическое мышлени- продолжить развивать умения выделять главное, самостоятельности в приобретении знаний познавательного интереса, формировать умения
сравнивать, классифицировать, обобщать, извлекать необходимую информацию из разных источников
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование мировоззренческих понятий, причинно следственных связей, раскрытие роли генетики как части общей культуры человека, воспитывать культуру умственного труда, воспитывать умение слушать,
умение работать в группах
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - учащиеся знают методы изучения генетики
человека
- учащиеся могут раскрыть сущность метода, его цели и
задачи
- учащиеся знают значение генетики для медицины
- учащиеся могут устанавливать причинно-следственные
связи между методом и целями изучения
- умеют работать в группе согласованно
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 9 класс
ХОД МАСТЕР- КЛАССА: 1.Вводная часть
2.Вызов ( мотивация и целеполагание)
3.Осмысление ( изучение и закрепление знаний)
4. Выводы, итоги
5.Рефлексия.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Ламинированный лист, стратегия ЖИГСО,
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: 1) материалы учебника «Биология» -9
класс
2) материалы Интернет ресурсов
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность учеников
Время
Ресурсы
1.Вводная часть
Цель: настроить учащихся на работу в группе
МО: репродуктивный
1) Разминка
2)Формирование групп-
- Психологический настрой
У кого есть братья похлопали
У кого есть сестры потопали
Кто похож на маму погладили себя по голове
Кто похож на маму и на папу и потопали и похлопали
2) Формирование групп по
пазлам метода
1- генеалогический
2-близнецовый
3-цитогенетический
4-биохимический
3) Инструктаж работы с карточкой для рефлексии
«Плюс-минус-интересно»«+»«-«Интересно
3 мин
«Разминка»
Дети формируются в группы – 4 гр
2.Вызов: Мотивация и целеполагание
Выход на тему. Определение целей урока.
- Перед нами всем хорошо известные пазлы. Каждый фрагмент несет определенную часть картинки. Глядя на него, очень сложно судить о том, что изображено на картинке, и что может получиться на конечном этапе. А что будет если фрагмент потеряется или не встанет на свое место?
Вот так и в генетике…
Генетика, сравнительно молодая наука, смежная область медицины и биологии. Генетические законы и закономерности универсальны и в полной мере применимы к человеку.
У человека обнаружено около 3000 признаков и примерно 120 из них сцеплены с полом. Для генетических исследований человек является очень неудобным объектом. Человек имеет ряд особенностей, которые затрудняют проведение генетических исследований.
2 мин
3.Осмысление
Обобщение, проверка знаний, закрепление
1.Стратегия ЖИГСО
2. Стратегия ЖИГСО в малой группе
3. Метод генетики в медиц
4.Проверка усвоения сущности метода
5. Проверка усвоенных знаний
1 Задание. – Изучить сущность метода внутри группы
2. Знакомство с информацией (внутри группы учащиеся знакомят группу со своим методом»
Формирование новых групп по методу
3. Раскрыть сущность метода определенной группы
(дополнительный источник информации- тематическая карточка с материалом для каждой группы)
4. Просмотр видеороликов
5. Работа с тематической карточкой
1 Генеалогический
1.на основе биохимических анализов установить, какие генетические изменения привели к отклонению в обмене веществ
2 Цитогенетический
2. позволяет установить вклад генетических факторов и среды ( климат, питание, обучение) в формирование фенотипа, развитие конкретных признаков или заболеваний
3 Близнецовый
3.микроскопическое изучение хромосом человека, основан на окрашивании хромосом м наблюдении за их поведением
4 Иммуногенетический
4. возник на основе изучения наследования групп крови и резус-фактора, применяется для изучения типов наследования реакций организма
5 Биохимический
5.он основан на сборе всех имеющихся данных о предках и других кровных родственниках
6. Тестирование
1) Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?
А) могут быть разного пола
Б) всегда одного пола
В) имеют одинаковый вес
Г) имеют одинаковые размеры
7) С помощью генеалогического метода, можно выяснить
А) характер изменения генов
Б) влияние воспитания на развитие психических особенностей человека
В) закономерности наследования признаков у человека
Г) характер изменения хромосом
8) Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: 1) материалы учебника «Биология» -9
класс
2) материалы Интернет ресурсов
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность учеников
Время
Ресурсы
1.Вводная часть
Цель: настроить учащихся на работу в группе
МО: репродуктивный
1) Разминка
2)Формирование групп-
- Психологический настрой
У кого есть братья похлопали
У кого есть сестры потопали
Кто похож на маму погладили себя по голове
Кто похож на маму и на папу и потопали и похлопали
2) Формирование групп по
пазлам метода
1- генеалогический
2-близнецовый
3-цитогенетический
4-биохимический
3) Инструктаж работы с карточкой для рефлексии
«Плюс-минус-интересно»
«+»
«-«
Интересно
3 мин
«Разминка»
Дети формируются в группы – 4 гр
2.Вызов: Мотивация и целеполагание
Выход на тему. Определение целей урока.
- Перед нами всем хорошо известные пазлы. Каждый фрагмент несет определенную часть картинки. Глядя на него, очень сложно судить о том, что изображено на картинке, и что может получиться на конечном этапе. А что будет если фрагмент потеряется или не встанет на свое место?
Вот так и в генетике…
Генетика, сравнительно молодая наука, смежная область медицины и биологии. Генетические законы и закономерности универсальны и в полной мере применимы к человеку.
У человека обнаружено около 3000 признаков и примерно 120 из них сцеплены с полом. Для генетических исследований человек является очень неудобным объектом. Человек имеет ряд особенностей, которые затрудняют проведение генетических исследований.
2 мин
3.Осмысление
Обобщение, проверка знаний, закрепление
1.Стратегия ЖИГСО
2. Стратегия ЖИГСО в малой группе
3. Метод генетики в медицине
4.Проверка усвоения сущности метода
5. Проверка усвоенных знаний
1 Задание. – Изучить сущность метода внутри группы
2. Знакомство с информацией (внутри группы учащиеся знакомят группу со своим методом»
Формирование новых групп по методу
3. Раскрыть сущность метода определенной группы
(дополнительный источник информации- тематическая карточка с материалом для каждой группы)
4. Просмотр видеороликов
5. Работа с тематической карточкой
1 Генеалогический
1.на основе биохимических анализов установить, какие генетические изменения привели к отклонению в обмене веществ
2 Цитогенетический
2. позволяет установить вклад генетических факторов и среды ( климат, питание, обучение) в формирование фенотипа, развитие конкретных признаков или заболеваний
3 Близнецовый
3.микроскопическое изучение хромосом человека, основан на окрашивании хромосом м наблюдении за их поведением
4 Иммуногенетический
4. возник на основе изучения наследования групп крови и резус-фактора, применяется для изучения типов наследования реакций организма
5 Биохимический
5.он основан на сборе всех имеющихся данных о предках и других кровных родственниках
6. Тестирование
1) Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?
А) могут быть разного пола Б) всегда одного пола В) имеют одинаковый вес Г) имеют одинаковые размеры
7) С помощью генеалогического метода, можно выяснить
А) характер изменения генов Б) влияние воспитания на развитие психических особенностей человека В) закономерности наследования признаков у человека Г) характер изменения хромосом
8) Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют