kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Органы кровообращения

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок биологии 8 класс. Тема урока Органы кровообращения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Органы кровообращения»

Органы кровообращения.

Цель: изучить особенности строения органов кровообращения человека; охарактеризовать значение кровообращения для организма; продолжить формирование умений работать с источником.

Задачи:

  1. Повторение, закрепление и учет знаний по пройденному материалу. Овладение способами деятельности в новых условиях.

  2. Привитие навыка самоконтроля. Воспитание собранности, сосредоточенности, умения работать в группе, сотрудничества со сверстниками; осуществление сравнения данных исследования участников других групп

  3. Развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), логического мышления. Формирование стремления к сохранению и укреплению здоровья.

Тип урока: комбинированный с элементами исследования.

Методы урока: частично поисковый, решение проблемы в форме беседы.

Форма работы: групповая, фронтальный опрос.

Оборудование: учебник, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.



Ход урока:

1.Организационный момент.

Обучающиеся рассаживаются в произвольной форме. Учитель раздает смайлики с номерами 1,2,3 (деление на группы). После чего обучающиеся собираются в группы.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке, эмоциональный настрой на работу:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.



2. Введение. Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Наш кабинет является научной лабораторией, а вы – юные исследователи. Я – ваш научный руководитель.

Эпиграфом нашего урока являются слова Бориса Васильева:

«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

Разобраться сегодня в новой теме нам помогут знания, умение думать самому и слушать мнение других, работать с учебником, сравнивать, выделять главное, исследовать, проектировать, делать выводы.

3. Повторение. 

Перед тем как мы приступим к изучению нового материала. Мы проверим наши знания. Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке.( Ответы обучающихся/ мы говорили об иммунитете, группах крови, заболеваниях СПИДе)Молодцы!!! сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов. Перед вами лежат листы контроля (с которыми вы будете работать в течение всего урока)

Вопросы задаются поочередно каждой группе:

1)Что такое иммунитет?

2) Какие клетки отвечают за иммунитет? 

3)Какие бывают виды иммунитета?

4)Назовите заслуги Луи Пастера?

5)Что такое СПИД? 

6)Какие группы крови существуют?

7)Какая группа крови самая распространенная, почему?

8) Какая группа крови самая редкая , почему?

9)Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор?

9)Что такое агглютинация?

10)Врожденный иммунитет?

11)Как называется человек , который отдает свою кровь для переливания?

12) Для чего делают прививки?

(Каждая группа подводит итог)

3. Изучение нового материла.

Учитель: Для того что бы узнать тему нашего урока вы должны отгадать ребусы:

Задание №1. У вас на столах лежат карточки с ребусами. Что бы узнать тему нашего урока вы должны отгадать эти ребусы (3 мин) (за каждый правильный ответ 5 баллов)



Орган, движущий кровь

Ответ: сердце







Мельчайшие сосуды

Ответ: капилляры







По ним кровь течёт к жабрам

Ответ: артерии



Крупный сосуд

Ответ: аорта



(ответы каждой группы, которые дают возможность узнать тему урока.

Молодцы!!!

Тема: Органы Кровообращения.

Теперь каждая группа самостоятельно определяет цели и задачи урока

1 группа цель

2,3, 4 группа задачи

(каждая группа озвучивает, вывешивает свои цели и задачи урока)

Молодцы !!! Хорошо справились со своим заданием.

Следующее задание:

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет покоя,

До ему всего есть дело.

В группе составить кластер на тему «Сердце» пользуясь учебником и дополнительным материалом)

(1 группа

  1. Строение сердца. Сердце – это полый мышечный орган, имеющий форму конуса расположенный в левой части грудной полости на уровне второго – пятого ребер. Находится в околосердечной сумке, в которой содержится небольшое количество жидкости. Она увлажняет поверхность сердца и уменьшает трение во время его сокращений. Масса сердца взрослого человека 250– 300 грамм. 



