Цель: Закрепление знаний по кровеносной системе организма человека.
Задачи:
Общеобразовательные:
- закрепить знания об органах кровообращения о значении, строении крови, кровеносных сосудах, о строении и работе сердца;
раскрыть связь органов кровообращения с его функциями;
изучить фазы сердечного цикла;
дать понятия об автоматизме сердца.
Коррекционно-развивающие:
активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; умение работать с источниками информации; умение вести монолог, диалог
Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения;
научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
воспитывать эстетическую культуру обучающихся.
Здоровьесберегающие:
формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.
Методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.
Тип урока: обобщения и систематизации (использование элементов различных технологий: самостоятельной работы, работы в группах, дифференцированный подход к учащимся, игровые моменты.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, программированный опрос, беседа.
Ход урока
План урока
Организационный момент.
Систематизация и обобщение знаний по органам кровообращения.
Работа в группах.
Программированные задания
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Звучит тихо музыка. На её фоне раздаётся «стук сердца» - 1 слайд.
К доске выходят Наука, Сила, Сердце, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука, не закрывая их, - впереди. В руках у разума книга (энциклопедия). Грудь силы украшают чемпионская лента и медали. Ученик, исполняющий роль сердца, одет в красное, а в руках – большой красочный рисунок сердца.
Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.
Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.
Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука. Уважаемая Сила, всё что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но и немало зла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Закрепление знаний по кровеносной системе организма человека. Задачи:
Общеобразовательные:
- закрепить знания об органах кровообращения о значении, строении крови, кровеносных сосудах, о строении и работе сердца;
раскрыть связь органов кровообращения с его функциями;
изучить фазы сердечного цикла;
дать понятия об автоматизме сердца.
Коррекционно-развивающие:
активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; умение работать с источниками информации; умение вести монолог, диалог
Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения;
научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
воспитывать эстетическую культуру обучающихся.
Здоровьесберегающие:
формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.
Методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.
Тип урока: обобщения и систематизации (использование элементов различных технологий: самостоятельной работы, работы в группах, дифференцированный подход к учащимся, игровые моменты..
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, программированный опрос, беседа.
Ход урока
План урока
Организационный момент.
Систематизация и обобщение знаний по органам кровообращения.
Работа в группах.
Программированные задания
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Звучит тихо музыка. На её фоне раздаётся «стук сердца» - 1 слайд.
К доске выходят Наука, Сила, Сердце, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука, не закрывая их, - впереди. В руках у разума книга (энциклопедия). Грудь силы украшают чемпионская лента и медали. Ученик, исполняющий роль сердца, одет в красное, а в руках – большой красочный рисунок сердца.
Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.
Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.
Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука. Уважаемая Сила, всё что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но и немало зла.
Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открывать людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.
Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недоброго удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.
Все берутся за руки, поднимают вверх.
Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы
Раздается звук « сердца» (воспроизводится на магнитофоне).
Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса «Сердце». Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово – красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой, Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего есть дело.
Учитель: Что такое сердце?Сердце непрерывно работает всю нашу жизнь. В чем же причина ее неутомимости? На этот вопрос и другие вопросы по кровеносной системе нам с вами предстоит ответить сегодня на уроке. II. Урок систематизации и обобщения по теме «Органы кровообращения.
Тема урока: Органы кровообращения. -2 слайд
Работа в группах: 3 группы.
Тест: Тема «Кровь».
1. Кровь образована:
а) эпителиальной тканью
б) соединительной тканью
в) железистой тканью
2. Кровь состоит:
а) из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов
б) из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов
в) из плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов
3. В каком из перечисленных органов образуются эритроциты и тромбоциты:
а) в печени
б) в красном мозге
в) в селезёнке
г) в лимфоузлах
д) в жёлтом костном мозге
4. Объём крови в теле человека в среднем:
а) около 5л
б) около 8л
в) около 4л
Ответ:1б,2б,3б,4а
1раунд
1Значение крови (таблички)
Доставляет кислород в органы и ткани
Разносит по всему организму питательные вещества
Забирает из органов и тканей углекислый газ.
Доставляет вредные и ненужные вещества к органам выделения
Клетки крови уничтожают болезнетворные бактерии
Поддерживают постоянную температуру тела.
2.Функции крови. (таблички)Из каких клеток состоит кровь?
1.Функции эритроцитов
2.Функции лейкоцитов
3. Функции тромбоцитов
4. Функции плазмы крови
3. Кровеносные сосуды. (таблички)
Какие вы знаете сосуды сердца?
По каким сосудам кровь течет к сердцу.
По каким сосудам кровь течет от сердца.
Что такое капилляры? Как происходит газообмен в капиллярах.
2.Расположение сердца. Форма –
внешнее и внутреннее строение сердца. Сердечный цикл.
Расположение, форма, величина сердца.- работа по учебнику
С особенностями его строения познакомимся в ходе групповой работы с учебником.
1-я группа: положение сердца в грудной полости. Почему сердце так называется? Размерысердца(отчет группы оформляется другими группами в виде краткого конспекта в тетрадь).
Примерный ответ: Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Размер – примерно с левый кулак человека. Название происходит от слова «середина».
