Урок «Заболевания опорно – двигательной системы и их профилактика» по биологии человека в 8 классе по УМК Сонина Н. И.
Урок начинается с вопроса учителя к детям: Какова тема урока? Вам может подсказать тему урока данный слайд. - ( Слайд №1) Что это? А почему такое может произойти
Какова же тема урока? Дети говорят сами
Тема урока: Заболевания опорно – двигательной системы и их профилактика
Работа в тетрадях: Тема: Заболевания опорно – двигательной системы и их профилактика ( Слайд №3)
Цель: сами - изучить заболевания опорно – двигательной системы и предложить меры по их профилактике
Задачи: Читаем по слайду
- рассмотретьтакие такие виды заболеваний опорно – двигательного аппарата, как нарушение осанки и плоскостопие;
- показать распространение данных заболеваний у нас в школе и в классе
-определить роль профилактических мер по недопустимости данных заболеваний;
-выявить возможности использования гимнастических упражнений для коррекции осанки и уменьшения плоскостопия
Какая задача вам ближе всего? 4 Хорошо, вернемся к ней в конце урока.
Правила получения баллов: устные ответы – 1 балл, письменные – баллы обозначены на слайде. По движению урока вы проставляете себе баллы, по сумме баллов – итог урока
Итак: нарушение осанки ведет к искревлению позвоночника. Девочки из 8 класса провели исследовательскую работу по теме: «Нарушение осанки – важная проблема наших школьников» Слушаем и смотрим внимательно, задаем вопросы
Небольшая тестовая работа по исследовательской работе
Письменная работа в тетрадях - 1,5 мин
1.рисунок
2. Осанка — это
1) болезненное изменение стопы
2) вертикальное положение позвоночника
3) привычное положение тела человека
4) болезнь позвоночника
3 .Нарушение осанки приводит к …
4. Почему у детей чаще всего нfблюдаются искривления костей?
1) костная ткань богата водой
2)в костной ткани наблюдается преобладание минеральных веществ
3)в костной ткани велика доля органических веществ
4)количество органических и минеральных веществ в костной ткани приблизительно одинаково
Проверяем – 4 балла По сумме баллов – Оценка за урок (Слайд № 8)
Сообщение о плоскостопии – девочки приготовили, слово им
Ваше домашнее задание по выявлению плоскостопия у вас самих. Говориит каждый и показывает свой лист с ногой.
Выявление плоскостопия
Мокрой (или покрытой красителем) ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет, если заходит – есть.
Сделайте вывод о наличии или отсутствии нарушений стопы
Итог из 8 человек - ? с нарушениями стопы
У кого сделано домашнее задание пишем себе 2 балла
Физминутка . Сели поудобнее, стряхнули плечами и кистями рук и делаем гимнастику для глаз - влево, вправо, вверх, вниз. По наружному кругу глазами, по внутреннему, а потом восьмерка глазами.
Встали – поворот шеи направо, налево, вверх, вниз. Плечо вверх, вниз. Второе плечо вверх, вниз. Помогаем ногами. И нога и плечо вверх, вниз (Слайд № 13)
Работа с книгой Батуева стр 161 и по группам: выработка правил по 1 группа – формированию осанки; 2 группа – по предупрежнею плоскостопия. На листах пишут правила маркером, озвучивают. Ставим баллы в группах – 1 балл за правила, 1 балл за выступление от группы. Песочные часы и мешочки с песком на голове для выработки осанки
Осанка
Нужно правильно сидеть за ученическим столом:
- За партой следует сидеть прямо
- Между грудью и партой должно оставаться пространство в 3 – 4 см
- Предплечья свободно лежат на столе
- Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставе под прямым углом
- Ступни опираются на пол
Детям рекомендовано пользоваться ранцем
Плоскостопие
Правильный подбор обуви:
- Подросткам нельзя носить тесную обувь и обувь на каблуке
- Обувь должна быть с задниками и со шнуровкой на небольшом каблуке
Соответствующая физическому развитию физическая нагрузка:
вред от малоподвижного образ жизни и чрезмерных физических нагрузок
Нельзя долго стоять на ногах – характерно для взрослых в связи с профессией
Баллы за правила от 1 до 3 баллов
Но…ситуация такова, что вы знали все эти правила, но у вас произошло нарушение осанки или появилось плоскостопие. Что делать? Расскажет В Спирякова
Проект: «В здоровом теле – здоровый дух»
Продукт проекта - буклеты всем учащимся
(Слайд № 22) А вам известны пословицы о здоровом образе жизни?
Быстрого и ловкого …. болезнь не догонит
В здоровом теле…. здоровый дух
Двигайся больше…проживешь дольше
Если хочешь быть здоров - ….закаляйся
Здоровье за деньги….. не купишь
Болен – лечись, а здоров - …..берегись
Живешь каково и …..здоровье таково
Закаляй свое тело с ….пользой для дела
Здоровьем слаб, так и …духом не герой
По 1 баллу за пословицу 1 балл – 9 баллов
Утренняя гимнастика (Слайд № 23) Работа в группах по 2 человека с розданным материалом – карточки с изображением гимнастических упражнений, прокомментировать зарядку на основе полученных знаний. 1 балл
Поднимите руки, кто делает зарядку? И мы сейчас посмотрим, как это сказывается на вашей умственной деятельности. Подсчитываем свои баллы и ставим себе оценку. Поднимите руки у кого оценка 5, 4 и т. д.
Домашнее задание кроссворд по материалу урока ( 10 слов) (Слайд № 24)
Рефлексия по тому, ка справились с поставленными в начале урока задачами и выполнили ли цель урока. Говорят дети. (Слайд № 25)
Оценка работы учителя детьми – заполнение карточек (Слайд № 26)- левому столбцу выбираем соответствие в правом
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Спасибо дети – вы самые самые. Мне было очень приятно с вами работать сегодня. (Слайд № 27)