  1. Его стенка состоит из трех слоев. 1 слой эпикард – околосердечная сумка покрывает сердце снаружи состоящее из плотной соединительной ткани. Функция – защита сердца и уменьшает трение сердца во время сокращений путем выделения особой жидкости – смазки. 2 слой Сердечная мышца миокард – средний наиболее толстый состоит из поперечнополосатой мышечной ткани. 3 слой эндокард – внутренний слой состоит из тонких плоских клеток эпителиальной ткани.



  1. Сердце у человека четырехкамерное: делится на правую и левую части перегородкой. В правой части кровь венозная, в левой артериальная. Каждая из половин состоит из двух отделов. Двух предсердий и двух желудочков. Верхние отделы: правый и левое предсердие, нижний отдел: правый и левый желудочек.



  1. Разделение предсердий и желудочков обеспечивают створчатые клапаны (правый трехстворчатый и левый двухстворчатый или митральный). Клапаны прикреплены к стенкам желудочков сухожилиями. Они открываются только в одну сторону в сторону желудочков, при выталкивании крови из предсердий в желудочки. При сокращении желудочков клапаны закрываются, и кровь выталкивается в сосуды (артерии). Створчатые клапаны способствуют оттоку крови только в одном направлении. Полулунные клапаны - расположены между сердцем и сосудами, они препятствуют обратному току крови.)



? Таким образом, мы поняли что?

Дети отвечают: Что кровь

Дети отвечают: Что кровь течет из предсердий в желудочки, а из желудочков в артерии.



Кровеносные сосуды.

? Почему у них такое название?

3 вида сосудов: артерии вены и капилляры.

1 группа .Артерии - сосуды несущие кровь от сердца к органам. Артерии несут артериальную кровь, которая обогащена кислородом, лишь легочная артерия несет венозную кровь к легким. Артериальная кровь имеет алый цвет.

Их стенки имеют 3 слоя. 1 наружный придает сосудам прочность, эластичность, способствует их расширению и сужению. Средний слоя состоит из гладких мышечных волокон, сокращаясь и расслабляясь, они регулируют диаметр просвета сосудов. 3слой внутренний или эндотелий состоит из клеток.

2 группа. Самая крупная артерии в организме человека - аорта именно с нее начинается движение насыщенной кислородом крови. Она начинается с левого желудочка и разветвляется на артерии. Артерии по мере отдаления от сердца превращаются в артериолы, которые затем переходят в капилляры.

3 группа.  Капилляры самые тонкие кровеносные сосуды. Они образуют разветвленную сеть, пронизывающие все органы нашего тела.

Стенки их состоят одного слоя плоских клеток. Через них легко проникают различные вещества (кислород углекислый газ) из крови в ткани, а из тканей в кровь. А почему легко проникают??

(Капилляры сосуды осуществляющие газообмен и обмен веществ).

Самая густая сеть капилляров находится в мышцах. Число капилляров у человека 2 млрд. Перемещаясь по капиллярам артериальная кровь превращается в венозную и поступает в вены. Венозные концы капилляров просачиваясь образуют венулы, а венулы уже и переходят в вены.

4 группа. Вены это более крупные сосуды, по которым кровь отекает от органов и тканей к сердцу. Венозная кровь обогащена углекислым газом. Венозная кровь более темная с синим оттенком. Стенки вен состоят, так же как и артерий из 3 слоев. Кровь по венам передвигается значительно медленнее, чем по артериям. Особенность вен является наличие внутри клапанов – кармовидные клапаны. Которые препятствуют обратному току крови, чтобы кровь двигалась только по направлению к сердцу. Наиболее крупными венами являются верхняя полая и нижняя полая вена за единицу времени от них к сердцу протекает столько же крови, сколько выбрасывается сердцем в аорту.



Учитель: Следовательно, нам природа дала самый совершенный и эффективный тип кровеносной системы. Наша задача в течение жизни сохранить и сберечь свое здоровье, главное условие долголетия и главное богатство человека.

Как вы считаете «Чем можно объяснить большую работоспособность сердца?»

(В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжена кровью: масса тела составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идет в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце; благодаря сложным смыканием поперечнополосатых клеток сердечная мышца сокращается не отдельными пучками, а сразу вся: сначала у предсердий, а затем у желудочков.)

ВЫВОД. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

  • Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нём.

  • Усиленным снабжением его мышц кровью.

  • Строгим ритмом его деятельности.



Решите задачу:

Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?

Решение.70 х 45 = 3150 раз сократится сердце за урок.

3150 х 150 = 472500 см3 = 472, 5 л крови будет перекачено за урок.

472,5 х 2 = 945 л крови будет перекачено за два урока.

472,5 х 3 = 1417,5 л крови будет перекачено за три урока.

472,5 х 6 =2835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.



Обобщение учащихся:

  1. Закрепление:

Артерии – это сосуды, которые несут кровь от (А). Самая крупная из них называется (Б). Крупные артерии распадаются на более мелкие, а мелкие ветвятся и образуют сеть (В). Мельчайшие кровеносные сосуды – (Г), в 50 раз тоньше человеческого волоса. Капилляры собираются в (Д).

Вены – это сосуды, по которым кровь движется к (Е).

  • 1) вены

  • 2)аортой

  • 3)сердца

  • 4) капилляры

  • 5) сердцу

  • 6) капилляров

А

Б

В

Г

Д

Е

3

2

6

4

1

5




Закончи предложение:

1.Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов.

2.Движение крови называется кровообращением.

3.Различают большой и малый (легочный) круги кровообращения.

4.В организме человека имеются сосуды: артерии, вены, капилляры.

5.В капиллярах происходит обмен веществ и газообмен.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Лестница успеха.


Учитель: Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Работа каждого из вас заслуживает высокой оценки. Хочется пожелать, чтобы ваши сердца всегда были наполнены добротой и любовью, чутко относились к окружающим, щадили сердца своих близких и конечно свое сердце!



Домашнее задание: §34 стр.130-134, рисунок



















































«Утверждаю»

И.о. директора школы:

__________Г.Л. Долбешкина Г.Л.















ОТКРЫТЫЙ УРОК

НА ТЕМУ:

«ОРГАНЫ КРОВООБРЩЕНИЯ»

















Подготовила и провела:

Долбешкина Г.Л.











2017-2018 уч. год





Орган, движущий кровь



Мельчайшие сосуды







По ним кровь течёт к жабрам





Крупный сосуд





































Строение сердца. Сердце – это полый мышечный орган, имеющий форму конуса расположенный в левой части грудной полости на уровне второго – пятого ребер. Находится в околосердечной сумке, в которой содержится небольшое количество жидкости. Она увлажняет поверхность сердца и уменьшает трение во время его сокращений. Масса сердца взрослого человека 250– 300 грамм. 





Его стенка состоит из трех слоев. 1 слой эпикард – околосердечная сумка покрывает сердце снаружи состоящее из плотной соединительной ткани. Функция – защита сердца и уменьшает трение сердца во время сокращений путем выделения особой жидкости – смазки. 2 слой Сердечная мышца миокард – средний наиболее толстый состоит из поперечнополосатой мышечной ткани. 3 слой эндокард – внутренний слой состоит из тонких плоских клеток эпителиальной ткани.





Сердце у человека четырехкамерное: делится на правую и левую части перегородкой. В правой части кровь венозная, в левой артериальная. Каждая из половин состоит из двух отделов. Двух предсердий и двух желудочков. Верхние отделы: правый и левое предсердие, нижний отдел: правый и левый желудочек.



Разделение предсердий и желудочков обеспечивают створчатые клапаны (правый трехстворчатый и левый двухстворчатый или митральный). Клапаны прикреплены к стенкам желудочков сухожилиями. Они открываются только в одну сторону в сторону желудочков, при выталкивании крови из предсердий в желудочки. При сокращении желудочков клапаны закрываются, и кровь выталкивается в сосуды (артерии). Створчатые клапаны способствуют оттоку крови только в одном направлении. Полулунные клапаны - расположены между сердцем и сосудами, они препятствуют обратному току крови.)







1 группа .Артерии - сосуды несущие кровь от сердца к органам. Артерии несут артериальную кровь, которая обогащена кислородом, лишь легочная артерия несет венозную кровь к легким. Артериальная кровь имеет алый цвет.

Их стенки имеют 3 слоя. 1 наружный придает сосудам прочность, эластичность, способствует их расширению и сужению. Средний слоя состоит из гладких мышечных волокон, сокращаясь и расслабляясь, они регулируют диаметр просвета сосудов. 3слой внутренний или эндотелий состоит из клеток.



2 группа. Самая крупная артерии в организме человека - аорта именно с нее начинается движение насыщенной кислородом крови. Она начинается с левого желудочка и разветвляется на артерии. Артерии по мере отдаления от сердца превращаются в артериолы, которые затем переходят в капилляры.



3 группа.  Капилляры самые тонкие кровеносные сосуды. Они образуют разветвленную сеть, пронизывающие все органы нашего тела.

Стенки их состоят одного слоя плоских клеток. Через них легко проникают различные вещества (кислород углекислый газ) из крови в ткани, а из тканей в кровь. А почему легко проникают??

(Капилляры сосуды осуществляющие газообмен и обмен веществ).

Самая густая сеть капилляров находится в мышцах. Число капилляров у человека 2 млрд. Перемещаясь по капиллярам артериальная кровь превращается в венозную и поступает в вены. Венозные концы капилляров просачиваясь образуют венулы, а венулы уже и переходят в вены.



4 группа. Вены это более крупные сосуды, по которым кровь отекает от органов и тканей к сердцу. Венозная кровь обогащена углекислым газом. Венозная кровь более темная с синим оттенком. Стенки вен состоят, так же как и артерий из 3 слоев. Кровь по венам передвигается значительно медленнее, чем по артериям. Особенность вен является наличие внутри клапанов – кармовидные клапаны. Которые препятствуют обратному току крови, чтобы кровь двигалась только по направлению к сердцу. Наиболее крупными венами являются верхняя полая и нижняя полая вена



за единицу времени от них к сердцу протекает столько же крови, сколько выбрасывается сердцем в аорту.













































































МОЕ





(В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжена кровью: масса тела составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идет в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце; благодаря сложным смыканием поперечнополосатых клеток сердечная мышца сокращается не отдельными пучками, а сразу вся: сначала у предсердий, а затем у желудочков.)











































КОМАНДА __________________________

Задание №1 

















Задание №2

РЕБУСЫ








Задание №3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ






Задание №4

КЛАСТЕР «СЕРДЦЕ»










Задание №5

РЕШИТЬ ЗАДАЧУ






ЗАКРЕПЛЕНИЕ









Задание № 3 Закончите предложения. Работа в парах











ИТОГ_______________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Органы кровообращения

Автор: Долбешкина Галина Леонидовна

Дата: 04.02.2018

Номер свидетельства: 454722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок "Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сердечный цикл" "
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytyi-urok-orghany-krovoobrashchieniia-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-sierdiechnyi-tsikl"
    ["file_id"] => string(6) "142391"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418289925"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "урок-кейс по биологии "Органы кровообращения""
    ["seo_title"] => string(46) "urokkieispobiologhiiorghanykrovoobrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "281313"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453493307"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок познания мира " Органы кровообращения".  в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-poznaniia-mira-orghany-krovoobrashchieniia-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "170536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423568056"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "План-конспект урока с использованием ЭОР  "Органы кровообращения" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "plan-konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-eor-orghany-krovoobrashchieniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418227586"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Познание на тему "Органы кровообращения. Сердце и его основная функция" "
    ["seo_title"] => string(84) "poznaniie-na-tiemu-orghany-krovoobrashchieniia-sierdtsie-i-iegho-osnovnaia-funktsiia"
    ["file_id"] => string(6) "238503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444577125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства