kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Органы кровообращения. Строение и функции сердца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по требованиям ФГОС. Можно использовать в качестве открытого урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Органы кровообращения. Строение и функции сердца.»

Урок 26

Тема. Органы кровообращения. Строение и функции сердца.

Цель:

  • сформировать знания учащихся об особенностях строения и работы сердца, о понятиях «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматизм сердца», «миокард», «сердечные клапаны»; научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

  • развивать универсальные учебные действия (УУД):

    • коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);

    • информационные (поиск нужной информации);

    • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);

    • здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).

  • формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм ЗОЖ.

  • воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.

  • формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Методы обучения:

  • словесный (беседа, рассказ);

  • наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами, муляжами);

  • практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).

  • частично-поисковый (эвристическая беседа);

  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).

  • сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)

  • стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);

  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Средства обучения: таблицы, схемы, компьютерная презентация, мультимедийная доска, проектор.

Тип урока: «открытие» нового знания

Ход урока

1. Мотивация (Организационный момент) (1-2 мин.)

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку; организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм;

создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.


2. Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Учитель ставит на стол «черный ящик» и рассказывает:

В одном из выпусков интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» перед знатоками поставили «черный ящик» и задали вопрос телезрителей: Греки считали его вместилищем духа. Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье. Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда. Что в черном ящике?

-А вы как думаете о чем идет речь?

- Действительно речь шла о сердце. Что вы знаете о сердце?

- Итак, тема урока: Строение и работа сердца. (запись темы в рабочую тетрадь)


3. Постановка учебной задачи (Создание проблемной ситуации) (4 мин.)

Создание для учеников проблемной ситуации.

- А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца? (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и т.д.)

А теперь проведем небольшой эксперимент.

1. Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.

2. Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может).

Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения.

- Как долго вы бы могли выполнять упражнение? Почему? Какое отличие вы заметили между работой мышц (скелетных мышц) и работой сердца?


Подводит к формулированию проблемного вопроса:

- Почему мышцы утомляются, а сердце может безостановочно работать в течение всей жизни?

- Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы? А каким образом мы можем получить эти знания?


Исходя из ответов учащихся формулируется цель урока: изучить особенности строения и работы сердца человека.


4. «Открытие» нового знания (9 мин.)

- Каким образом мы можем изучить строение сердца? (изучить материал учебника, спросить у учителя. Посмотреть учебный фильм)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки. видеофрагмент )


- Скажите, ребята, почему сердце так назвали?

Правильно, слово «сердце» от слова середина.


Учитель рассказывает, демонстрируя видеофрагмент.

Расположено сердце в грудной полости и чуть смещено в левую сторону. По форме сердце напоминает конус. Находится внутри околосердечной сумки (перикарда). Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость. При сокращениях сердца наружная оболочка скользит по внутренней поверхности околосердечной сумки. Жидкость внутри перикарда уменьшает трение скользящих поверхностей.

Сердце полый мышечный орган и в нем различают три слоя. Эпикард – наружный слой из соединительной ткани. Эндокард – внутренний слой сердца. Миокард – это сердечная мышца. Несколько слов о клапанах. В сердце и в кровеносных сосудах кровь всегда течет в одном направлении благодаря клапанам. В сердце два вида клапанов - створчатые и полулунные (в виде кармашков, напоминающих полумесяц).


- Работая в парах, найдите на муляжах камеры сердца, межжелудочковую перегородку и обозначьте их цифрами на рисунке в опорных листах урока.

1 – створчатые клапаны

2 – полулунные клапаны








- Найдите створчатые и полулунные клапаны на муляжах и соответствующими цифрами обозначьте их на рисунке.

- Какие части сердца остались не обозначенными? Используя рисунок учебника на Выполните задание до конца. (используя муляжи сердца составьте рассказ о строении сердца)

Проверка правильности выполненных заданий.


5. Первичное закрепление (Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания) (5 мин.)

- Теперь, зная строение сердца вернемся к нашему эксперименту. Мы выяснили, что сердце - это мышечный орган, следовательно как и любая мышца при продолжительной работе оно утомляется. И, чтобы восстановить свою работоспособность, что оно должно сделать? Правильно. Отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем. (физминутка).

-Отдохнули, а теперь чтобы узнать когда же отдыхает сердце. Что нам нужно сделать? (узнать как оно работает)

- Правильно.

Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек.

Посмотрим, что за это время успевает происходить в сердце.

Обратите внимание на рисунок. Что изображено на рисунке? (электрокардиограмма)

_ А кто знает, что то такое? На ней обозначены фазы сердечного цикла, используя материал учебника подпишите на кардиограмме время каждой фазы сердечного цикла. Теперь, зная время каждой фазы мы можем ответить на вопрос:

Когда отдыхает сердце? ( когда наступает общее расслабление)


- Верно. Всего за 0,4 сек. сердце успевает восстановить работоспособность.

- Итак, мы выяснили, что сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока?


Задача: Сердце сокращается 70 раз в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?


Ученики: делают вычисления.

Решение: 200 мл×70 = 14000 мл (14 л) в минуту. 14×40 = 560 л (больше полтонны).


- Сердце – уникальный орган. Сердце обладает удивительной способностью автоматизмом. Как вы думаете что это означает? Автоматизм – это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце.

- Еще раз вернемся к нашему эксперименту. Что изменилось в ходе его выполнения? Почему? В каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно? (предполагаемые ответы: во время стресса, страха, при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее)

Следовательно. Не смотря на автоматизм сердце подвержено влиянию различных факторов, которые изменяют его ритм. А какие способы регуляции деятельности органов и систем органов вы знаете? Посмотрим, как изменяется деятельность сердца под влиянием нервной и эндокринной систем.

- Какое же действие оказывают нервная и эндокринная система на работу сердца?


6. Этап Самостоятельная работа с проверкой (5 мин)

Учитель предлагает выполнить тест самостоятельно. Затем организует взаимопроверку.

Необходимо отметить на каждый вопрос верный наш взгляд вариант ответа. Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте правильность выполнения данного задания, поставьте соответствующую оценку.

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Почему? Какие варианты разрешения затруднений вы можете предложить?

Тест

1. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются:

  1. Артерии

  2. Вены

  3. Капилляры

  1. 2. Мельчайшие кровеносные сосуды:

  1. Артерии

  2. Вены

  3. Капилляры

  1. 3. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются:

  1. Артерии

  2. Вены

  3. Капилляры

  1. 4. Самая крупная артерия называется:

  1. Легочная артерия

  2. Сонная артерия

  3. Аорта

  1. 5. Движение крови из предсердия в желудочек регулируют:

  1. Полулунные клапаны

  2. Створчатые клапаны

  3. Карманные клапаны

  1. 6. Продолжительность паузы в работе сердца составляет:

  1. 0,1с

  2. 0,4 с

  3. 0,3 с

  1. 7. Сердце расположено:

  1. в левой половине грудной клетки;

  2. в центре грудной клетки;

  3. за грудиной;

  4. перед грудиной;

  5. в средостении.

  1. 8. В состав стенки камер сердца НЕ входит:

  1. Эндокард

  2. Перикард

  3. Миокард

  4. Эпикард

  1. 9. Полулунные клапаны расположены между:

  1. левым желудочком и аортой

  2. левым предсердием и левым желудочком

  3. правым предсердием и правым желудочком

  4. левым и правым предсердиями

  1. 10. Сердечная мышца представляет собой:

  1. гладкую мышцу

  2. поперечно-полосатую мышцу, по строению одинаковую со скелетными мышцами

  3. поперечно-полосатую мышцу, по строению несколько отличающуюся от скелетных мышц

  4. клетки гладких и поперечно-полосатых мышц

  1. 7. Включение знания в систему (8 мин)

  2. - Послушайте строки из стихотворения Расула Гамзатова

  3. «Прости меня сердце мое» и я бы хотела поделиться ими с вами.

  4. Учитель читает стихотворение:

  5. Тебя я помучил немало,

  6. Как вспомню, ни ночи, ни дня

  7. Со мной ты покоя не знало,

  8. Прости, мое сердце, меня.

  9. Как плетью, ах, будь я неладен,

  10. Твое подгонял колотье.

  11. За то, что я был беспощаден,

  12. Прости меня, сердце мое.

  13. За то, что железным ты мнилось,

  14. И мог подставлять под копье

  15. Тебя я, безумью на милость,

  16. Прости меня, сердце мое.

  17. Кружит, как над полем сраженья

  18. Порой над тобой воронье.

  19. За подвиги долготерпенья

  20. Прости меня, сердце мое.

  21. Р. Гамзатов

  22. Скажите, о чем говорят эти строки? Что нужно делать, чтобы сберечь свое сердце? (учащиеся высказывают свои предположения)

  23. Свои предположения оформите в виде памятки (в тетради) по сохранению здоровья сердца, которой вы сможете поделиться с друзьями, родными, вашими близкими.

  24. 8. Этап. Рефлексия.(3 мин).

  25. - У вас на столах лежат рефлексивные мишени. Отметьте в каждом из секторов область мишени куда попал ваш выстрел от 1до 5, ответив на вопросы. После урока отставьте мишени, пожалуйста на столах. Спасибо за урок.

  26. 1. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

  27. 2. Насколько понятен материал урока?

  28. 3. Насколько понравился урок?

  29. 9. Домашнее задание. (2 мин).

  30. 1. Прочитать параграф учебника.

  31. 2. Составить памятку по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Органы кровообращения. Строение и функции сердца.

Автор: Авдеева Анна Александровна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок "Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сердечный цикл" "
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytyi-urok-orghany-krovoobrashchieniia-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-sierdiechnyi-tsikl"
    ["file_id"] => string(6) "142391"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418289925"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "урок-кейс по биологии "Органы кровообращения""
    ["seo_title"] => string(46) "urokkieispobiologhiiorghanykrovoobrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "281313"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453493307"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ  ПО ТЕМЕ    «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-kontrolia-znanii-po-tiemie-krov-i-krovoobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "205131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429802053"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса «Трудные вопросы в биологии» "
    ["seo_title"] => string(59) "proghramma-eliektivnogho-kursa-trudnyie-voprosy-v-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147992"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419534948"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "внутренее строение млекопитающих "
    ["seo_title"] => string(43) "vnutrienieie-stroieniie-mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "192506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427465294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства