Головина Анна Ивановна
учитель биологии
Донецкой специальной
школы-интерната №19
(для глухих детей)
Конспект урока БИОЛОГИИ
9 класс
Тема урока. Первая помощь при повреждении опорно-двигательной системы.
Цели урока: познакомить учащихся с различными видами травм опорно-двигательной системы и приёмами первой помощи при таких травмах; научиться оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихах и переломах костей; содействовать формированию жизненной компетентности путём использования ситуаций; корректировать произношение.
Оборудование: таблица «Скелет человека», рисунки «Повреждение конечностей и первая помощь», рентгенограммы вывихов и переломов, шины, бинты, доски, линейки, палки, косынки, муляжи костей.
Словарь: растяжение связок, ушиб, вывих, закрытый и открытый переломы, шина, тугая повязка, наложение шины.
Тип урока - комбинированный.
Ход урока.
І.Организация класса.
1. Проверка звукоусиливающей аппаратуры
2. Речевой момент.
Какую биологию мы изучаем?
Какую тему мы изучаем?
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
ІІ.Проверка домашнего задания.
- Составить ассоциативный куст к понятиям «опорно-двигательная система»
скелет мышцы сустав
кости кифоз
хрящевая ткань лордоз
надкостница сколиоз
Что такое лордоз?
Что называют сколиозом?
Что такое кифоз?
Как избежать эти нарушения опорно-двигательной системы?
(Нельзя сутулиться, спать на мягкой и вогнутой кровати, носить тесную или на высоком каблуке обувь. Необходимо равномерно распределять тяжести, сидеть ровно за партой, регулярно заниматься физкультурой.)
ІІІ Сообщение темы
ІУ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Беседа:
- Каково строение кости? (красный костный мозг, губчатое вещество, желтый костный мозг, надкостница).
- У молодого петуха удалили бедренную кость, но оставили надкостницу. Через время кость восстановилась почему? За счет чего происходит рост костей? (Кости растут в толщину за счет надкостницы, а в длину за счет хрящевой ткани).
-Кости растут всю жизнь или нет?( до 20-24 лет).
- Что происходит потом? ( Клетки костей обновляются: новые образуются, а старые разрушаются).
- Сколько весит скелет человека? (8 килограмм, наш скелет очень прочный).
-Что обеспечивает прочность костей? ( Костная ткань состоит из пластинок, образованными костными клетками и межклеточного вещества с коллагеновыми волокнами. Расположение пластинок напоминает сетку).
Учитель: Несмотря на высокую прочность скелета в силу различных обстоятельств у человека могут быть повреждения костей и суставов. Что такое сустав и каково его строение? Сегодня мы будем говорить о повреждениях опорно-двигательной системы, их признаках и приёмах первой помощи.
- Какое вам было дано задание?
- Подготовить сообщение о повреждениях опорно-двигательной системы.
У. Изучение нового материала.
- Дети делают сообщения о видах повреждения ОДС, их признаках и первой помощи.
- Заполнение таблицы.
Виды повреждений
Признаки повреждений
Приемы первой помощи
1.Растяжение
Отечность, кровоизлияние, сильная боль
- холод,
- тугая повязка
- обратиться к врачу.
2.Вывих
Сильная боль, суставная головка выходит из суставной впадины, при этом растяжение, разрыв связок
- Полный покой суставу
- Руку повесить на бинте или косынке
- На ногу наложить шину
- Холод
- Доставить в травм пункт
3.Перелом конечностей
А)закрытый
Б)открытый
Боль, отёк.
Боль, разрыв тканей, кровотечение
- Полная неподвижность конечности
- Наложить шину
- При отсутствии шины прибинтовать руку к туловищу, а ногу к здоровой ноге
- Обработать рану, наложить чистую повязку, и шину
4.Прелом ребра
боль
- Выдохнуть, дышать не глубоко
- Грудную клетку забинтовать
- Обратиться к врачу, травм пункт
5.Перелом черепа
боль
- Уложить пострадавшего на спину
- Приподнять голову
- Вызвать врача
6.Перелом позвоночника
боль
- Уложить лицом вниз
- Вызвать скорую помощь.
- Сообщение учащихся сопровождать демонстрацией рисунков, таблицы, рентгенограмм и дополнения учителя. Дополнительные сообщения о изобретении гипсовых повязок Н.И.Пироговым, это изобретение помогло спасти множество воинов от ампутации конечностей в крымскую войну 1852-1854г.
УІ.Закрепление знаний.
- Повторить по таблице виды повреждений и приемы первой помощи.
Практическая работа №2 Первая доврачебная помощь при травмах.
- Отработать приёмы первой помощи.(под руководством школьного врача).
УІІ. Итог урока.
- Что вы узнали и чему научились на уроке?
-Мы узнали виды опорно-двигательной системы и их признаки. Научились оказывать первую помощь при растяжении, вывихах, переломах.
УІІІ.Домашнее задание.
?21 изучить, упражняться в оказании первой помощи.