2-я группа: строение сердца, определение правой и левой стороны (объяснение сопровождается заполнением таблицы в тетрадь)- 3 -4 слайды
правое предсердие
левое предсердие
трехстворчатый клапан
двухстворчатый
клапан
правый желудочек
левый желудочек
полулунные клапаны
полулунные клапаны
карточка
проверка на 5-6 слайде
правое предсердие
левое предсердие
трехстворчатый клапан
левый желудочек
полулунные клапаны
3 группа Сердечный цикл
Объяснение учителя.
Сердце – это удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни без остановки и ремонта.Какую огромную работу выполняет сердце, а ведь это мышечный орган. Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?
Работа сердца–7 слайд (фильм)
Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз.
Работа сердца состоит в выталкивании крови в артерии. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, клапаны открываются, кровь переходит в желудочки, клапаны закрываются, предсердия расслабляются, желудочки сокращаютсясистола желудочков, полулунные клапаны открыты, выталкивается кровь с большой силой в артерии, полулунные клапаны закрываются.
Затем наступает общее расслабление – диастола.
При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты,
при сокращении желудочков – створчатые клапаны -закрыты, а полулунные открыты.
Сердечный цикл состоит из 3 фаз:
I – сокращение предсердий,
II – сокращение желудочков,
III – общее расслабление.
8 - слайд
Отделы сердца
1-я фаза
2-я фаза
3-я фаза
Предсердия
Желудочки
3.Створчатые клапаны
4.Полулунные клапаны
Сокращаются
Расслаблены
Открыты
Закрыты
0,1
0,1
Расслаблены
Сокращаются
Закрыты
Открыты
0,3
0,3
Расслаблены
Расслаблены
Открыты
Закрыты
0,4
0,4
Вопросы по таблице классу:
1. Какова продолжительность всего сердечного цикла? 0,8 сек. 2.Сколько времени работают предсердия? 0,1 сек. 3.Сколько времени они отдыхают? 0,4 сек 4. Сколько времени работают желудочки? 0,3 сек. 5. Сколько времени они отдыхают? 0,5 сек. 6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.
Несложные расчеты показывают, что в течение суток сердце находится в состоянии сокращения около 8 часов, остальное время в состоянии расслабления, т.е. отдыхает.
Таким образом, сердце сокращается: 70-75 раз в минуту, 100 тыс. раз в сутки, 40 млн. в год.
Словарь:За работой сердца следят с помощью специального прибора. Электрокардиограмма, Кардиология- наука, которая изучает сердце, сердечно- сосудистую систему.
Врач, который занимается лечением сердца- кардиолог
Фронтальная беседа.
Вопрос:
- Сколько и какие камеры имеет сердце?
- Какие клапаны есть в сердце?
- Из каких слоев состоит стенка сердца?
- Какие фазы составляет сердечный цикл?
-Задание: используя модель сердца найти и показать: правую и левую стороны сердца, камеры сердца, клапаны, сосуды, выходящие из сердца и входящие в сердце
- Что такое пульс- это ритмические колебания стенок артерий называются пульсом.
Найти пульс, после упражнений приседаний 10 раз, еще раз просчитать свой пульс.
Затем 10 приседаний, сосчитать пульс. Запишите в тетрадь.
-Как вы думаете сердце натренированного или ненатренированного человека выбрасывает крови больше за односокращениесердца?
Работа по таблице
Значит нужно заниматься спортом и тренировать свое сердце, так как вы будете работать на производстве и со слабым сердцем будет трудно дальше жить.
Какие заболевания сердца вы знаете? Инфаркт миокарда, инсульт, гипертоническая болезнь. Давление нормальное 120 на 80. – 9- слайд
Соблюдать режим дня, правильно питаться, не курить, не употреблять алкоголь, не нервничать, чтобы избежать эти заболевания
Домашнее задание вам:
На уроке физкультуры перед разминкой сосчитать свой пульс, запомнить, и подсчитать после разминки, какое число получится, затем будем сравнивать показатели свои.
Пульс уменьшаться должен, но порция крови должна выбрасываться больше.
Послушайте внимательно отрывок из сказки КэролаДоннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.- 9 слайд
“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.
Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.
Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.
Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.
Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.
А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…” О каком процессе идет речь.
В данном отрывке речь идет о процессе большого круга кровообращения, о кровеносных сосудах по которым оно осуществляется.
Еще о каком круге кровообращения вы знаете? Откуда начинается малый круг кровообращения и где заканчивается.
Откуда начинается большой круг кровообращения и где заканчивается.
Итог урока
Учитель. Ребята! Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует каждый из вас?
Да, бьются ваши сердца. Такие как ваши левые кулачки.
- Иногда человеку говорят: «У него золотое сердце». Что значит золотое сердце?
- А слышали, как говорят? «Сердце болит, ноет». Вспомните, а болело ли оно у вас?
Наши сердца настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы соритесь – учащённо и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: ОСТАНОВИСЬ, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно.
А КАКИЕ У ВАС СЕРДЦА, КАКИМИ ВЫ ХОТИТЕ ВИДЕТЬ СВОИ СЕРДЦА?
Рефлексия – 10 слайд
Нарисуйте, напишите с помощью прилагательных и приклейте на контур сердца нашего 9 класса.