Программа элективного курса «Трудные вопросы в биологии»
Программа элективного курса «Трудные вопросы в биологии»
Курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Этот курс позволит учащимся 9 класса иметь целостное представление о биологической науке и решить вопрос выбора предмета при профилизации обучения. Курс отражает сложность и многогранность биологии, как науки о живом: он основывается как на классических, так и на современных достижениях биологической науки. Анализ хода подготовки выпускников общеобразовательных школ к итоговой аттестации по биологии показывает, что, как правило, затруднения у них вызывают вопросы по темам, которые изучаются на ступени основного общего образования и не имеющих продолжения на старшей ступени. В частности это вопросы морфологии и систематики растений.
Цель курса заключается в том, чтобы учащиеся основательно усвоили учебный материал
Задачи: - углубить и расширить знания учащихся по разделам «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Генетика». - способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность по биологии; - развивать познавательную активность и самостоятельность в изучении биологии. - реализация образовательных потребностей.
Проведения занятий предусматривает только теоретический курс, практические работы не запланированы.
Принцип отбора материала. Отобранный материал является основой для изучения курса «Общая биология». В основе построения курса лежит повторение, закрепление и углубление полученных ранее знаний по биологии.
Содержание курса позволяет использовать различные формы работы: наблюдения, лекции, коллективные занятия, возможность получения знаний через современные источники знаний
Предполагаемые результаты:
- данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы.
Учащиеся должны знать:
. - строение и функции клетки; Понятие «ткань», основные виды тканей растений и их функции. Органы растений.
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения растений;
- основные этапы развития растительного мира;
Распознавать и описывать строение простейших. губкок, кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, иглокожих, объяснять усложнение тела изучаемых животных по сравнению с ранее изученными. Знать особенности строения членистоногих, выделять особенности строения изучаемых животных в разных средах обитания, распознавать и описывать животных типа Хордовые. Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.
знать значение опорно-двигательной системы, разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; характеризовать типы соединений костей,
находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Уметь называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца, раскрывать сущность понятий круги кровообращения, пульс, кровяное давление, знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них, уметь подсчитывать пульс. Знать сущность процесса дыхания, строение дыхательной системы, Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения, : знать функции и строение кожи, особенности строения выделительной системы, строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга, органы чувств человека, находить на рисунках, таблицах, объяснять значение анализаторов. знать понятия; гуморальная регуляция; железы эндокринной системы.
Учащиеся должны знать основные термины цитологии, генетики, устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза, уметь применять знания о наследственности и изменчивости.
Учащимся пригодятся умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.
Программа ориентирована на подготовленных учащихся. Программа рассчитана на одно полугодье (17 часов)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Трудные вопросы в биологии» »
Программа элективного курса
«Трудные вопросы в биологии»
Количество часов: 17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Этот курс позволит учащимся 9 класса иметь целостное представление о биологической науке и решить вопрос выбора предмета при профилизации обучения. Курс отражает сложность и многогранность биологии, как науки о живом: он основывается как на классических, так и на современных достижениях биологической науки. Анализ хода подготовки выпускников общеобразовательных школ к итоговой аттестации по биологии показывает, что, как правило, затруднения у них вызывают вопросы по темам, которые изучаются на ступени основного общего образования и не имеющих продолжения на старшей ступени. В частности это вопросы морфологии и систематики растений.
Цель курса заключается в том, чтобы учащиеся основательно усвоили учебный материал
Задачи: - углубить и расширить знания учащихся по разделам «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Генетика». - способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность по биологии; - развивать познавательную активность и самостоятельность в изучении биологии. - реализация образовательных потребностей.
Проведения занятий предусматривает только теоретический курс, практические работы не запланированы.
Принцип отбора материала. Отобранный материал является основой для изучения курса «Общая биология». В основе построения курса лежит повторение, закрепление и углубление полученных ранее знаний по биологии.
Содержание курса позволяет использовать различные формы работы: наблюдения, лекции, коллективные занятия, возможность получения знаний через современные источники знаний
Предполагаемые результаты:
- данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы.
Учащиеся должны знать:
. - строение и функции клетки; Понятие «ткань», основные виды тканей растений и их функции. Органы растений.
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения растений;
- основные этапы развития растительного мира;
Распознавать и описывать строение простейших. губкок, кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, иглокожих, объяснять усложнение тела изучаемых животных по сравнению с ранее изученными. Знать особенности строения членистоногих, выделять особенности строения изучаемых животных в разных средах обитания, распознавать и описывать животных типа Хордовые. Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.
знать значение опорно-двигательной системы, разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; характеризовать типы соединений костей,
находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Уметь называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца, раскрывать сущность понятий круги кровообращения, пульс, кровяное давление, знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них, уметь подсчитывать пульс. Знать сущность процесса дыхания, строение дыхательной системы, Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения, : знать функции и строение кожи, особенности строения выделительной системы,строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга, органы чувств человека, находить на рисунках, таблицах, объяснять значение анализаторов. знать понятия; гуморальная регуляция; железы эндокринной системы.
Учащиеся должны знать основные термины цитологии, генетики, устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза, уметь применять знания о наследственности и изменчивости.
Учащимся пригодятся умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.
Программа ориентирована на подготовленных учащихся. Программа рассчитана на одно полугодье (17 часов)
Тематический план
№
Название темы
Количество часов
Дата проведения
Теория
планируемая
фактическая
1.1
Раздел1. I. Ботаника.
Тема: Ткани растений. Органы растений.
5
1
1.2
Тема: Основные отделы растений
1
1.3
Тема: Признаки двудольных и однодольных растений. Систематика покрытосеменных растений
2
1.4
Тема: Способы размножения растений. размножение высших и низших растений.
1
2.1
Раздел 2. Зоология.
Тема: Простейшие
4
1
2.2
Тема: Беспозвоночные
1
2.3
Тема: Хордовые
1
2.4
Тема: Эволюция строения и функций органов и их систем.
Тема: Кровеносная и лимфатическая системы организма. Эндокринная система.
1
3.3
Тема: Дыхательная система. Пищеварительная система. Выделительная система
1
3.4
Тема: Нервная система человека. Анализаторы
1
4.1
Раздел 4. Общая биология.
Тема: Клеточный уровень.
5
1
4.2
Тема: Организменный уровень.
1
4.3
Тема: Обмен веществ в клетке – метаболизм
1
4.4-4.5
Тема: Основные понятия генетики.
Решение задач.
2
Итого: 17ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. РАСТЕНИЯ (5 ч.).
Тема 1: Ткани растений. Органы растений.
Понятие «ткань», основные виды тканей растений и их функции. Органы растений. Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией. Строение корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. Строение корневых систем. Видоизменение корней, их биологическое и хозяйственное значение. Побег. Боговые конусы нарастания – листья, почки. Особенности строения листа, связанные с осуществлением процесса фотосинтеза. Различные виды стеблей. Устьица, чечевички, их роль в газообмене. Репродуктивные органы растения. Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Способы опыления. Классификация соцветий. Типы плодов и различные способы распространения
Демонстрация: таблицы, гербарий. Побег и почки, различные способы распространения плодов и семян. Живые цветки комнатных растений: модель цветка вишни, капусты: таблицы «Строения цветка», «Простые и сложные соцветия»,
Тема 2: Основные отделы растений.
Водоросли – низшие растения. Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями. Демонстрация: таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли». гербарные экземпляры, Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений
Тема 3: Признаки двудольных и однодольных растений. Систематика покрытосеменных растений
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Классификация цветковых растений. Класс двудольные растения морфологическая характеристика. Класс однодольные растения морфологическая характеристика. Демонстрация живых и гербарных растений.
Тема 4: Способы размножения растений. Размножение высших и низших растений.
Бесполое размножение растений разных жизненных форм. Значение размножения. Размножение спорами. Половое размножение. Вегетативное размножение растений, его значение. Способы вегетативного размножения растений в природе. Демонстрация: живые и гербарные экземпляры растений, размножающихся вегетативным способом; таблицы «Вегетативное размножение».
Раздел 2. Зоология. (4 ч)
Тема 1: Простейшие
Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Демонстрация: таблиц, рисунков об одноклеточных.
Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточные с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Самые простые трехслойные животные:Плоские черви, сосальщики, ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму. Кольчатые черви и их многообразие. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие. Демонстрация: таблиц, рисунков червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Кольчецы и их разнообразии , коллекций членистоногих, развития насекомых, влажного препарата ланцетника, натуральных объектов: морского ежа, морской звезды
Тема 3: Хордовые.
Тип хордовых: хрящевые, костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Земноводные. Внешнее и внутреннее строение земноводных. Пресмыкающиеся- внешнее и внутреннее строение. Птицы. Биологические особенности. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Строение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение.
Демонстрация: таблиц и рисунков о строении развитии рыб, влажного препарата – «Лягушка». Внешнее и внутреннее строение» Таблиц и рисунков с изображением амфибий, таблицы с изображением рептилий, таблицы с изображением птиц. Демонстрация: таблиц и рисунков с изображением млекопитающих.
Тема 4: Эволюция строения и функций органов и их систем.
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Демонстрация: таблиц и рисунков по теме.
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Скелет и мышцы, их функции. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.
Тема 2: Кровеносная и лимфатическая системы организма. Эндокринная система.
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы сахарного диабета. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов.
Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча
Тема 4: Нервная система человека. Анализаторы .
Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Условные и безусловные рефлексы .Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Анализаторы и органы чувств. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Раздел 4. Общая биология. (4 ч)
Тема 1: Клеточный уровень.
Клетка. Строение клетки. Функции органоидов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Деление клетки — основа размножения.
Тема 2:ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации
Тема 3: Обмен веществ в клетке – метаболизм.
Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Автотрофное питание. Фотосинтез. Синтез белков в клетке.
Тема 4: Основные понятия генетики.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Занятие 12.
Тема: Нервная система человека. Анализаторы.
Цель: вспомнить о строении и значении нервной системы и органов чувств.
1.Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
2. Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.
Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Тема:Основы генетики .Решение задач на моногибридное скрещивание Цель: повторениеи обобщение знание по теме генетика. Повторить определение основных термин, вспомнить законы генетики повторениеи обобщение знание по теме моногибридное скрещивание .Ход занятий
Основные термины и понятия в генетике (работа с комментированными ответами):
Законы Менделя. Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов, а также механизмы управления этими процессами. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ
Термин
Определение
1
2
Наследственность
Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству
Изменчивость
Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
Ген
Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка. Гены находятся в хромосомах, где они расположены, образуя «группы сцепления»
Аллельные гены
Парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного и того же признака (например, цвета волос, глаз, формы уха)
Альтернативные признаки
Противоположные качества одного и того же признака
Доминантный признак
Господствующий, преобладающий -обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.
Рецессивный признак
Подавляемый признак, обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, Ь. с и т. д.
Гомозигота
Клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа)
Гетерозиготна
Клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа}, то есть несущая альтернативные признаки
Генотип
Совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей
Фенотип
Совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития
Чистая линия
Генотипически однородное потомство, полученное исходно от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи с помощью отбора и дальнейшего самоопыления (самооплодотворения)
Общепринятые в генетике обозначения:
Закономерности наследования впервые были установлены Г. Менделем в результате многолетних (1856-1863 гг.) опытов с различными сортами гороха с помощью гибридологического метода.
Гибридологический метод - это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования этих признаков у потомства.
Скрещивание особей, различающихся по одной паре признаков, называется моногибридным скрещиванием.Для скрещивания выбираются две гомозиготные особи с альтернативными признаками. 2.Первый Закон Менделя- закон единообразия первого поколения гибридов. 3. Второй закон Менделя закон расщепления 4.Практическая часть: Решение задач