kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный учебный предмет "Актуальные проблемы курса биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  элективного учебного предмета

«Актуальные проблемы курса биологии»

11 класс

Пояснительная записка

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 11 класса, планирующих поступать в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся генетикой. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении  биологии. Во время прохождения курса есть возможность получить знания, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.

Предлагаются схемы решения типовых задач, которые знакомят с основными приемами генетических рассуждений, а многообразие вариантов обеспечивает наилучшее закрепление знаний по различным разделам генетики. Наряду с типовыми задачами ребятам могут быть предложены и нестандартные, которые полнее и содержательнее раскрывают и демонстрируют приемы самостоятельного поиска. Практические задания курса требуют новых методов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как проявляются общие законы наследования в зависимости от конкретных различных условий.

Тема «Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления.

Цель курса: создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно решать учебные и жизненные задачи.

Создание условий для формирования  развития у обучающихся:

- интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений;

- интереса к своей родословной, родословным знаменитых людей в истории человечества;

- умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни;

- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умения рефлексии и самооценки;

- добывания знаний непосредственно из реальности (из родословной, состояния своего организма).

       Познание закономерностей изменчивости необходимо для понимания причин многообразия живой природы, процессов эволюции в жизни. Изучение закономерностей изменчивости является теоретической базой селекции, здравоохранения, генной инженерии, биотехнологии.

Задачи курса:

1. формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большим объемом информации;

2. формировать навыки самообразования, применение исследовательского подхода к познавательной деятельности

3. при подготовке проектов формировать навыки работы в команде, развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить;

4. развитие навыка самоконтроля;

5. использование возможностей компьютерных технологий.

        В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- применять законы Менделя, Моргана, Харди-Вайнберга к генетике человека и решать задачи на менделирующее скрещивание.

- составлять родословную своей семьи

- объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека

- называть возможные генотипы людей

- использовать знания о типах наследования сцепленных с полом генов человека при решении генетических задач

- оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций

- научно оценивать соотношение социального и биологического в человеке.

 

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Она рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач, уровня активности, заинтересованности и включения в нее обучающихся.

Содержательным материалом курса является блок «Основы генетики».

 Предлагаемому курсу присуща развивающая функция, так как содержание его соответствует познавательным возможностям старшеклассников, но предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах.

Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта.

 

 

 

 

Содержание курса

«Особенности наследования  и передачи признаков»

 

1. Краткая история генетики человека.

2. Менделирующие признаки человека.

Решение задач на наследование признаков. Составление и анализ родословной. Определение скрытой леворукости.

3.  Методы изучения генетики человека. Краткая характеристика.

4. Генеалогический метод изучения

5. Аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное  наследование.. Признаки, связанные с этим типом наследования.  Анализ родословной. Промежуточное наследование. Кодоминирование. Множественный аллелизм. Наследование групп крови.

6. Полигенные  признаки. Полимерия. Решение генетических задач.  Сцепление генов. Карты хромосом человека

7. Истоки и перспективы международной программы «Геном человека». Медико-генетическое консультирование.

8. Наследование генов, сцепленных с полом. Составление и анализ родословных.

9. Популяционно-генетический метод изучения генетики человека. Законы биологии в человеческих популяциях. Биологическая равноценность человеческих рас.

10. Биологическое и социальное в человеке. Наследуются ли способности? Можно ли создать «сверхчеловека»? Евгеника. Действует ли естественный отбор в человеческом обществе.

11. Этические проблемы генетики. Генная инженерия. Коррекция пола. Пересадка органов. Клонирование. Уродства. Генетика и криминалистика.

Тематическое планирование.

№ занятия

ТЕМА

Форма занятия.

Методы.

дата

1

Краткая история генетики человека.

 

Лекция с элементами беседы

 

2

Менделирующие признаки.

Решение генетических задач. Составление и анализ родословных.

 

3

Методы изучения генетики человека.

Лекция с элементами беседы

 

4

Генеалогический метод.

Составление и анализ родословных.

 

5

Аутосомно-доминантное наследование. Полное доминирование.

Решение генетических задач. Анализ родословных.

 

6

Аутосомно-рецессивное наследование

Решение генетических задач. Анализ родословных.

 

7

Биохимический метод изучения генетики человека

Решение генетических задач. Анализ родословных.

 

8-9

Промежуточное наследование признаков. Неполное доминирование признаков у человека.

Решение генетических задач.

 

10

Кодоминирование.

 

Решение генетических задач.

 

11

Полигенные признаки. Полимерия.

 

Решение генетических задач.

 

12-13

Сцепление генов. Карты хромосом у человека.

Решение генетических задач.

