ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
Цель: познакомить учащихся с наукой генетикой; значением для практики, для развития медицины. Сформировать представление об основных генетических понятиях.
Задачи:
- обучающие: формирование представления у учащихся о понятиях «ген», «генотип», «фенотип» и их свойствах; сформировать знания о сущности процессов наследственности и изменчивости;
- развивающие: развитие приемов логического мышления, внимания, развивать познавательный интерес к науке;
- воспитательные: воспитание здорового образа жизни, внимательности, привитие интереса к изучению предмета через применение различных форм овладения знаниями.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, в группах, самостоятельная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Общая биология 9 класс» автор И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
Н.М. Чернова
Ι.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой главы.
Прежде чем начнем изучение новой главы, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Онтогенез - индивидуальное развитие организмов, в результате которого реализуется его наследственная информация)
Прошу обратить ваше внимание на доску. (Лица детей и их родителей вперемешку)
Задание: определите пары, по какому принципу вы это сделали?; что вам помогло?;
Какой вывод из этого мы можем сделать? (Признаки и особенности дети наследуют от родителей) может быть, кто-то из вас знает, как называется наука, которая изучает наследственность? (Генетика) как вы думаете для чего нужно изучать эту науку? (наука увлекательная, загадочная, захватывающая и помогает выяснить причины заболеваний, вывести более полезные сорта растений, породы животных)
Как вы думаете, чем же мы будем сегодня заниматься? (познакомимся с наукой генетикой, узнаем, что она изучает, изучим новые термины)
Открываем тетради, записываем тему урока «История развития генетики. Основные понятия генетики.
Работать сегодня будем по блокам в группах: 1. Из истории развития генетики.
2. наследственность организмов
3. генотип и фенотип
4. изменчивость организмов
5. проверь свои знания
ΙΙ.Работа над новым материалом.
Блок 1. Генетика как наука. Из истории генетики.
Цели: познакомиться с историей развития генетики и значением генетики в современной науке и отраслях деятельности человека
Дома вам нужно было найти в словарях понятие слова - генетика. Какие определения вы подготовили? (запись в тетрадь: генетика – от греческого генезис – «происхождение» - наука изучающая наследственность изменчивость организмов, а так же механизмы управления этими процессами.)
А с историей развития генетики, нас познакомят Варя и Жанна, слушая, сообщение назовите закономерности наследования признаков, которые выделил Мендель. Мы с вами выполняем лингвистическую работу, которая содержится в кимах гиа.
1.В тексте на стр. 62 найдите сведения о значении генетики, запишите в маршрутных листах:
а) теоретическая основа …… ; б) диагностика ….. заболеваний; в) ….. генетика изучает влияние среды на наследственность.
Вывод: генетика является теоретической основой селекции, диагностирует наследственные заболевания, экологическая генетика изучает влияние среды на наследственность.
Блок 2. Наследственность организмов.
Цели: узнать о свойстве организма – наследственности, биохимических основах наследственности.
1.Внимательно прочтите текст § 18 на стр.63. В тетрадь запишите понятие: наследственность.
2.На стр.64 найдите второй абзац. С помощью текста учебника в тетради поясните значение нового термина – аллель.
3.Прочтите абзацы 3 и 4 на стр. 64. В тетради запишите значение понятий гетерозиготный организм и гомозиготный организм. Какое значение имеет гетерозиготность организмов в природе?
- Дать определение гена на стр. 64.
Блок 3. Генотип и фенотип.
Цели. Понять значение терминов «генотип», «фенотип», «норма реакции».
Прочитайте раздел «Генотип и фенотип». В тетради напишите краткое сообщение (3-4 предложения), характеризующее и объединяющее понятия – генотип, фенотип, норма реакции.
Блок 4. Изменчивость организмов.
Цель: выяснить сущность изменчивости и понять значение изменчивости в меняющихся условиях нашей планеты.
1.Прочитайте первый абзац раздела «Изменчивость организма» стр. 65. В маршрутных листах письменно ответьте на следующие вопросы: что оказывает влияние на организм в его среде обитания? Что может измениться в организме при этом?
2.Напишите в маршрутных листах, что понимается под термином «изменчивость»?
3.Прочитайте три последних абзаца § 18.Сравните понятия наследственности и изменчивости.
(если генетически человек здоров, то может ли окружающая среда повлиять на состояние человека)
ΙΙΙ. Закрепление.
Блок 5. Проверь свои знания
Цель: проверить знание новой темы.
Выполните упражнение 3 на стр.65
ΙV. Итог. Оценка работы в группах.
V. Д.з. §18, творческое задание подготовить сообщения о значении генетики в современном обществе.
Рефлексия «В маршрутном листе – 5 блоков (раскрасить в зависимости от сложности: сложный – красный; средний – желтый; легкий – зеленый.
Просмотр содержимого документа
«задания группам»
Группа №1
Блок 1. Генетика как наука. Из истории генетики.
Цели: познакомиться с историей развития генетики и значением генетики в современной науке и отраслях деятельности человека
Дома вам нужно было найти в словарях понятие слова - генетика. Какие определения вы подготовили? (запись в тетрадь: генетика – от греческого генезис – «происхождение» - наука изучающая наследственность изменчивость организмов, а так же механизмы управления этими процессами.)
А с историей развития генетики, нас познакомят Варя и Жанна.
1.Слушая, сообщение назовите закономерности наследования признаков, которые выделил Мендель.
Мы с вами выполняем лингвистическую работу, которая содержится в кимах гиа.
В тексте на стр. 62 найдите сведения о значении генетики, запишите в маршрутных листах:
а) теоретическая основа …… ; б) диагностика ….. заболеваний; в) ….. генетика изучает влияние среды на наследственность
________________________________________________________________
Блок 2. Наследственность организмов.
Цели: узнать о свойстве организма – наследственности, биохимических основах наследственности.
Внимательно прочтите текст § 18 на стр.63. В тетрадь запишите понятие: наследственность.
На стр.64 найдите второй абзац. С помощью текста учебника в тетради поясните значение нового термина – аллель.
Прочтите абзацы 3 и 4 на стр. 64. В тетради запишите значение понятий гетерозиготный организм и гомозиготный организм. Какое значение имеет гетерозиготность организмов в природе?
Дать определение гена на стр. 64.
Блок 5. Проверь свои знания
Цель: проверить знание новой темы.
Выполните упражнение 3 на стр.65
Исключите в предложениях слова, искажающие правильность утверждений.
Ген как наследственный фактор и дискретная единица генетической информации локализован в хромосомах органоидов.
Генотип – это единая система всех хромосом и генетических элементов данной клетки или организма.
Пределы нормы реакции определяются генотипом и фенотипом.
Фенотипом называют совокупность признаков.
Просмотр содержимого документа
«из истории генетики»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Конспект открытого урока в 9 классе
Тема:
«Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.»
Подготовил учитель
биологии МКОУ «ИСОШ»
Адаменко И.П.
2013 уч.год.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
Цель: познакомить учащихся с наукой генетикой; значением для практики, для развития медицины. Сформировать представление об основных генетических понятиях.
Задачи:
- обучающие: формирование представления у учащихся о понятиях «ген», «генотип», «фенотип» и их свойствах; сформировать знания о сущности процессов наследственности и изменчивости;
- развивающие: развитие приемов логического мышления, внимания, развивать познавательный интерес к науке;
- воспитательные: воспитание здорового образа жизни, внимательности, привитие интереса к изучению предмета через применение различных форм овладения знаниями.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, в группах, самостоятельная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Общая биология 9 класс» автор И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
Н.М. Чернова
Ι.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой главы.
Прежде чем начнем изучение новой главы, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Онтогенез - индивидуальное развитие организмов, в результате которого реализуется его наследственная информация)
Прошу обратить ваше внимание на доску. (Лица детей и их родителей вперемешку)
Задание: определите пары, по какому принципу вы это сделали?; что вам помогло?;
Какой вывод из этого мы можем сделать? (Признаки и особенности дети наследуют от родителей) может быть, кто-то из вас знает, как называется наука, которая изучает наследственность? (Генетика) как вы думаете для чего нужно изучать эту науку? (наука увлекательная, загадочная, захватывающая и помогает выяснить причины заболеваний, вывести более полезные сорта растений, породы животных)
Как вы думаете, чем же мы будем сегодня заниматься? (познакомимся с наукой генетикой, узнаем, что она изучает, изучим новые термины)
Открываем тетради, записываем тему урока «История развития генетики. Основные понятия генетики.
Работать сегодня будем по блокам в группах: 1. Из истории развития генетики.
2. наследственность организмов
3. генотип и фенотип
4. изменчивость организмов
5. проверь свои знания
ΙΙ.Работа над новым материалом.
Блок 1. Генетика как наука. Из истории генетики.
Цели: познакомиться с историей развития генетики и значением генетики в современной науке и отраслях деятельности человека
Дома вам нужно было найти в словарях понятие слова - генетика. Какие определения вы подготовили? (запись в тетрадь: генетика – от греческого генезис – «происхождение» - наука изучающая наследственность изменчивость организмов, а так же механизмы управления этими процессами.)
А с историей развития генетики, нас познакомят Варя и Жанна, слушая, сообщение назовите закономерности наследования признаков, которые выделил Мендель. Мы с вами выполняем лингвистическую работу, которая содержится в кимах гиа.
В тексте на стр. 62 найдите сведения о значении генетики, запишите в маршрутных листах:
а) теоретическая основа …… ; б) диагностика ….. заболеваний; в) ….. генетика изучает влияние среды на наследственность.
Вывод: генетика является теоретической основой селекции, диагностирует наследственные заболевания, экологическая генетика изучает влияние среды на наследственность.
Блок 2. Наследственность организмов.
Цели: узнать о свойстве организма – наследственности, биохимических основах наследственности.
Внимательно прочтите текст § 18 на стр.63. В тетрадь запишите понятие: наследственность.
На стр.64 найдите второй абзац. С помощью текста учебника в тетради поясните значение нового термина – аллель.
Прочтите абзацы 3 и 4 на стр. 64. В тетради запишите значение понятий гетерозиготный организм и гомозиготный организм. Какое значение имеет гетерозиготность организмов в природе?
Дать определение гена на стр. 64.
Блок 3. Генотип и фенотип.
Цели. Понять значение терминов «генотип», «фенотип», «норма реакции».
Прочитайте раздел «Генотип и фенотип». В тетради напишите краткое сообщение (3-4 предложения), характеризующее и объединяющее понятия – генотип, фенотип, норма реакции.
Блок 4. Изменчивость организмов.
Цель: выяснить сущность изменчивости и понять значение изменчивости в меняющихся условиях нашей планеты.
Прочитайте первый абзац раздела «Изменчивость организма» стр. 65. В маршрутных листах письменно ответьте на следующие вопросы: что оказывает влияние на организм в его среде обитания? Что может измениться в организме при этом?
Напишите в маршрутных листах, что понимается под термином «изменчивость»?
Прочитайте три последних абзаца § 18.Сравните понятия наследственности и изменчивости.
(если генетически человек здоров, то может ли окружающая среда повлиять на состояние человека)
ΙΙΙ. Закрепление.
Блок 5. Проверь свои знания
Цель: проверить знание новой темы.
Выполните упражнение 3 на стр.65
ΙV. Итог. Оценка работы в группах.
V. Д.з. §18, творческое задание подготовить сообщения о значении генетики в современном обществе.
Рефлексия «В маршрутном листе – 5 блоков (раскрасить в зависимости от сложности: сложный – красный; средний – желтый; легкий – зеленый.
Просмотр содержимого документа
«марш. лист»
Маршрутный лист ученика (цы) 9 кл ___________________________________
Блок№1. Блок 1. Генетика как наука. Из истории генетики.
Цель: познакомиться с историей развития генетики и значением генетики в современной науке и отраслях деятельности человека
В тексте на стр. 62 найдите сведения о значении генетики, запишите в маршрутных листах:
а) теоретическая основа …… ; б) диагностика ….. заболеваний;
в) ….. генетика изучает влияние среды на наследственность.
__________________________________________________________________________
Блок 2. Наследственность организмов.
Цели: узнать о свойстве организма – наследственности, биохимических основах наследственности.
Наследственность - …
Аллель –
гетерозиготный организм
гомозиготный организм.
Какое значение имеет гетерозиготность организмов в природе?
Дать определение гена
__________________________________________________________________________
Блок 3. Генотип и фенотип.
Цели. Понять значение терминов «генотип», «фенотип». «норма реакции».
Генотип –
Фенотип-
Норма реакции –
Блок 4. Изменчивость организмов.
Цель: выяснить сущность изменчивости и понять значение изменчивости в меняющихся условиях нашей планеты.
На организм в его среде обитания влияют ….
В организме при этом могут измениться ….
Изменчивость –
Сравните понятия:
Наследственность
изменчивость
__________________________________________________________________________
Блок 5. Проверь свои знания
Цель: проверить знание новой темы.
Выполните упражнение 3 на стр.65
Исключите в предложениях слова, искажающие правильность утверждений.
Ген как наследственный фактор и дискретная единица генетической информации локализован в хромосомах органоидов.
Генотип – это единая система всех хромосом и генетических элементов данной клетки или организма.
Пределы нормы реакции определяются генотипом и фенотипом.
Фенотипом называют совокупность признаков.
Итоговая оценка:
Просмотр содержимого презентации
«история развития генетики»
История развития генетики.
Генетика (греч. genesis - «происхождение»)- так называется наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов, а также механизмы управления этими процессами.
Ещё в древние времена люди понимали, что растения, животные, да и человек наследуют какие-то признаки от родителей. Причём определённые «родовые» признаки передавались неизменными из поколения в поколение .
Старинные китайские рукописи свидетельствуют, например, что 6000 лет назад создавались различные сорта риса путём скрещивания и отбора. Археологические находки подтверждают, что египтяне культивировали урожайные сорта пшеницы. Среди вавилонских памятников письменности в Двуречье найдена каменная таблица, относящаяся к 6 тысячелетию до н. э., на которой записаны данные о наследовании формы головы и гривы в пяти поколениях лошадей.
Начало генетических исследований
- Однако только в 19 и начале 20 в., когда были накоплены знания о жизни клетки, учёные приступили к исследованию феномена наследственности. Первый научный труд по изучению наследственности был выполнен чешским учёным и монахом Г. Менделем. В 1865 г. В статье «Опыты над растительными гибридами» он сформулировал закономерности наследования признаков, заложившие основание науки генетики. Мендель показал, что наследственные черты не являются «слитными», как это считалось ранее, а передаются от родителей потомкам в виде дискретных (отдельных) единиц, которые он назвал факторами. Эти единицы, представленные у особей парами, не сливаются вместе, а остаются дискретными и передаются потомкам в мужских и женских половых клетках по одной единицы из пары.
- В 1909 г. Наследственные единицы были названы датским учёным В. Иогансеном генами. В начале 20 в. Американский эмбриолог и генетик Т. Морган установил экспериментально, что гены находятся в хромосомах и располагаются там линейно. С тех пор концепция гена является центральной в генетике.
Видную роль в развитии генетики в первой половине 20 в. сыграли наши отечественные учёные. А. С. Серебровский, исследуя генетику животных, показал сложную структуру гена, ввел в науку термин «генофонд». Учение о наследственности и изменчивости обогатили труды Н. И. Вавилова, сформулировавшего в 1920г. закон гомологических рядов наследственности и изменчивости, что обеспечивало тесную связь генетики с эволюционным учением. Ю. А. Филипченко провёл многочисленные эксперименты по генетическому анализу растений, разработал методы исследования изменчивости и наследственности. Значительный вклад в развитие генетики внесли также Г. Д. Карпеченко, Н. К. Кольцов, С. С. Четвериков и другие исследователи.
Биохимические основы генетики были заложены в 40-х гг. 20 в. Учёными была доказана роль молекул нуклеиновых кислот в передаче наследственной информации, что обусловило рождение молекулярной генетики. Расшифровка структуры молекулу ДНК, опубликованная в 1953 г., показала тесную связь этого химического соединения с наследственной информацией в генах.
Достижения в области молекулярной генетики привели к созданию новой отрасли биологической науки- генной инженерии, которая позволяет, манипулируя индивидуальными генами, получать в пробирке новые сочетания генов в хромосоме. Генная инженерия широка вошла в практику сельского хозяйства и биотехнологию.
Генетика представляет собой теоретическую основу селекции растений, животных и микроорганизмов, т. е. создания организмов с нужными человеку свойствами.
Исследования ученых-генетиков привели к пониманию того факта, что наряду с инфекционными болезнями существует много различных наследственных заболеваний.
Негативные изменения окружающей среды вызвали много нарушений в генетической сфере живых организмов, увеличив вероятность наследственных заболеваний у человека. Для решения многих проблем, связанных с этой тревожной тенденцией, и обеспечения генетической безопасности человека потребовались целенаправленные исследования и объединение усилий учёных- экологов и генетиков. Так возникло новое важное направление в науке- экологическая генетика, обеспечившая развитие службы генетической безопасности.
Презентацию подготовили: Журавлева Варвара,
Жванова Жанна