Просмотр содержимого документа
««Опорно – двигательная система» »
Обобщающий урок по теме: «Опорно – двигательная система»
Цель: закрепление знаний по теме.
Задачи:
образовательная: повторить материал и оценить знания по теме: «Опорно – двигательная система»
развивающая: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;
воспитательная: профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.
Оборудование: таблица «Скелет», «Мышцы», карточки с вопросами тестов. Набор карточек с ответами к заданию № 1, № 2. Компьютер.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
Вступительное слово учителя. Ознакомление с правилами работы на уроке. Класс делится на 3 группы. Задача каждой группы на первом этапе выбрать себе капитана и дать название команде, связанное с темой урока «Опорно-двигательная система». За каждое задание дается определенное количество баллов. Команда, набравшая большее количество баллов (18-10) - получает оценку «5», команда, набравшая количество баллов (10-8) - оценку «4»; команда, набравшая количество баллов (7 – 6) получает оценку «3», набравшая количество баллов (менее 6) получает оценку «2», повторяет теоретический материал по теме, как домашнее задание.
Особенности строения опорно-двигательной системы.
Класс поделен на 3 команды.
Конкурс «Сложи правильно» (задание двум учащимся каждой команды).
На доске прикреплены 3 таблицы с кармашками с указанием основных отделов скелета, основных мышц , типов соединения костей. Учащимся необходимо вставить в кармашки таблицы слова с правильными названиями костей, мышц и соединений костей.
А) Назовите основные отделы скелета и из каких костей состоит скелет человека?
Б) Назовите основные мышцы головы, туловища, конечностей
В) Какие типы соединения костей вам известны. Приведите примеры.
На доске висят таблицы с кармашками. Учащиеся получают набор одинаковых карточек и должны правильно разместить карточки из всего набора названий по отделам скелета, мышцам, соединениям костей.
Команде №1. Назовите основные отделы скелета и из каких костей состоит скелет человека?
Череп
А) Мозговой отдел (теменная, височная, лобная, затылочная)
Б) лицевой отдел (верхнечелюстная, скуловая, носовая, небная, нижняя челюсть)
10. Искривление позвоночника в боковую сторону называется:
1) кифоз
2) лордоз
3) сколиоз
Рёбра и грудину относят к:
1) Губчатым костям
2) Трубчатым костям
3) Плоским костям
В состав пояса верхней конечности входит:
1) грудина
2) лопатка
3) плечевая кость
Тест
Вариант 3.
В каждом из предложенных заданий выберите один верный ответ.
Кость это – ……….. ткань
А – эпителиальная
Б – нервная ткань
В – соединительная
Г – поперечнополосатая мышечная
Органические вещества обеспечивают костям:
А – твёрдость и хрупкость
Б – твёрдость и гибкость
В – хрупкость и эластичность
Г – гибкость и эластичность
Неподвижно соединены:
А – кости верхней конечности
Б – позвонки грудного отдела позвоночника
В – кости черепа
Г – кости нижней конечности
Кости черепа, лопатки, тазовые кости относятся к ………. костям
А – плоским
Б - длинным трубчатым
В – коротким трубчатым
Г – губчатым
В состав стопы не входят:
А – плюсна
Б – запястье
В – предплюсна
Г – фаланги пальцев
Функцию кроветворения выполняет:
А – хрящ
Б – красный костный мозг
В – жёлтый костный мозг
Г – надкостница
К мозговому отделу черепа не относятся ………. кости:
А - височные
Б – затылочная
В – скуловые
Г – теменные
В связи с прямо хождением у человека появилась:
А – пятипалая конечность
Б – мозговой отдел черепа стал больше лицевого
В – большой палец на руке противопоставлен остальным
Г – сводчатая стопа
Нарушение целостности кости – это
А – перелом
Б – ушиб
В – вывих
Г – растяжение
Что не является причиной нарушения осанки
А – не тренированность мышц
Б – нерациональное питание
В – переутомление
Самопроверка. Ответы высвечиваются на экране.
Физминутка
Конкурс « Это должны знать все!» (Отчет домашнего задания. Учащихся показывают свои презентации (до 5 слайдов) по теме « Оказание первой доврачебной помощи при повреждении опорно-двигательной системы)
Конкурс «Памятка на всю жизнь»
Все вы знаете о заболеваниях опорно-двигательной системы. Какие это нарушения? Правильно - это и нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Задание: в течении 5 минут составьте памятку о предупреждении нарушений осанки, искривления позвоночника, плоскостопия (работа в группе)
V. Конкурс «Эрудит».
Вопросы команде:
В какой части скелета присутствует географический термин (хребет).
В какую сумку нельзя ничего положить? (суставную)
Назовите предметы обихода, встречающиеся в названии в отделе скелета (Таз, Лопатки).
VI. Конкурс «Кто лишний?»
Бедренная кость Кости плюсны Лобная кость
Локтевая Теменная Плечевая
Большая берцовая Предплюсна Височная
Малая берцовая Пальцы кисти Верхнечелюстная
Ключицы Таз Лопатки
Теменная кость Лучевая кость Локтевая кость
Вывод: Сегодня на уроке мы повторили и закрепили не только ваши знания по теме «Опорно-двигательная система». И я надеюсь, что вы не будете испытывать трудности со своим здоровьем, ведя здоровый образ жизни и занимаясь физкультурой и спортом. Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь! Будьте стройны, красивы и здоровы.
Подведение итогов членами жюри.
Выставление оценок по шкале оценок каждому ученику по теме.
Домашнее задание: повторить параграф « Первая помощь при повреждении опорно-двигательной системы»
Рефлексия. У вас на столах лежат карточки 3 цветов (красная, желтая, зеленая) Если вам понравился сегодня урок, вам все было понятно и интересно, поднимите зеленую карточку. Если у вас остались вопросы по теме нашего урока, и вы затрудняетесь самостоятельно ответить на них – желтую. Если материал урока был вам непонятен – красную. Спасибо за урок!
Таблица для членов жюри.
Названия конкурсов
Конкурс «Сложи правильно»
Конкурс художников.
Тесты
Конкурс
« Это должны знать все!»
Конкурс «Памятка на всю жизнь»
V-VI Конкурс «Эрудит».
VI. Конкурс «Кто лишний?»
Итог урока
Рефлексия
Максимальное количество баллов
10
10
10
5
5
3 +3
Время на конкурс
5
5
5
15
6
4
5
Шкала оценок за урок
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Количество баллов
18 - 10
10 - 8
7 - 6
Менее 6
Оценочные листы класса (пример выставления оценок)