 

14

Истоки и перспективы международной программы «Геном человека»

Лекция

 

15

Мужские и женские хромосомы.  Генетический код.

Лекция с элементами беседы

 

16

Наследование генов, сцепленных с полом.

Решение генетических задач. Составление и анализ родословных.

 

17

Цитогенетический метод изучения генетики человека. Хромосомные заболевания.

Лекция с элементами беседы

Решение генетических задач.

 

18

Генетические последствия загрязнения окружающей среды.

Лекция с элементами беседы

 

19

Медико-генетическое консультирование

Лекция с элементами беседы

 

20

Популяционно-генетический метод изучения генетики человека.

Лекция с элементами беседы

 

21

Закон Харди - Вайнберга в человеческих популяциях.

Лекция с элементами беседы

Решение генетических задач.

 

22

Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

Беседа

 

23

Биологическое и социальное в человеке.

Лекция с элементами беседы

 

24

Человек – общественное животное.

 

Дискуссия

 

25

Наследуются ли способности?

Дискуссия

 

26

Евгеника. Действует ли естественный отбор в человеческом обществе?

Беседа, Дискуссия

 

27

Роль среды в развитии личности.

Пр.Р. «Наследственность и влияние среды на рост человека»

 

28

Этические проблемы  генетики.

 

Дискуссия, беседа

 

29

Генная инженерия.

 

Лекция с элементами беседы

 

30

Коррекция пола. Пересадка органов.

 

Лекция с элементами беседы

 

31

Клонирование: За и против.

 

Дискуссия

 

32

Генетика и криминалистика.

 

Лекция с элементами беседы

 

33-34

Подведение итогов.

 

Тестирование. Беседа.

 

 

 

Литература:

1. Киселева З.М., Мягкова А.Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов. М.: Просвещение, 1983

2. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция (теория, задания, ответы). Саратов: издательство «Лицей», 2005

3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. Саратов: издательство «Лицей», 2005

4. Общая  биология . Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением  биологии  в школе под редакцией Шумного В.К., Дымшица Г.М., Рувинского А.О.

5.  Элективные   курсы   по   биологии  (9 -11 классы). Чебоксары, 2006

6. Пименова И.Н., Пименов А.В. Лекции по общей биологии (учебное пособие). Саратов: издательство «Лицей»

7. Бобылева Н.А., Булатова Е.Е. Задачи по общей и медицинской генетике (с решениями). Нижний Новгород. Нижегородская государственная медицинская академия, 2000

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный учебный предмет "Актуальные проблемы курса биологии" »

Рабочая программа  элективного учебного предмета

«Актуальные проблемы курса биологии»

11 класс

Пояснительная записка

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 11 класса, планирующих поступать в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся генетикой. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении  биологии. Во время прохождения курса есть возможность получить знания, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.

Предлагаются схемы решения типовых задач, которые знакомят с основными приемами генетических рассуждений, а многообразие вариантов обеспечивает наилучшее закрепление знаний по различным разделам генетики. Наряду с типовыми задачами ребятам могут быть предложены и нестандартные, которые полнее и содержательнее раскрывают и демонстрируют приемы самостоятельного поиска. Практические задания курса требуют новых методов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как проявляются общие законы наследования в зависимости от конкретных различных условий.

Тема «Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления.

Цель курса: создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно решать учебные и жизненные задачи.

Создание условий для формирования развития у обучающихся:

- интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений;

- интереса к своей родословной, родословным знаменитых людей в истории человечества;

- умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни;

- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умения рефлексии и самооценки;

- добывания знаний непосредственно из реальности (из родословной, состояния своего организма).

Познание закономерностей изменчивости необходимо для понимания причин многообразия живой природы, процессов эволюции в жизни. Изучение закономерностей изменчивости является теоретической базой селекции, здравоохранения, генной инженерии, биотехнологии.

Задачи курса:

1. формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большим объемом информации;

2. формировать навыки самообразования, применение исследовательского подхода к познавательной деятельности

3. при подготовке проектов формировать навыки работы в команде, развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить;

4. развитие навыка самоконтроля;

5. использование возможностей компьютерных технологий.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- применять законы Менделя, Моргана, Харди-Вайнберга к генетике человека и решать задачи на менделирующее скрещивание.

- составлять родословную своей семьи

- объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека

- называть возможные генотипы людей

- использовать знания о типах наследования сцепленных с полом генов человека при решении генетических задач

- оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций

- научно оценивать соотношение социального и биологического в человеке.


Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Она рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач, уровня активности, заинтересованности и включения в нее обучающихся.

Содержательным материалом курса является блок «Основы генетики».

Предлагаемому курсу присуща развивающая функция, так как содержание его соответствует познавательным возможностям старшеклассников, но предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах.

Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта.





Содержание курса

«Особенности наследования и передачи признаков»


1. Краткая история генетики человека.

2. Менделирующие признаки человека.

Решение задач на наследование признаков. Составление и анализ родословной. Определение скрытой леворукости.

3. Методы изучения генетики человека. Краткая характеристика.

4. Генеалогический метод изучения

5. Аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное наследование.. Признаки, связанные с этим типом наследования. Анализ родословной. Промежуточное наследование. Кодоминирование. Множественный аллелизм. Наследование групп крови.

6. Полигенные признаки. Полимерия. Решение генетических задач. Сцепление генов. Карты хромосом человека

7. Истоки и перспективы международной программы «Геном человека». Медико-генетическое консультирование.

8. Наследование генов, сцепленных с полом. Составление и анализ родословных.

9. Популяционно-генетический метод изучения генетики человека. Законы биологии в человеческих популяциях. Биологическая равноценность человеческих рас.

10. Биологическое и социальное в человеке. Наследуются ли способности? Можно ли создать «сверхчеловека»? Евгеника. Действует ли естественный отбор в человеческом обществе.

11. Этические проблемы генетики. Генная инженерия. Коррекция пола. Пересадка органов. Клонирование. Уродства. Генетика и криминалистика.

Тематическое планирование.

занятия

ТЕМА

Форма занятия.

Методы.

дата

1

Краткая история генетики человека.


Лекция с элементами беседы


2

Менделирующие признаки.

Решение генетических задач. Составление и анализ родословных.


3

Методы изучения генетики человека.

Лекция с элементами беседы


4

Генеалогический метод.

Составление и анализ родословных.


5

Аутосомно-доминантное наследование. Полное доминирование.

Решение генетических задач. Анализ родословных.


6

Аутосомно-рецессивное наследование

Решение генетических задач. Анализ родословных.


7

Биохимический метод изучения генетики человека

Решение генетических задач. Анализ родословных.


8-9

Промежуточное наследование признаков. Неполное доминирование признаков у человека.

Решение генетических задач.


10

Кодоминирование.


Решение генетических задач.


11

Полигенные признаки. Полимерия.


Решение генетических задач.


12-13

Сцепление генов. Карты хромосом у человека.

Решение генетических задач.


14

Истоки и перспективы международной программы «Геном человека»

Лекция


15

Мужские и женские хромосомы. Генетический код.

Лекция с элементами беседы


16

Наследование генов, сцепленных с полом.

Решение генетических задач. Составление и анализ родословных.


17

Цитогенетический метод изучения генетики человека. Хромосомные заболевания.

Лекция с элементами беседы

Решение генетических задач.


18

Генетические последствия загрязнения окружающей среды.

Лекция с элементами беседы


19

Медико-генетическое консультирование

Лекция с элементами беседы


20

Популяционно-генетический метод изучения генетики человека.

Лекция с элементами беседы


21

Закон Харди - Вайнберга в человеческих популяциях.

Лекция с элементами беседы

Решение генетических задач.


22

Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

Беседа


23

Биологическое и социальное в человеке.

Лекция с элементами беседы


24

Человек – общественное животное.


Дискуссия


25

Наследуются ли способности?

Дискуссия


26

Евгеника. Действует ли естественный отбор в человеческом обществе?

Беседа, Дискуссия


27

Роль среды в развитии личности.

Пр.Р. «Наследственность и влияние среды на рост человека»


28

Этические проблемы генетики.


Дискуссия, беседа


29

Генная инженерия.


Лекция с элементами беседы


30

Коррекция пола. Пересадка органов.


Лекция с элементами беседы


31

Клонирование: За и против.


Дискуссия


32

Генетика и криминалистика.


Лекция с элементами беседы


33-34

Подведение итогов.


Тестирование. Беседа.




Литература:

1. Киселева З.М., Мягкова А.Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов. М.: Просвещение, 1983

2. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция (теория, задания, ответы). Саратов: издательство «Лицей», 2005

3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. Саратов: издательство «Лицей», 2005

4. Общая  биология . Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением  биологии  в школе под редакцией Шумного В.К., Дымшица Г.М., Рувинского А.О.

5.  Элективные   курсы   по   биологии  (9 -11 классы). Чебоксары, 2006

6. Пименова И.Н., Пименов А.В. Лекции по общей биологии (учебное пособие). Саратов: издательство «Лицей»

7. Бобылева Н.А., Булатова Е.Е. Задачи по общей и медицинской генетике (с решениями). Нижний Новгород. Нижегородская государственная медицинская академия, 2000





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный учебный предмет "Актуальные проблемы курса биологии"

Автор: ЯКОВЛЕВА ОКСАНА МИХАЙЛОВНА

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства